Закономерности и функционирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и функционирование



/. Сущность управляемых объектов.

2. Свойства и организация управляемых объектов.

3. Социальный механизм формирования и реализации государственного

управления

Россия, вступая в XXI в., переживает сложный период фор­мирования правовых, экономических, социальных основ де­мократического общества. Объективные условия, в которых придется действовать человеку, диктуют новые формы мышле­ния, поведения. В этой ситуации предстоит усовершенствовать методы государственного участия в экономике, гарантировать законные права хозяйствующих субъектов, ускорить социаль­ное и духовное развитие, одним словом,активизировать субъек­тивный фактор.

Люди могут жить только среди людей, т.е. в обществе. Имен­но здесь проявляются их личные интересы, потребности, цели. Любые решаемые в обществе проблемы не могут быть претворе­ны в жизнь без управления, помимо управления, вопреки уп­равлению.

В научной литературе зафиксировано несколько представле­ний об управляемых объектах государственного управления. Долгое время существовало мнение, будто государство призва­но управлять всеми общественными процессами, определять сознание, поведение и деятельность людей. В итоге такой под­ход привел к известному тоталитаризму. После краха тотали­тарных режимов в начале 90-х гг. окончательно отвергнуто ого­сударствление общества, превратившее человека в «винтик»


86 Глава 4

партийно-государственной машины. Однако и обратные этому суждения так называемых неолибералов вообще оставляют го­сударство без управляемых объектов.

Сегодня складывается концепция сильного, а точнее дей­ственного, стимулирующего, эффективного, но ограниченного правом и соблюдением общечеловеческих ценностей, государ­ства. Развитие современного общества невозможно без регулиру­ющей роли государства. Но такое регулирование не должно стеснять естественные процессы саморегулирования и самораз­вития общества.

Государственное управление состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности и отношений личности, кол­лектива, государства и общества, установлении их рациональ­ных взаимосвязей путем применения государственной власти.

Государственное управление воздействует на все стороны воспроизводства и сферы деятельности. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, ре­гулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере распределения не допус­кается чрезмерная монополизация отдельными лицами или группами решающих средств производства, так как она приво­дит к поляризации богатства и бедности, подавлению личности.

Государственное управление реализуется в определенной среде: природной, экономической, социальной, международ­ной и т.д. Органы государства, должностные лица, государ­ственные служащие, осуществляя управление, должны учиты­вать все эти факторы и в той или иной степени воздействовать на них. Государственное управление — это управление не веща­ми, а прежде всего людьми. Действующим лицом в управлении всегда выступает человек.

Между тем наряду с человеком объектами государственного управления признаются территория, природа и ее ресурсы, средства и орудия труда, техника и другие вещественные эле­менты.

Субъекты и объекты управления — качественно разные уп­равленческие явления. Они различаются:

во-первых, по характеру и видам общественных отношений, в системе которых действует каждый человек. Везде проявляют­ся различные потребности, интересы и цели людей, а соответ­ственно, возникают разные результаты от участия;


Общественные процессы как объекты государственного и муниципального... 87

во-вторых, по характеру и видам деятельности, поскольку для конкретного вида деятельности необходимы определенные знания, навыки, профессиональная подготовка, опыт, средства и орудия труда;

в-третьих, по социальным ролям, выполняемым человеком, которые представляют собой сочетание индивидуального и об­щественного, благодаря чему личные способности и интересы человека находят общественное восприятие, поддержку и при­знание.

Государственное управление необходимо рассматривать комплексно, как целенаправленное воздействие органов государ­ства, его учреждений и служащих на различные сферы жизни об­щества, поведение индивидов и их коллективов. Это — единый цикл регулирования государством различных отношений в обще­стве путем применения государственной власти и использования прямых и обратных связей субъекта и объекта управления.

Воздействие управляющего субъекта (органа государства, должностного лица и т. д.) на объект — установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие может быть постоянным, эпизодическим или временным, активным (даже силовым), мягким («управлением дирижера»), внешне незаметным. Для хорошо отлаженного управления характерно последнее.

В качестве управляемых со стороны государства выступают те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством ма­териальных и духовных продуктов и социальных условий жизнеде­ятельности людей. Цель такого государственного управления — создание управляемыми объектами потребительских ценностей, способных удовлетворять разнообразные частные и обществен­ные потребности, поддержание и укрепление всей системы свя­зей человека с обществом и природой.

