Глава 13. Экономические и правовые основы рационального природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Экономические и правовые основы рационального природопользования



Природопользование - это практическая деятельность человека по использованию природных ресурсов в целях удов­летворения материальных и культурных потребностей обще­ства.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Взаимодействие это носит как непо­средственный характер, так и опосредованный. Основу непо­средственного взаимодействия человека с окружающей его при­родной средой составляет общий для всех организмов био­логический обмен веществ. Однако наиболее специфическим и значимым для людей как социальных существ является опосредованный способ взаимодействия с природой бла­годаря применению различных технических приспособлений. При таком взаимодействии про­исходит обмен веществ между человеком и природой, но темпы его развития существенно отличаются от непосредственного обмена, поскольку нарастание его не огра­ничивается естественными размерами тел организмов, а обуслов­лено развитием знаний и совершенствованием технических приспособлений, применяемых людьми. Таким об­разом, взаимодействие в этом случае развивается по принципу положительной обратной связи: чем более совершенствуются техника и технологии, тем большие массы природного вещества приводятся ими в движение, и этот процесс может идти с не­прерывным нарастанием, пока не возникнет какое-либо внеш­нее непреодолимое препятствие. Если бы наши предки ограничивали свою деятельность только приспособлением к природе и присвоением ее готовых продуктов, то они никогда не вышли бы из животного состоя­ния, в котором находились изначально.

Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преобразовании соответственно своим потребностям и це­лям могло сформироваться существо, прошедшее путь от живот­ного к человеку. Начало человеку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъек­том труда одних предметов (продуктов) с помощью других пред­метов (орудий). Именно труд стал основой человеческой эволю­ции. Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преиму­щества в борьбе за выживание перед остальными существами, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собствен­ной жизни.

Всю предыдущую историю можно рассматривать в эколо­гическом смысле как шедший с ускорением процесс накопле­ния тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые, в конце концов, переросли в современный эко­логический кризис. Основной признак этого кризиса — резкое качественное изменение биосферы, происшедшее за последние 50 лет. Более того, не так давно появились уже первые признаки перерастания экокризиса в экологическую катастрофу, признаками которой являются процессы необратимого разрушения биосферы. Таки­ми признаками многие специалисты считают зафиксированное в середине 80-х годов разрушение озонового экрана в верхних слоях атмосферы, все более нарастающее обезвоживание мате­риковых территорий планеты, утрату климатической стабильно­сти и многие другие тенденции в изменении природной среды.

Экологическая проблема поставила человечество перед вы­бором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ори­ентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с бли­жайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

Все эти вопросы требуют глубокого осмыс­ления, поскольку возникла пограничная ситуация неординарно­го порядка. Во-первых, она касается не отдельных людей или челове­ческих коллективов, а всего человечества в целом. Во-вторых, необычны темпы развития событий; они явно опережают возможности их познания не только на обыденном уровне, но даже на уровне научно-теоретического мышления. В-третьих, проблема не может быть решена простым при­менением силовых средств, как это зачастую было прежде; во многих случаях решение экологических проблем требует не столько наращивания технической мощи, сколько воздержания от таких видов деятельности, которые, не будучи обязательным условием существования людей, могут быть прекращены или существенно ограничены экологически допустимыми рамками, если они связаны с большим потреблением природных ресур­сов. Виды деятельности, обязательные для существования лю­дей, должны быть тщательно продуманы с учетом экологически щадящего режима в отношении как природных ресурсов, так и человеческого здоровья.

Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей зна­ния и духовной культуры, которые их обслуживают. Человече­ство в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом тех новых требований, которые предъявляет ему биосфе­ра. Этими требованиями являются:

· биосферосовместимость на основе знания и использова­ния законов сохранения биосферы;

· умеренность в потреблении природных ресурсов, преодо­ление расточительности потребительской структуры об­щества;

· взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношениях друг с другом;

· следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно оставленным глобальным целям обще­ственного развития.

