Курсовая работа рассматривается как итоговый этап процесса обучения по определенному предмету. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курсовая работа рассматривается как итоговый этап процесса обучения по определенному предмету.



Студент, выполняющий курсовую работу, ориентируется на последовательное выполнение следующих видов работ: выбор темы курсовой работы, изучение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; определение понятийного аппарата, постановка ведущей исследуемой проблемы; разработка методики ведения исследования; осуществление собственно исследования; анализ результатов; формулировка выводов и практических рекомендаций; выступление с сообщением по результатам исследования; оформление работы и ее защита.

Выполнение курсовой работы способствует решению следующих задач:

· углубление и закрепление теоретических и практических знаний студентов;

· развитие навыков самостоятельной творческой работы по приближению теории к решению конкретных практических задач;

· развитие навыков научно-исследовательской работы: анализа литературы, постановки эксперимента, обработки экспериментальных данных и т.д.;

· использование теории для решения оригинальных конкретных проблем, возникающих как в специальных науках, так и в науках педагогического цикла;

· овладение навыками, методами и приемами интерпретации полученных данных;

· грамотное изложение и оформление своих мыслей, идей, предложений, полученных результатов;

· подготовка к выполнению квалификационной работы.

Допускается выполнение одной курсовой работы группой студентов при условии достаточного объема темы и при непременном дифференцировании вклада каждого студента в общую работу по теме.

Тематика курсовых работ определяется:

· программами учебных дисциплин;

· кругом научных интересов руководителя курсовых работ или кафедры в целом;

· склонностями и интересами студентов;

· актуальностью данной темы для учебной дисциплины, изучаемой в вузе, для учебно-воспитательной работы;

· наличием необходимого минимума научной и учебной литературы;

· практической значимостью работы.

При выполнении курсовой работы студент ориентируется на последовательность прохождения следующих этапов работы:

· выбор темы курсовой работы с кратким обоснованием;

· выбор объекта исследования;

· изучение необходимой учебной и методической литературы;

· разработка методики исследования, определение видов работ, анализ, их объема;

· сбор материала;

· доклад на семинаре, кружке, конференции;

· оформление курсовой работы и ее защита.

Курсовую работу рекомендуется строить следующим образом:

Введение, где указывается: актуальность работы, практическая и теоретическая значимость, цели, задачи, методы, объект и гипотеза исследования, материал, на котором проводились исследования, сроки и этапы выполнения работы.

Литературный обзор может быть оформлен в хронологической последовательности, по направлениям исследования, по источникам информации, по персоналиям.

Методика исследования отражает конкретные пути проверки выдвигаемой гипотезы, варианты решения поставленных в работе задач, методы достижения полученных в ходе эксперимента исходных, промежуточных о окончательных результатов работы.

Результаты исследования: результаты работы раскрываются в сравнении с уже известными или контрольными данными. Описание сопровождается при необходимости рисунками, фотографиями, схемами, таблицами, графиками и т.д. Анализ результатов оформляется кратко и четко в соответствии с целями исследования и выдвинутой гипотезой, заканчивается выводами, обобщениями и рекомендациями.

Выводы формулируются кратко и четко. В них должны быть отражены практическая ценность работы, основные результаты исследования, пути и варианты статистической обработки, использование полученных результатов.

Список использованной литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении курсовой работы.

Защита курсовой работы является формой проверки ее выполнения.

Она проводится специальной комиссией из 2-3 человек, которая создается соответствующей кафедрой при непосредственном участии руководителя курсовой работы и в присутствии группы студентов.

Защита курсовой работы состоит из краткого доклада (8 – 10 минут) студента по теме курсовой работы и в ответах на вопросы по теме выступления; при этом студент обязан дать все необходимые пояснения по курсовой работе.

Контроль за выполнением курсовых работ осуществляется самим студентом (самоконтроль) и, конечно, руководителем.

Промежуточной формой контроля может быть консультация у руководителя, обсуждение того или иного вопроса в ходе написания работы, предварительная защита, доклады на кружке, семинаре, заседании круглого стола, конференции.

 


Вопросы к зачету

1. Социальная экология: определение, предмет, цели и задачи.

2. Основные категории социальной экологии.

3. Социальная и природная среда обитания человека.

4. Экологическое взаимодействие в системе “человек-общество-природа”.

5. Основные исторические этапы развитие экологического знания.

6. Особенности развитие экологических знаний в России.

7. Экологические факторы. Общие закономерности воздействия экологических факторов.

8. Основные исторические этапы развития экологического взаимодействия человека, общества и природы.