В современных условиях важно не принижать роль государ­ства, уповая на то, что рынок сделает все сам, не ослаблять его функции, а укреплять, повышать его эффективность в соответ­ствии с принципами общечеловеческих ценностей.

Управляемые объекты — центр приложения массовых усилий общества, поскольку именно ими создается все необходимое Для жизни людей: пища, одежда, жилье, социальные услуги, ду­ховная продукция. В общественных отношениях, в различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государ-


88 Глава 4

ство управляет только теми взаимосвязями, которые имеют зна­чение для всего общества, относятся к реализации всеобщих по­требностей, интересов и целей. Государство часто ограничивает­ся лишь взаимодействием с управляющими структурами эконо­мических, социальных и духовных объектов, упорядочивая их внешние связи, обеспечивая соблюдение общих для них правил поведения.

Анализ управляемых объектов создает концептуальные пред­посылки для понимания и оценки многих проблем государ­ственного управления.

Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъ­ектом государственного управления, так как воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий яв­ляется первичным и главным для жизнедеятельности людей. Уп­равляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономер­ности и в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности.

Управляемые объекты рационально и эффективно функцио­нируют лишь в адекватных им организационных формах. Каж­дый вид кооперированной деятельности, а также коллективное выполнение социальных ролей требуют своей организации; оп­ределенные формы организационного выражения, институали-зации получают и различные виды общественных отношений. Самое сложное в данном аспекте для управляемых объектов заключается в выборе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, за­ложенных в соответствующих общественных отношениях, ви­дах деятельности и социальных ролях. Надо постоянно отслежи­вать зависимости между содержанием и формой и не позволять форме тормозить реализацию обновляемого (развивающегося) содержания.

Управляемые объекты связаны с потреблением и производ­ством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка форми­рования, общественного статуса, процедур общественной по­дотчетности и контроля. Если рассматривать функционирова­ние управляемых объектов в перспективе, то их правовая прояс-ненность и устойчивость являются важным источником их собственного успеха.


Общественные процессы как объекты государственного и муниципеиьного... 89

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что раз­граничение субъектов и объектов государственного управления и, соответственно, их четкая структурно-функциональная ха­рактеристика приобретают важный методологический аспект.

Человек в управляемых объектах мыслит, рассуждает, ориен­тируется, выражает и осуществляет свое представление о вещах и общественных ценностях, поступает в соответствии со своими целями, мотивами, установками и т.д. Исходя прежде всего из человеческой сущности управляемых объектов, можно выде­лить следующие их свойства.

Первое свойство управляемых объектов — самоактивность, т. е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных причин. Самодвижение — естест­венное состояние и условие жизнедеятельности человека как социального существа, групп (коллективов) людей и общества как человеческих образований. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в соответствии с пред­ставлениями их компонентов; в установлении с ними активно­го взаимодействия, ведущего к равновесию отношений; в прис­пособлении к складывающейся ситуации.

Второе свойство связано с тем, что самоактивность людей в управляемых объектах всегда отличается целенаправленным ха­рактером, ориентацией на конкретные предметы, явления, от­ношения, результаты. Свойство целеполагания управляемых объектов создает основания для анализа и классификации их в зависимости от преследуемых целей, соотношения таких целей с реальными объективными возможностями, выработки меха­низмов влияния на формирование целей, структурализации це­лей и согласования их с целями субъекта государственного уп­равления и всего общества.

Третье свойство управляемых объектов можно обозначить как их адаптивность (приспособляемость) к условиям и факто­рам природного и социального бытия. Адаптивность свидетель­ствует о способностях человека (коллектива) в бесчисленных


90 Глава 4

жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы сохранять и развивать себя.

К четвертому свойству управляемых объектов относится их способность к самоуправлению (сознательному саморегулирова­нию) своей жизнедеятельностью и своим развитием. Самоуп­равление в деятельности людей и их объединений (социальных общностей) осуществляется в основном вследствие осознания объективной действительности при определенном социально-психологическом приспособлении к ней.

Пятое свойство управляемых объектов — зависимость от объ­ективных условий и факторов общественной жизнедеятельнос­ти и воспроизводство их в своем функционировании и органи­зации.

Комплекс перечисленных свойств управляемых объектов определяет меру управляющих воздействий со стороны государ­ства.

Управляемая общественная жизнедеятельность, как сово­купность управляемых объектов, образует сложную систему, состоящую из разных людей, занятых в производственных, со­циальных, духовных и других процессах. В центре ее находится всегда человек. Поэтому управляющие воздействия, осущест­вляемые каким бы то ни было государственным органом, долж­ны обязательно доходить до человека и вызывать соответствую­щий отклик в его сознании, поведении и деятельности.