Все эти требования предполагают движение человечества к единой глобальной целостности на основе совместного формирования и поддержания новой планетной оболочки, которую В.И.Вернадский называл ноосферой.

Проблемы окружающей среды и использования природных ресурсов состоят из комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, реализация которых находится в прямой зависимости от социально-экономического строя различ­ных государств и их технических возможностей.

Факты, характеризующие ухудшение состояния окружающей природной среды и расточительное использование природных ресурсов, в значительной мере связаны с просчетами, ошибками и порочной практикой некоторых плановых и хозяйственных органов, научных, изыскательских, проектных и строительных организаций, считающих, что достижение ближайших хозяй­ственных, экономических, экологических и иных целей имеет определенный приоритет перед решением долговременных за­дач сохранения биосферы.

Таким образом, ухудшение природной среды объясняется следующими при­чинами:

1. недостаточностью знаний об экологических системах, границах их устойчивого функционирования;

2. неумением прогнозировать изменения окружающей среды и их влияние на здоровье человека;

3. ведомственной и узкопрофессиональной ограниченностью в решении экономических, инженерно-технических вопросов, не­дооценкой мер предупреждения деградации и защиты природной среды и природо-хозяйственных объектов;

4. незначительностью разработок или отсутствием технологических основ безотходных производств и экономических исследований, направленных на выработку критериев развития производства с целью сохранения равновесия окру­жающей среды;

5. неподготовленностью производства;

6. низкой квалификацией кадров, работающих на очистных сооружениях;

7. определенной психологической неподготовленностью и инерционностью (до последнего времени вопросы охраны природы считались второстепенными).

Сегодня основной стратегической линией в научной и хозяй­ственной деятельности людей должна стать формула: по­нять, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы рационально исполь­зовать. Поэтому природопользование сейчас рассматривается не только как процесс использования природных ресурсов, но и как науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые позволяют избежать экологической катастрофы.

Условно можно выделить 3 уровня природопользования:

1. Локальный – уровень, ограниченный рамками владения одного субъекта: домохозяйство, двор, предприятие или ферма;

2. Региональный – совокупность субъектов одного региона или страны

3. Глобальный – совокупность всех стран и регионов природопользования.

Важно понимать, что непосредственное воздействие на природу оказывается лишь на локальном уровне, но совокупная сила таких воздействий может наносить значительный вред экосистеме региона и биосфере в целом.

Выработка методик и контроль над функционированием такой системы осуществляется на региональном уровне. Кроме этого, на региональном уровне проводятся восстановительные природоохранные мероприятия. Государство как сильнейший социальный институт сейчас оказывает самое значительное влияние на уровень разрушения экосистемы в том или ином регионе.

Важнейшими задачами природопользования как науки является изучение природной среды как ресурсовоспроизводящей системы и путей повышения ее продуктив­ности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрытие механизмов устойчивости и самовос­становления природных комплексов. Иначе говоря, человеку не­обходимо научиться предвидеть будущее и выработать страте­гию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что экологическая проблема имеет, по крайней мере, три аспекта:

· технико-экономический (связанный с угрозой истощения при­родных ресурсов);

· экологический (связанный с биологическим равновесием человеческого общества с природой при глобальном загрязнении окружающей среды);

· социально-политический, (эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных регионов и даже стран, но и в глобальном масштабе, охватываю­щем человечество в целом).

Академик А. В. Сидоренко, формулируя задачи, стоящие перед наукой в области охраны окружающей природной среды, писал: «Некоторые „охранители природы" выступают за сохра­нение природы в девственном состоянии, за то, чтобы оставить неприкосновенной природу в условиях непрерывно развивающей­ся созидательной деятельности человека. На самом же деле необ­ходимо найти такие методы ведения хозяйства, которые учиты­вали бы природные равновесия в сторону либо минимальных вредных последствий, либо приводили бы к улучшению природ­ного потенциала».

Развивая высказанную мысль, можно сформулировать сущность понятия «охрана окружающей природной среды».