9. Глобальный экологический кризис современного исторического типа цивилизации.

10. Экологические проблемы современной России.

11. Рациональное управление природопользованием.

12. Рациональное использование и охрана природных ресурсов.

13. Охрана здоровья населения от воздействия экологических факторов производства.

14. Социальная работа и качество социальной среды обитания человека.

15. Социально-экологические критерии качества социальной работы.

16. Социальное здоровье: понятие, факторы, пути сохранения и укрепления.

17. Экологические аспекты здоровья.

18. Социальная среда и духовно-нравственное развитие человека.

19. Экологическая культура и образование.

20. Экологическое сознание, мышление, этика.

Вариант аттестационной контрольной работы

1. Тестовые задания (отметьте правильные ответы):

1.1. Кто внес больший вклад в решение экологической проблемы:

а) русский космизм;

б) В.И. Вернадский;

в) Л.Н. Толстой.

1.2. Представители географической школы в экологии считали, что:

а) социологические концепции должны основываться на данных географии;

б) в развитии цивилизации главную роль играют природные факторы;

в) социология должна быть частью географии.

1.3. Кто из русских философов писал о необходимости расселения землян на других планетах:

а) Вл. Соловьев;

б) Н.А. Бердяев;

в) Н.Ф. Федоров.

1.4. Л.И. Мечников считал главным фактором становления и развития цивилизаций:

а) климат;

б) водные ресурсы;

в) ландшафт.

1.5. Как вы понимаете устойчивое развитие:

а) некоторые компоненты природы должны оставаться неизменными;

б) развитие не должно останавливаться;

в) развитие не должно создавать условий, при которых через некоторое время оно станет невозможным.

1.6. Какова основная задача социальной экологии:

а) открывать законы природы;

б) устанавливать законы, по которым должны жить люди;

в) формулировать законы взаимодействия человека и природы.

1.7. Что такое универсальный труд:

а) предметная деятельность вообще;

б) труд в сфере производства;

в) способность выполнять различные работы.

1.8. Могут ли социосистемы и экосистемы существовать отдельно друг от друга:

а) да;

б) нет;

в) экосистемы могут, а социосистемы нет;

г) социосистемы могут, а экосистемы нет.

1.9. С какими из законов Коммонера и Эрлиха соотносятся следующие законы и принципы:

а) единство и борьба противоположностей;

б) закон необратимости эволюции;

в) принцип «тоннельного взгляда».

1.10. Какие из данных организаций являются экологическими:

а) Гринпис;

б) Красный Крест

в) Вахта мира.

1.11. Компонентами социоэкосистемы являются:

а) социо- и геосистемы;

б) био- и социосистемы;

в) гео-, био- и социосистемы.

1.12. Какая отрасль культуры является в настоящее время ведущей:

а) мифология;

б) идеология;

в) экология.

1.13. Как изменилась связь современного человека с природой по сравнению с древними временами:

а) усилилась;

б) ослабла;

в) осталась на прежнем уровне.

1.14. Что такое экологическое искусство:

а) искусство, изображающее природу;

б) искусство, призывающее охранять окружающую среду;

в) искусство, описывающее взаимодействие человека и природы.

1.15. В чем суть парникового эффекта:

а) углекислый газ пропускает коротковолновое солнечное излучение;

б) углекислый газ задерживает длинноволновое (тепловое) излучение Земли;

в) углекислый газ пропускает солнечное излучение и задерживает излучение Земли.

1.16. В чем главная причина экологического кризиса в России:

а) планирование производства;

б) индустриализация;

в) ориентация на борьбу с природой.

1.17. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:

а) образуется в результате космических излучений;

б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

в) препятствует загрязнению атмосферы.

1.18. Каковы последствия накопления в атмосфере углекислого газа:

а) парниковый эффект;

б) кислотные дожди;

в) разрушение озонового слоя.

1.19. В чем основная причина экологического кризиса:

а) в росте народонаселения;

б) в возрастании темпов материального производства;

в) в развитии науки;

г) в появлении новых технологий.

1.20. Что нужно, чтобы преодолеть современный экологический кризис:

а) отказаться от использования достижений науки и техники;

б) еще интенсивнее развивать науку и технику;

в) переориентировать развитие науки и техники.

2. Работа с определениями:

а) Синэкология – это …

б) Экологические факторы – это …

в) Геологические круговороты – это …

г) Урбоэкология – это...