Вместе с тем человек — существо коллективистское, он объ­единен с другими в процессах производства и социального об­щежития. Различные социальные роли обусловливают объедине­ние людей в многообразные коллективы, причем один и тот же человек может состоять во многих из них. Сами коллективы ин­тегрируются в более широкие и сложные общности: социальные общности (классы, социальные слои и сословия, профессио­нальные группы), территориальные общности (населенные пункты, районы, города, области, республики и т.д.), общест­венные объединения (партии, общественные организации и т.д.), производственные комплексы и т.д.

В любом современном обществе существуют разные коллек­тивы: естественно сложившиеся, формализованные, требующие регистрации в государственных органах, объединения устойчи­вые, постоянные и временные, преходящие, многочисленные


Общественные процессы как объекты государственного и муниципального... 91

(массовые) и имеющие очень небольшой состав, общегосудар­ственные и местные и т.д.

Самый крупный коллектив в стране — это общество. Суще­ствует множество общественных, творческих, спортивных и иных объединений. Особое место занимают общества религиоз­ные, которые не относятся к общественным объединениям, объединения, извлекающие прибыль (акционерные общества), разного рода артели, кооперативы и т.д. Специфика тех или иных объединений оказывает прямое воздействие на особен­ности государственного управления по отношению к ним.

Отношения между государством и коллективом определяют­ся многими обстоятельствами, в частности, характером форми­рования коллектива, его природой, социальным характером, значением в общественной жизни, позицией по отношению к государственной власти и т. д.

Отношения государства с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Хотя их правовое положение однотипно: все они — общественные объе­динения, но предпринимательские союзы являются скорее со­ветниками государства, его органов прежде всего по вопросам экономической политики. Иногда предпринимательские сою­зы выступают и как группы давления, что обычно имеет место в кризисных ситуациях. В России крупные предприниматели нередко ставили условия правительству. Если предпринима­тельские союзы выходят за пределы закона и круга деятельнос­ти, допустимой для общественных объединений, органы госуда­рственной власти принимают в отношении них соответствую­щие ограничительные меры.

Среди общественных объединений важнейшее место зани­мают политические партии, целью которых в отличие от других общественных объединений является борьба за государствен­ную власть (в современных условиях преимущественно мирны­ми средствами, используя выборы). Партии стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают давление на государственную власть.

Государство как часть общества играет особую роль в обще­стве, оно отчуждается от него, приобретая собственное бытие и тенденции развития. Ни в прошлом, ни тем более в современ­ных условиях невозможно представить реальное общество, ко­торое существовало бы без государственного регулирования.


92 Глава 4

Сочетание саморегулирования общества и государственного ре­гулирования находит отражение в специфике конституционных норм, относящейся ко многим сторонам общественного строя.

В течение последних двух десятилетий роль государства в об­ществе пересматривается. Речь идет об извлечении уроков из тоталитарного и авторитарного прошлого многих стран, в том числе развивающихся, когда на государство возлагапись чрез­мерные надежды, и об уточнении концепций государства всеоб­щего благоденствия, когда на него в капиталистической Европе возлагались такие социапьные тяготы, которых не выдерживала экономика1.

Необходимо обратить внимание, что в управляемой общест­венной системе, в ее компонентно-структурном отношении проявляются три основных уровня управляемых объектов:

человек — в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей целостной социально-продуктивной активности;

коллективы и объединения людей, выступающие в качестве первичной формы общения и совместной деятельности;

общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие обществен­ной активности людей и их объединений2.

Условно можно сказать, что в первом уровне управляемых объектов реализуются социальные роли, во втором — виды дея­тельности, в третьем — формы общественных отношений. Раз­личные уровни управляемой системы находятся во взаимосвя­зи, в постоянном взаимодействии, в зависимости друг от друга.

В соответствии с основными сферами общества и указанны­ми критериями управляемые объекты подразделяются на следу­ющие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но здесь существуют свои тонкости, поскольку поли­тические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управляемыми государством, а с другой — управляю­щими самим государством. Необходимо уметь проводить грань в политической деятельности и различать ее аспекты.

1 См.: Чиркин BE. Государственное управление. М., 2003. С. 115.

2 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. С. 83.