Охрана природы (окружающей природной среды) — систе­ма международных, государственных и общественных меро­приятий, направленных на рациональное использование, вос­производство и охрану природных ресурсов, на улучшение со­стояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.

Иначе говоря, охрана природы— система мероприятий по оптимизации взаимоотношений чело­веческого общества и природы. В природоохранной деятельно­сти различают охрану атмосферы, вод, недр, почв, раститель­ности, животного мира.

Природопользование и охрана природы очень тесно связаны между собой. Это видно уже из определений этих понятий. Поэтому в одних случаях охрану природы рас­сматривают как составную часть природопользования, в дру­гих — эти понятия не различают. Это зависит от того, что в конкретном случае подразумевают под природопользованием.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельнос­ти человека различают природопользование нерациональное и рациональное.

Нерациональное природопользование ве­дет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе.

Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая матери­альная заинтересованность производителей, низкая экологичес­кая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политичес­ких, экономических, социальных, нравственных и др.

Рациональное природопользование — это система деятельности человека, обеспечивающая наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей; Это - комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Рациональное природопользование обязывает рассматри­вать природные (экологические) процессы и хозяйственную дея­тельность человека как единую биоэкономическую систему «производство — окружающая среда». Следовательно, проблема управления общественным производством перерастает в не­сравнимо более сложную проблему управления биоэкономической системой. В самом общем виде она может быть сформулирована следующим образом: выбрать такое соотношение между достигнутым уровнем мощностей технологических си­стем и темпами их роста, которое обеспечило бы сохранение качества окружающей среды в определенных строго заданных пределах.

Рациональный подход природопользования должен опирать­ся на два фундаментальных принципа:

1. возможно полное использование природного ресурса,

2. доведе­ние неиспользованных отходов производства до такого состоя­ния, при котором они могут быть ассимилированы экологиче­скими системами.

Современная практика использования даров природы выра­ботала другие принципы рационального природопользова­ния:

· исключение вредных выбросов и отходов в окружающую среду;

· применение во всех отраслях народного хозяйства безотход­ных технологий и замкнутых циклов водопотребления;

· комплексное использование минеральных ресурсов;

· полная оценка геологических условий в промышленном строительстве;

· улучшение условий жизни людей во всех регионах страны за счет сохранения и улучшения окружающей среды, к главным компонентам которой относятся чистый воздух, чистая вода, солнечный свет и умеренная температура, а также красота и величие природы, влияющие на психологический настрой чело­века.

 

Теоретическим фундаментом рационального природопользо­вания и охраны природы в первую очередь является экология. Конечная цель рационального природопользования и ох­раны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.

Право природопользования понимается в двух зна­чениях. В объективном смысле право природопользования — это совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

Выделяют следующие группы отношений в сфере природопользования:

· отношения собственности на природные ресурсы;

· отношения пользования природными объектами;

· отношения по поводу охраны природных ресурсов.

В субъективном смысле право природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране природно­го объекта. Субъектами права природопользования могут быть юридические и физические лица.

Право природопользования производно от права соб­ственности на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежаще­го им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ре­сурсов титульного права пользования природным объек­том, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

Объектами субъективного права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки. Объектом права природопользования могут являться лишь те природные объекты, которые могут быть инди­видуализированы в установленном правовом порядке. Та­кими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользова­ния не входят, например, отношения пользования атмос­ферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потреб­ностей. Эти отношения составляют предмет регулирова­ния природоохранительного права. Содержание права природопользования составляют права и обязанности природопользователей и правоотно­шения, направленные на осуществление названных прав и обязанностей.

Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной заинтере­сованности в осуществлении мер природоохранного характера. Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономи­ческого стимулирования можно определить как меры заинтересо­ванности и меры ответственности. Экономический механизм при­родопользования должен не только противодействовать наруше­ниям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, способствующие сохранению природной среды.