д) Экологическое мышление – это …


Ответы на вопросы аттестационной контрольной работы

1.1 – б)

1.2 – б)

1.3 – в )

1.4 – б)

1.5 – в)

1.6 – в)

1.7 – а)

1.8 – в)

1.9 – б)

1.10 – а)

1.11 – в)

1.12 – в)

1.13 – б)

1.14 – в)

1.15 – в)

1.16 – б)

1.17 – б)

1.18 – а)

1.19 – б)

1.20 – в)

2.

А – раздел экологии, изучающий взаимодействие сообществ со средой их обитания;

Б – элементы среды, взаимодействующие с организмом и создающие условия для его существования;

В – круговороты веществ, осуществляющиеся без участия живых организмов;

Г – раздел экологии, изучающий группу организмов, обитающих в городах;

Д – процесс самообразования и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и специальных знаний по сохранению окружающей среды.


Тематический план курса «Социальная экология»

Темы курса Всего часов Аудитор. занятия (час) Самос-тоят. работа
Лек-ции Семи-нар
  1. 1. Введение в экологию        
Возникновение и развитие экологии.
2. Структура современной экологии        
    3. П. Окружающая среда и экологический кризис                
Окружающая среда и ее элементы. Охрана окружающей среды
4. Экологический кризис и его причины   --    
    5. Ш. Основные понятия социальной экологии                
Основные проблемы и категории социальной экологии
6. Система «Человек- общество-природа»        
    7. 1У Социально-экологи-ческое образование и воспитание                
Экологическое сознание, мышление, этика
8. Понятие и структура экологической культуры        
  9. У. Экология и здоровье Социальная среда как фактор здоровья человека        
10. Экологические аспекты здоровья. Экология социопатий        
  11. У1. Экологическая безопасность Понятие и принципы экологической безопасности         -      
12. Экономические и правовые основы рационального природопользования        
13. Экологическое развитие России. Стратегия развития цивилизации        
    14. УП. Экологические проблемы социальной работы Социальная политика и социальная среда         -        
15. Экологические проблемы социальной работы        
Итого:        

 


Извлечения из федерального закона «Об охране окружающей среды»

 

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

<…>

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

<…>

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

<…>

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

<…>

сохранение биологического разнообразия;

<…>

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

<…>


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Абиотические экологические факторы - факторы неорганиче­ской природы (свет, температура, влажность, давление, физиче­ские поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)

Агломерация - наиболее развитая и сложная форма расположения населенных пунктов преиму­щественно вокруг крупнейших городов.

Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптивность - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптивная стратегия - способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.

Адаптивные факторы - свойства окружающей среды, к воздей­ствию которых человек вынужден приспосабливаться.

Адаптированность - приспособленность организма к конкрет­ным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.

Акселерация – ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой; эволюционный переход в жизни человека как биологического вида, вызванный улучшающимися условиями жизни.

Алкоголизм - хроническое заболевание, развивающееся на основе регулярного употребления алкоголя и характеризующееся постепенным формированием различных этапов болезни.

Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоэкологические методы – методы сбора информации, сложившиеся в науках, которые послужили базой формирования социальной экологии.

Артеприрода (третья природа по Н. Ф. Реймерсу) - весь искус­ственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления неизбежно начинающий разрушаться.

Аутэкология – наука, изучающая взаимоотношения отдельных особей (представителей вида) с окружающей их средой.

Бедствие экологическое - любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.

Биогеоценоз - сложная природная система, совокупность одно­родных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и ми­ра микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена вещест­вом и энергией.

Биологические ритмы – важнейшие механизмы регуляции функций биологических систем, сформировавшиеся под воздействием абиотических факторов (в условиях городской жизни могут нарушаться).

Биосфера - область распространения жизни на Земле, охва­тывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Биотические экологические факторы - прямые или опосре­дованные воздействия со стороны других организмов, населяю­щих среду обитания человека (животных, растений, микроорга­низмов).

Биоценоз - взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водо­ема, характеризуемая определенными отношениями между орга­низмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Болезни урбанизации - группа заболеваний, связанных с пере­уплотнением населения и загрязнением окружающей среды.

Взрыв демографический - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэкологических условий жизни.

Воспитание экологическое - воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к сово­купности природных и социальных благ.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Гомеостаз - состояние подвижного равновесия (постоянного и устойчивого неравновесия) гео-, экосистемы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, постоянной функ­циональной саморегуляцией природных систем.

Городская среда – искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в природе и способный существовать только при постоянном обновлении.

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Демография — социально-экономическая наука о народонаселении и его изменениях в общественно-исторической обусловленности.