Общественные процессы как объекты государственного и муниципального... 93

Демократическое государство регулирует экономические от­ношения прежде всего путем принятия соответствующих норма­тивно-правовых норм. Оно устанавливает равноправие и защиту всех форм собственности, обеспечивая свободу предпринима­тельской деятельности, охраняет свободу конкуренции, запре­щает монополистическую деятельность, захват рынка и уста­новление монопольных цен. Такие положения закреплены в Конституции РФ, других законах и подзаконных актах.

В большинстве экономически управляемых объектов осуще­ствлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. В них потребляются природные ресур­сы, средства производства, рабочая сила, причем независимо от форм собственности, и одновременно создаются новые продук­ты производственного и непроизводственного назначения.

На эти объекты влияют природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной развитости человека и другие моменты. Состояние и продуктив­ность экономических управляемых объектов характеризуют в главном уровень развития общества и возможности государ­ственного управления в нем.

В России среди ученых-экономистов продолжаются споры по вопросу о промышленной политике. Одни уверены, что все расставит по своим местам рынок. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Есть сторонники проведения пассивной промышленной политики, есть желающие активно воздействовать на производство. Первые считают, что экономи­ческая политика государства должна быть социально направ­ленной и «ломка» не должна приводить к ухудшению матери­ального положения населения. Вторые всякую перестройку связывают с временными издержками, советуют признать при­оритетные направления в экономике (космос, наука и др.) и всячески поддерживать их, создавая им лучшие условия для вы­живания в рынке. Эти отрасли затем поднимут остальные. Осу­ществить поддержку приоритетных отраслей можно путем на­логовой политики, субсидий, введения повышенных пошлин на аншюгичную зарубежную продукцию.

Как показывает зарубежный опыт, государственное управле­ние распространяется и на социальные отношения в обществе.


94 Глава 4

Российское государство тоже проводит определенную социаль­ную политику, в связи с чем утвердилось его понимание как со­циального.

Социальные управляемые объекты (объекты, как принято го­ворить, социальных услуг либо социального обслуживания) осу­ществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию до­школьного и специального трудового воспитания, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, обе­спечение коммуникациями и поддержание других важных взаи­мосвязей, в которых выражается процесс воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу (подсистему) общества, в рамках которой происходят как потребление материальных и социальных про­дуктов и условий, так одновременно и историческое воссозда­ние человека.

Социальные управляемые объекты тесно связаны с эконо­мическими управляемыми объектами, основываются на про­дуктах (результатах) их активности и потреблении последних. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявле­ние, заключающееся в оказании разного рода жизненно необхо­димых услуг.

Разрешая экономические забастовки работников, государ­ство запрещает политические забастовки, всеобщие забастовки, забастовки солидарности, забастовки определенных категорий государственных служащих и т.д. Одновременно государство ог­раничивает права предпринимателей, запрещая им массовые увольнения в случае забастовок, частичные увольнения без сог­ласия профсоюза, произвольное закрытие предприятий.

Государство регулирует другие формы протеста и давления различных социальных слоев и групп, устанавливая порядок проведения собраний, митингов, пикетов, демонстраций, зап­рещая их проведение в определенных местах. При нарушениях порядка органы государства применяют силу, разгоняя незакон­ные демонстрации.

К духовным управляемым объектам относятся те организа­ционно представленные проявления активности личности, кол­лективов, общностей людей, посредством которых осуществля­ются как духовно-теоретическая деятельность — выработка идей и взглядов, мировоззренческих представлений, эстетических и


Общественные процессы как объекты государственного и муниципального... 95

этических ценностей и т.д., так и духовно-практическая — осво­ение выработанных духовных продуктов сознанием (особенно массовым) людей, повышение их образовательного и культур­ного уровня, использование духовных идеалов, норм, ценнос­тей в повседневной жизни.

Духовная жизнь — многогранный и специфический объект государственного управления. Процесс производства и потреб­ления духовных продуктов по своей сути есть процесс свобод­ный, творческий, открытый для каждого человека. Данный про­цесс, включающий в себя духовное производство, распределе­ние духовных продуктов (в том числе и навязывание некоторых из них посредством массовой информации), их потребление, формирование и развитие сознания общества и отдельного че­ловека и т.д., осуществляется в определенных организационных формах, на базе определенных материально-финансовых средств и специально (профессионально) выделенными и под­готовленными группами людей.

Наличие политических управляемых объектов обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, сфера политики и сфера государственного уп­равления не совпадают полностью, не накладываются одна на другую: политические интересы реализуются не только через государственное управление, они так же, как и государственное управление, заняты решением не только политических проблем.