В основе экономических механизмов лежит принцип максимальной прибыли, который стимулирует участников рынка к минимизации издержек. Надо отметить, что такой стимул действителен только в условиях конкурентного рынка, а значит, наипервейшая задача при реализации экономической программы защиты окружающей среды - создание конкурентной среды во всех отраслях природопользования.

Суммарные расходы субъекта на эксплуатацию какого-либо природного ресурса будут складываться из следующих затрат:

· Плата за ресурс (лицензию, квоту)

· Штрафы за плохое использование ресурса

· Потери от загрязнения (падение урожая, снижение капитализации)

· Социальные потери (потеря доверия потребителей, недовольство персонала)

· Издержки на охрану природы

Уровень нагрузки на окружающую среду будет обратно пропорционален издержкам на охрану природы, а размер остальных потерь - находится в нелинейной зависимости от этой нагрузки.

Схематично эту зависимость можно представить в виде графика (рис. 10).

 

Рисунок 10. График зависимости затрат и нагрузки на окружающую среду

Кривые характеризуют затраты на охрану природы, плату за ресурс и другие расходы (штрафы, потери). Расходы субъекта на ведение природопользовательской деятельности будут составлять сумму этих функций и достигать минимума в точке V3. Соответственно, необходимо, чтобы точка V3 соответствовала ассимиляционному потенциалу окружающей среды (АПОС), а средства, полученные в виде платы за загрязнение, направлялись на увеличение этого потенциала.

Таким образом, для экономического стимулирования рационального природопользования, необходимо оценить ассимиляционный потенциал среды в отношении конкретного вида загрязнения, построить кривую затрат на его очистку и кривую потерь самого пользователя от загрязнения, а затем выработать систему оплаты и штрафов, чтобы сумма расходов достигала минимума на уровне АПОС.

Введение штрафов и платы за пользование природных ресурсов, является самым очевидным, но не самым оптимальным методом экономической стимуляции. Как известно, подобные платежи очень сложно и дорого администрировать, кроме того они создают предпосылки для роста коррупции, поэтому необходимо прилагать усилия к повышению экологической сознательности и социальной ответственности населения. Создание системы экологического образования, повышение информированности общества об экологической обстановке, поддержка общественных природоохранных организаций могут принести значительный эколого-экономический эффект

Система экономических механизмов охраны природы и окружающей че­ловека среды включает:

· ведение кадастров;

· планирование и финансирование приро­доохранных мероприятий;

· установление лимитов использова­ния природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за ис­пользование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязня­ющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и дру­гие виды вредного воздействия;

· экологическое страхование;

· эколого-экономическое стимулирование.

Кадастры природных ресурсов — это систематизированные сво­ды или своеобразные банки данных, включающие качественные и количественные описания ресурсов, а в ряде случаев и их эколого-экономическую оценку. Они необходимы для организации эффективного использования ресурсов, рационального размеще­ния и определения специализации хозяйственных объектов, для проведения природоохранных мероприятий. На базе кадастров определяют экономическую оценку природных ресурсов, их про­дажную цену, стоимость мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

К составлению кадастров сложились два основных подхода — отраслевой (по отдельным видам природных ресурсов) и регио­нальный (по республикам и областям России). К отраслевым кадастрам можно отнести земельный, полезных ис­копаемых, водный, лесной.

Наиболее обстоятельно разработан земельный кадастр. Он включает сведения о природном, хозяйственном и правовом по­ложении земель, данные по видам землепользования, качествен­ную и количественную характеристику земель по видам угодий, качественную оценку (бонитировку) почв, экономическую оцен­ку земель. Материалы кадастра применяют при планировании использования земель, распределении их по целевому назначению (в случае предоставления или изъятия), при определении плате­жей за землю и оценке степени рационального использования зе­мель. Ведением земельного кадастра занимается Государствен­ный комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ.

