Показатели объемов производства и продаж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели объемов производства и продаж.



 

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности деятельности предприятия является рост производства продукции. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Продукция предприятия является конечным результатом его основной деятельности.

При учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая и товарная продукция). Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ. Валовая продукция включает [27]:

- готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенные для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям;

- полуфабрикаты своей выработки, отпущенные за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям;

- работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;

- работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченной и подлежащей реализации продукции. Она отличается от валовой продукции тем, что не включает незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. На предприятиях, где имеет место производство продукции с длительным (более года) производственным циклом, о произведенной продукции судят по валовой продукции; на предприятиях, где длительность производственного цикла менее года – по товарной продукции, т.е. по стоимости товаров, работ, услуг, предназначенных к продаже.

Стоимость реализованной продукции (продаж) может учитываться в двух вариантах в зависимости от того, как это закреплено в учетной политике организации: 1) по отгруженной продукции; 2) по оплаченной отгруженной продукции.

Объем отгруженной продукции представляет собой стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителю, выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, независимо от того, поступили деньги на счет производителя или нет. Самым обобщающим показателем объема продукции в рыночной экономике является объем продаж (т.е. объем оплаченной отгруженной продукции).

Товарный баланс показывает факторы формирования выручки:

N p = Nв + ∆Z + ∆N тп + ∆N о,

где N р - объем оплаченной отгруженной товарной продукции;

∆N в - объем валовой продукции;

∆Z - приращение незавершенного производства;

∆N тп – приращение остатков товарной продукции на складах;

∆N о - приращение остатков товаров в отгрузке, но еще не оплаченных.

 

3.3. Анализ объема производства и продаж

 

Анализ выполнения плана по объему продукции начинается с изучения динамики выпуска продукции. Анализ динамики позволяет дать оценку скорости изменения объема производства за анализируемый период (абсолютный прирост), измерить интенсивность и направление изменения продукции по годам (темп роста и прироста) [22].

 

Таблица 3.3.1.

 

Оценка выполнения плана по объему продукции

 

 

Показатели Предыдущий год   Отчетный год Отклонение от прошлого года Отклонение от плана
план факт Сумма %% Сумма %%
1.Объем продукции в действующих оптовых ценах предприятия, тыс. руб.           29,1     28,2
2.Объем продукции в сопоставимых оптовых ценах предприятия, тыс. руб.           1,0     0,6

 

 

В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Данные таблица 3.3.1. свидетельствуют о том, что объем продукции увеличился против предыдущего года на 1894 тыс. руб. или 29,1%, а против плана – на 1850 тыс. руб. или 28,2%, что является в основном результатом роста цен, а не роста объема продукции. Реально физический объем продукции в отчетном году увеличился против предыдущего года на 80 тыс. руб. или 1,0%, а против плана – на 50 тыс. руб. или 0,6%. За счет повышения цен объем продукции в стоимостном измерении увеличился против предыдущего года на 1814 тыс. руб. (8320 - 6506), а против плана - на 1800 тыс. руб. (8350 - 6550).

От объема продаж зависят финансовые результаты деятельности организации, ее финансовое состояние, платежеспособность. В процессе анализа объема продаж необходимо определить уровень выполнения плана по реализации, выявить факторы, влияющие на ее изменение, дать оценку выполнения договорных обязательств. Анализ выполнения плана и динамики объема продаж продукции осуществляется методом сравнения, он заключается в сравнении фактических данных с плановыми показателями предшествующих периодов. При этом рассчитываются абсолютные отклонения, темпы роста, проценты выполнения плана.

Для практики поиска резервов роста производства, особое значение, имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйственной деятельности [26]. В соответствии с этим предприятия планируют пути поиска и мобилизации резервов, т.е. составляют планы организационно-технических мероприятий по выявлению и использованию ресурсов. Классифицируют резервы по конечным результатам, на которые они воздействуют. Различают следующие резервы: повышения объема продукции; совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции или по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности;повышения прибыльности продукции; улучшения финансового состояния организации; увеличения уровня рентабельности. При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы их классификации. Например, резервы увеличения объема и повышения качества продукции, а также резервы снижения себестоимости продукции одновременно являются резервами повышения прибыли и уровня рентабельности.

К факторам и резервам роста объема продаж в сфере обращения готовой продукции относятся:

* ликвидация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов готовой продукции на складе; выявление позиций ассортимента продукции, не нашедших реализации вследствие плохого качества и не пользующихся спросом;

* ускорение темпов отгрузки и доставки продукции до получателя, сокращение сроков прохождения платежно-расчетных документов.

Резервы увеличения объема продаж рассчитываются по направлениям:

* возможного увеличения производства готовой продукции;

* возможного повышения стоимости продукции за счет ликвидации брака и улучшения ее качества;

* изменений в структуре производства и реализации продукции;

* уменьшения остатков нереализованной продукции;

* совершенствования стратегии ценообразования;

* совершенствования маркетинга.

 

 

3.4. Факторный анализ объема продаж

Взаимосвязь основных факторов, влияющих на изменение объема продаж, выявляется с помощью метода балансовой увязки:

 

∆N p = ∆ N т + (∆N нп гп – ∆N кп гп )

 

где ∆N p изменение фактически реализованной продукции по сравнению с планом или предыдущим периодом ;

∆ N т изменение товарной продукции;

∆N гп изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода.

 

Для анализа влияния факторов рассчитывается баланс товарной продукции в оптовых ценах (таблица 3.4.1.)

 

Таблица 3.4.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.007 с.)