Во-вторых, политическая деятельность, которая хотя и нап­равлена в конечном счете на управление государственными и общественными делами и в этом, собственно, выражается, име­ет более широкий смысл, ибо включает в себя теоретическую деятельность в сфере политики, деятельность по формирова­нию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию.

В-третьих, политическая деятельность в своем, так сказать, фундаменте осуществляется в гражданском обществе и высту­пает относительно самостоятельной по отношению к государ­ству. В качестве политических управляемых объектов можно назвать: деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения политических проблем; обеспечение функци­онирования структур политического просвещения, пропаган­ды, агитации и информирования; конституирование форм, про­цедур и других механизмов демократии и т.д.


96 Глава 4

Конституцией РФ населению предоставлено право на мест­ное самоуправление, самостоятельное решение вопросов мест­ного значения. Государственная власть и местное самоуправле­ние — две формы народовластия.

Компетенция местного самоуправления устанавливается по принципу возложения на него такого объема полномочий, ко­торый оно в состоянии выполнить. Структура местного самоуп­равления определяется населением самостоятельно.

Государственная власть регулирует все сферы деятельности местного самоуправления через федеральные законы и законы субъектов Федерации, которые и определяют границы его са­мостоятельности. Невхождение местного самоуправления в сис­тему государственной власти означает, что у него есть своя иск­лючительная сфера ответственности, свои функции. Но местное самоуправление не отделимо от государства, взаимодействует с государственной властью, завершает систему органов власти в стране. Объект местного самоуправления — муниципальное об­разование. Решающим в выборе формы самоуправления являют­ся волеизъявление населения, тип поселения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственны­ми полномочиями, получать необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Местное самоуправление в России находится в стадии ста­новления. Идет процесс передачи сверху вниз управленческих функций, финансовых средств, наделения органов самоуправ­ления твердыми источниками доходов, чтобы они не зависели от вышестоящих властей при решении местных вопросов.

Выделение управляемых объектов, раскрытие их свойств и структуры свидетельствуют о том, что эти объекты, с одной сто­роны, инициируются, поддерживаются и преобразуются самос­тоятельной деятельностью людей, занятых в них, и эта деятель­ность имеет объективные основания и закономерности, а с дру­гой — не всегда способны к рациональному самоопределению и саморегулированию своих внешних взаимосвязей, и в них им­манентно содержатся объективная потребность и интерес в го­сударственном управлении. Там, где нет потребности и интере­са в государственном управлении, нет и управляемых объектов для такого управления. При наличии таких потребностей и ин­тересов в различных видах человеческих отношений, деятель­ности и социальных ролей государство обязано на них откли-


Общественные процессы как объекты государственного и муниципального... 97

каться, вырабатывать и практически реализовывать адекватные им управленческие решения и действия. Этому служит социаль­ный механизм формирования и реализации государственного управления, который необходимо активно использовать в уп­равленческой практике.

Под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразумеваются совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и за­кономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) «схватывает» потребности, инте­ресы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит в жизнь, опираясь на государственную власть. Иными словами, используя механизм социального «насыщения» (на­полнения), государственное управление приобретает желаемую обусловленность, обоснованность и эффективность.

Социальный механизм в таком смысле не только привлекает внимание к правовым, функциональным и организационным закономерностям и процедурам формирования и реализации государственного управления (чем часто ограничиваются раз-шшления многих представителей юридической науки), но и шктует необходимость определения наряду, на основе и совме­стно с ними для каждого управленческого явления его социаль­ной функции, социальной роли и ценности в общественном шижении. Без учета этого механизма и оценки в нем каждого из элементов осознание государственно-управленческих феноме­нов может подчас приобретать сугубо формальный характер. Вроде есть управленческие решения и действия, соблюдены юридические процедуры, а результаты управления не наступа­ют. Так бюрократия сеет немало иллюзий управления.

Существование и развитие, содержание и формы, направле­ния и смысл совершенствования государственного управления, все другие его стороны и проявления определяются объектив­ными потребностями общества в целенаправленном, организу-юще-властном согласовании поступков и действий людей,


98 Глава 4

обеспечении взаимосвязи и упорядоченности множества актив­но функционирующих коллективов. Необходимость и глубокая заинтересованность каждого человека, коллектива, каждой общности людей в установлении, поддержании и улучшении постоянных и рациональных взаимосвязей с другими людьми, коллективами, общностями, их стремление к организованному ведению общественно значимых дел, к научно обоснованному течению производственных, научно-технических, духовных и других процессов порождают синтезированную, можно сказать, всеобщую потребность в управлении вообще и в государствен­ном, в частности.

Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как управленческие интересы людей, их коллекти­вов, общностей, в целом общества. Они возникают в процессах осознания необходимости и актуальности этих потребностей, т.е. представляют их в определенной субъективной форме. Ин­тересы побуждают человека, коллективы людей к осмыслению сущности и структур государственного управления, к практи­ческому участию в его формировании и реализации или в край­нем случае — к использованию управления для обеспечения своих потребностей.

Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают и обусловливают управ­ленческие цели, в которых намечаются направления деятель­ности по реализации первых. Это — цели управления, т.е. цели, связанные с разработкой и практическим осуществлением уп­равленческих решений и действий по реальному удовлетворе­нию общественных потребностей в управлении.

Цели управления закрепляются в управленческих решениях, где они подкрепляются волей участников управления. В государ­ственном управлении такой волей является воля народа, сосре­доточенная в форме государственной власти. Управленческие решения — это социальные акты, в которых в логической форме выражены воздействия управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управля­емые объекты), необходимые для достижения поставленных це­лей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей в управлении.

Следует заметить, что сами решения, за небольшим исклю­чением (решения по кадровым, финансовым и ряду других воп-


Общественные процессы как объекты государственного и муниципального... 99

росов), еще не создают непосредственно управляющих воздей­ствий и не являются таковыми. Только путем действий (деятель­ности), указанных в решениях исполнителей, возникают наме­ченные взаимосвязи государственных органов и управляемых объектов, происходит изменение направлений, содержания и активности их функционирования. Во многих случаях управ­ленческие действия не только связаны с обеспечением реализа­ции управленческих решений, но имеют и самостоятельный уп­равленческий смысл.

Реализация управляющих воздействий, выраженных в уп­равленческих решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении или, иными слова­ми, в сохранении, упрочении и прогрессивном развитии управ­ляемой общественной системы (управляемых объектов), в упо­рядочении и повышении уровня трудовой и социальной актив­ности людей.

Социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления может быть выражен через следующую, опосредованную государством, единую цепь взаимосвязанных и последовательно детерминированных общественных явлений: «потребности - > интересы -> цели -> решения - > действия ^ре­зультаты».

Результаты есть возврат по принципу обратной связи к пот­ребностям — удовлетворение последних.

Известно, что потребности в государственном управлении, отражающие объективные процессы и закономерности функци­онирования и развития общества, сохраняя свою объективную природу, пройдя через сознание людей, получают субъективное проявление в интересах и целях. Значит, явления «потребности -> интересы -> цели» характеризуют объективную основу управле­ния и звенья ее перехода в субъективное. Взаимосвязанные здесь явления обобщают и воплощают в себе запросы общества в государственном управлении и оказывают постоянное влия­ние на его содержание, формы и другие свойства. Они непре­рывно сигнализируют о себе и побуждают государственные ор­ганы к принятию определенных управленческих решений и осуществлению управленческих действий.

Управляемая система влияет на государственное управление посредством выдвижения своих потребностей, интересов и це-


100 Глава 4

лей, которые и становятся важнейшим, определяющим услови­ем и фактором содержания управления, а часто и способом его реализации. Она же принимает на себя управляющие воздей­ствия государственных органов и оценивает их результатив­ность. Управляющая система наиболее конкретно выражает себя в «решениях -> действиях», в которых и заключается смысл уп­равления.

Социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления действует не только на уровне его как це­лостного социального явления, но и практически во всех, даже единичных, проявлениях организационной, правовой и другой деятельности государственных органов и должностных лиц. При принятии любого управленческого решения, совершении любо­го управленческого действия приходится одновременно исхо­дить и из указаний вышестоящих звеньев, действующего законо­дательства и из конкретных управленческих потребностей, ин­тересов и целей людей, коллективов и организаций, охватывае­мых данным решением или действием.

Необходимо сказать, что неразвитость и недостатки законо­дательного процесса в Российской Федерации вызвали напря­женность во взаимоотношениях различных уровней власти, спровоцировав серьезные диспропорции в различных сферах уп­равления государством и обществом. Форсированная погоня за обретением классических атрибутов и стереотипов буржуазного общества заслонила возможности альтернативного конструиро­вания власти, основанного на объективной логике социально-экономического развития российского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.054 с.)