Кадастр полезных ископаемых включает сведения о ценности каждого месторождения, качественные и количественные харак­теристики ресурсов, горнотехнические, экономические, эколо­гические условия их разработки. Его материалы находятся в веде­нии Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

Водный кадастр представляет собой систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый свод сведений о водных объектах, составляющий единый государственный водный фонд. Он содержит данные о запасах, режиме, качестве и использовании вод. Кадастр состоит из трех разделов:

1. поверхностные воды (реки и каналы; озера и водохранилища; качество вод суши; селе­вые потоки; ледники; моря и морские устья рек);

2. подземные воды;

3. использование вод.

 

В рамках водного кадастра на базе на­блюдений, которые ведутся Росгидрометом, создаются банк дан­ных о водных ресурсах и автоматизированная информационная система. На основе материалов кадастра определяют целевое ис­пользование вод, проводят паспортизацию водных объектов, изъя­тие из хозяйственного оборота наиболее ценных вод, вводят огра­ничительные меры с целью охраны водоисточников.

Лесной кадастр составляет Министерство природных ресурсов России. Он содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качествен­ной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и кате­гории лесов по их защищенности, дает экономическую оценку лесных ресурсов. Материалы кадастра используются для определе­ния экономической и экологической значимости лесов, при вы­боре сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов вы­сокопродуктивными лесными угодьями.

Функции кадастров выполняют реестры охотничьих животных и рыбных запасов, на основе которых ведут количественный и качественный учет животных охотничьего фонда и рыбных ресур­сов, устанавливают ограничения охоты и вылова на те виды, ко­торые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популя­ций. Поставлен вопрос о создании кадастра ландшафтов, ведутся работы по составлению свода данных об особо охраняемых при­родных объектах и территорий рекреационного назначения.

Природоохранные мероприятия планируют с учетом государ­ственных прогнозов социально-экономического развития, феде­ральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации на основе научных исследований, направленных на решение задач в области охраны природы. Эко­логические программы и мероприятия по сохранению природной среды финансируют за счет республиканского бюджета, бюджета регионов, средств предприятий, учреждений и организаций, эко­логических фондов, банковских кредитов и др.

Финансирование природоохранных ме­роприятий, включая экологические программы различных уровней, проводится из следующих источников:

· бюджеты всех уровней;

· средства предприятий, учреждений и организаций;

· фонды экологического страхования;

· кредиты банков;

· займы в инвалюте;

· средства населения, включая добровольные взносы ино­странных юридических лиц и граждан.

Лимиты в области охраны окружающей среды — одна из форм экологических ограничений, представляющих собой установлен­ные предприятиями-природопользователями на определенный срок объемы предельного использования природных ресур­сов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природу и разме­щения отходов производства. При их введении деятельность пред­приятий в области природопользования некоторое время регули­руется не нормативами предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов, а индивидуально установлен­ными нормами, т.е. временно согласованными выбросами.

Долгое время природопользование в нашей стране было бес­платным, т.е. предприятия использовали землю, воду и другие природные ресурсы, а также загрязняли окружающую природную среду без всякой компенсации. Только в случае очень сильного загрязнения с катастрофическими последствиями для человека и природы они были вынуждены выплачивать штрафы. Такая безот­ветственность вела к нерациональному расходованию природных ресурсов. В то же время государству приходилось вкладывать боль­шие средства в разведку запасов подземных вод и полезных иско­паемых, в подготовку к их добыче, в посадку вырубленных лесов. В начале 90-х годов XX в. была введена платность природополь­зования, включающая плату за право пользования практически всеми природными ре­сурсами, за загрязнение окружающей природной среды, размеще­ние в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Цели платного природопользования:

· рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

· стимулирование деятельности по охране окружающей среды;

· выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

· формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов. Внесение пла­ты за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от мероприятий по охране окружающей среды и возме­щения ущерба. Условия и порядок использования природных ре­сурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей закрепляют в договоре и лицензии (разрешении) на комплексное природопользование.