Демографический взрыв — резкое увеличение народонаселения, связан­ное с изменением социально-экономических или общеэкологических усло­вий жизни (включая уровень здравоохранения).

Демэкология – наука, изучающая взаимоотношения популяций с окружающей их средой.

Жизненная среда человека - весь комплекс предметов и явлений окружающей природной и социальной действительности, с которыми он взаимодействует на протяжении жизни.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Здоровье человека - объективное состояние и субъективное чув­ство полного физического, психического и социального комфорта.

Здоровье населения — отражение качества жизни, под ко­торым понимается совокупность факторов окружающей природ­ной и социальной среды.

Зона экологического кризиса - территории с сильным загрязне­нием (содержание загрязняющих веществ в 5-10 раз выше предель­но допустимой концентрации), с резким снижением продуктивно­сти экосистем; деградация земель проявляется на 20-50% площади территории; возможно лишь выборочное хозяйственное ее исполь­зование; структурно-функциональная целостность ландшафтов те­ряет устойчивость; нарушения носят труднообратимый характер.

Зона экологического риска - территории с повышенным загряз­нением (содержание загрязняющих веществ в 2-5 раз выше пре­дельно допустимой концентрации), с заметным снижением продук­тивности экосистем; деградация земель захватывает 5-20% терри­тории; нарушения носят обратимый характер, ослабление антропогенных нагрузок может привести к улучшению экологической си­туации, повышению качества возобновляемых ресурсов, восста­новлению структурно-функциональной целостности ландшафтов.

Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Квазиприрода (вторая природа по Н.Ф. Реймерсу) элементы анропоестественного происхождения, не способные к системному самоподдержанию.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Комфортность среды - субъективное чувство и объективное со­стояние полного физического и душевного здоровья в данных ус­ловиях окружающей человека среды, включая природные и соци­ально-экономические показатели.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Конфликт - сложная форма проявления критических ситуаций, связанная с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций.

Культура - исторически определенный уровень развития обще­ства, творческих сил и способностей человека, выраженный в ти­пах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Мониторинг - наблюдение и контроль за изменениями состоя­ния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, предупреждение о явлениях, неблагоприятных для жизни, здоро­вья и производственной деятельности людей.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Нагрузка антропогенная - степень прямого и косвенного воз­действия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды и т.д.).

Наркомания - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Наркотизм – социальное явление, выражающееся в относительно распространённом, статистически устойчивом употреблении частью населения наркотических средств (или психотропных веществ), влекущем определённые медицинские заболевания и социальные последствия.

Наркотики – средства (вещества), оказывающие воздействие на психику и поведение человека.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Нерациональное природопользование - это система деятельности человека, которая ве­дет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе.

Ноосфера (сфера разума) - гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Озо­новые дыры — части озоносферы с пониженным до 50% содержанием озо­на.

Окружающая среда - среда обитания и производственной дея­тельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы, складывающаяся из природной среды и социосферы.

Охрана природы — систе­ма международных, государственных и общественных меро­приятий, направленных на рациональное использование, вос­производство и охрану природных ресурсов, на улучшение со­стояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.

Парниковый эффект - разогрев приземного слоя атмосферы, вызванный поглощением длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности. Главной причиной этого процесса является обогащение атмосферы газами, поглощающими тепловое излуче­ние. Наиболее важную роль здесь играет повышение содержания углекислого газа (СО2) в атмосфере.

Потребность человека - состояние индивида, создаваемое ис­пытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его сущест­вования и развития, и выступающее источником его активности.

Природа – экосистема высшего порядка, которая обеспечивает баланс на планете.

Природная среда - совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человека.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природопользование — использование природных ресурсов в целях удов­летворения материальных и культурных потребностей обще­ства.

Производственная (трудовая) среда – часть окружающей среды, образованная природно-климатическими и профессиональными факторами, воздействующими на него в процессе трудовой деятельности.

Психическое здоровье – здоровье, характеризующееся уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Рациональное природопользование — система деятельности человека, обеспечивающая наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей;

Рекреационная среда - часть жизненной среды человека, орга­низуемая и развиваемая в целях обеспечения условий преодоления утомления и усталости человека, а также восстановления его фи­зического и психического здоровья.

Ресурсы возобновимые - все природные ресурсы, включенные в биосферный круговорот веществ, способные к самовосстановле­нию за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

Ресурсы невозобновимые - часть природных ресурсов, не спо­собная к самовосстановлению в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятель­ности людей.

Синэкология – наука исследующая биотические сообщества и их взаимоотношения со средой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.147 с.)