Школы и концепции в культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школы и концепции в культурологии



Типология культуры.

Линейные концепции культуры.

Циклические концепции культуры.

Психоаналитические концепции культуры.

 

4.1. Типология культуры

Смена эпох в истории человечества неизбежно отражается в культуре. Более того, люди могут еще не замечать существенных изменений, хотя они уже проявляются как в духовной, так и в материальной культуре. Наконец, когда они полностью реализуются, мы говорим, что мир вступил в новую эпоху. Исторические судьбы культуры, механизм социокультурной динамики пытались изучать, анализировать многие ученые. А поскольку проявления культуры разнородны и многогранны, возникала задача их упорядоченного описания и объяснения. Это позволяет создать научный метод типологии (от греческого tupos – отпечаток, форма, образец + logos – слово, учение). В его основе лежит операция расчленения системы объектов и их группировка с помощью определенной обобщающей модели. Типологические построения при изучении культуры стали использоваться еще в ХVIII – ХIХ вв. Типология позволяет выяснить закономерности развития сложных систем, их структурные элементы, сходства и различия составляющих их объектов и способы их идентификации. С помощью типологии феномены культуры классифицируются, сводятся к определенным типам. Критерии, при помощи которых выделяются типы, могут быть различны, однако обязательным условием должно быть единство избранного основания.

Например, хозяйственно-культурный подход, позволяющий выделить типы культуры по отношению людей к природе и формам организации хозяйственной деятельности (бронзовая культура, пастушеская культура, земледельческая, технологическая и т.п.). Однако различные историко-географические условия вели к существенным отличиям в традициях, например, кочевников сибирского севера и аравийского полуострова. Таким образом, подобная типология достаточно обобщенна.

Исторический подход позволяет выявить движение и развитие культуры во времени, в соответствии с основными историческими ступенями развития человечества: от первобытной или традиционной культуры до современной.

Разновидностью исторического подхода является формационный подход, отдающий приоритет материальным факторам в развитии общества. Так, марксистская социология выделяет экономико-исторические типы общества с соответствующими типами культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий и т.д. В русле такого подхода оказываются и критерии, выделяющие культуры по классовому, социальному (пролетарская, крестьянская, буржуазная), политическому (революционная, реакционная) признакам. Однако классовый принцип довольно ограничен – ведь многие явления культуры сложны и многогранны.

Существует типология культуры, предложенная немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920), в основу которой положены идеальные типы культуры, представляющие собой абстрактные модели – это теория идеальных типов. Идеальными, абстрактными типами культур оперировал и Карл Ясперс.

Типология культуры может исходить из цивилизационного подхода, о котором уже упоминалось в первой главе. В рамках этого подхода выделяется ряд цивилизаций или культур, каждая из которых самостоятельно развила свои самобытные начала. Эта линия в культурологии получила название циклизма в противовес линейным принципам анализа социокультурного процесса. Об этом пойдёт речь в настоящей главе. Оба этих подхода: и линейный, и циклический - признают оппозицию «Запад – Восток».[11]

Более универсальную классификацию предложил Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). Он выделил типы культур, в основе которых лежит их мировосприятие – отношение к действительности и методам ее познания. Поиск более точных критериев продолжается и в настоящее время. На базе различных типологий формировались и различные концепции развития культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)