Экологическое страхование — это создание за счет денежных средств предприятий, организаций, граждан спе­циальных резервных фондов (страховых фондов), предназна­ченных для возмещения ущерба, потерь, вызванных небла­гоприятными событиями, экологическими и стихийными бедст­виями, авариями и катастрофами. По сути это, во-первых, страхование ответственности объектов — потенциальных ви­новников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды, а во-вторых, страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель такого страхования — наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда. Страховое возмещение включает компенсацию ущерба, расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в пригодное состояние, расходы по спасению жизни и имуще­ства лиц, которым в результате страхового события причинен вред.

В настоящее время основной задачей является формирова­ние правовой и нормативно-методической базы для введения экологического страхования и планирования эффективного использования резервов превентивных природоохранных ме­роприятий, образующихся в страховых компаниях.

Эколого-экономическое стимулирование — это составная часть экономического механизма, обеспечивающая заинтересованность, выгодность для предприятия и его работников природоохранной деятельности, которая включает:

· налогообложение,

· ценовую политику,

· финансово-кредитный механизм,

· государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих и оказывающих услуги экологического назначения,

· создание системы экологической сертификации, в т.ч. аккредитации органов по сертификации,

· формирование рынка экологических работ и услуг,

· проведение политики торговли правами на загрязнение,

· лицензирование использования ресурсов.

К мерам материального поощрения относятся:

· установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, умень­шается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

· освобождение от налогообложе­ния экологических фондов и природоохранного имущества;

· при­менение поощрительных цен и надбавок на экологически чис­тую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов и других вредных веществ могут стоить дороже, а поэтому их выгоднее продавать и выращивать);

· применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществля­ющих меры по охране окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).

К мерам материального наказания относятся:

· введение спе­циального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологи­чески опасных технологий (т. е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

· штрафы за нарушения природоохранного законода­тельства.

Меры стимулирования в виде дополнительного премирования или, наоборот, лишения премии, вручения ценных подарков и других мер поощрения и наказания по результатам природо­охранной деятельности должны быть предусмотрены и для от­дельных работников предприятия, непосредственно принимающих в ней участие.

Помимо рассмотренных способов экономического стимулиро­вания природопользования следует выделить такой путь, как фор­мирование рынка естественных ресурсов (создание бирж ресурсов, проведение аукционов и конкурсов на их разработку и т.п.). Данный путь особенно актуален в условиях огромного природно­го богатства России и дефицита средств для его рационального использования и охраны. В связи с этим большое значение имеет совершенствование ценообразования в природоэксплуатирующих отраслях экономики. В частности, разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в ценообразовании могли бы стимулировать производителей на режим ресурсосбережения. Еще один путь улучшения финансиро­вания охраны природы — создание внебюджетных экологических фондов, которые должны формироваться как поддерживающие финансовые структуры, дополняющие государственные затраты на экологические цели. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий экологических ава­рий является страхование ответственности предприятий — источ­ников повышенного риска за причинение убытков вследствие тех­нологических сбоев или стихийных бедствий, приводящих к заг­рязнению окружающей среды.

Исследованные зависимости и тенденции показывают экологическую ущербность сложившихся мировых экономических отношений. Хрупкая экологическая стабильность начала рушиться, когда глобализация экономики привела к увеличению потребления в странах, ранее бывших сырьевыми придатками развитого западного общества.

Таким образом, для предотвращения экологического кризиса необходимо построение новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость нематериальных ценностей.

Основами новой экономики должны стать:

· платность пользования возобновляемыми экологическими ресурсами, в том числе ассимиляционным потенциалом окружающей среды.

· высокая стоимость не возобновляемых ресурсов

· выпуск продукции с учетом ее последующей переработки

· повышенная ответственность за нерадивое использование природных ресурсов

· естественное снижение численности человеческой популяции.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие природопользования.

2. Охарактеризуйте уровни природопользования.

3. Каковы задачи природопользования?

4. Назовите причины ухудшения природной среды.

5. Что такое нерациональное и рациональное природопользование?

6. Охарактеризуйте принципы природопользования.

7. Что включает в себя система экономических механизмов охраны природы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.129 с.)