Расчет и оценка эффекта финансового рычага 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет и оценка эффекта финансового рычага



В ходе анализа финансовых результатов организации оценивается также ее финансовый риск, т.е. риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты по кредитам и займам. Одна из главных задач финансового менеджмента – максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Механизмом реализации этой задачи является «финансовый рычаг».

Финансовый рычаг характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение рентабельности собственного капитала. Сущность финансового рычага заключается в том, что капитал, взятый организацией в долг под фиксированный процент, можно использовать в процессе деятельности таким образом, что он станет приносить прибыль, более высокую, чем уплаченный процент.

Таким образом, финансовый рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль и рентабельность организации путем изменения объема и структуры обязательств.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

,

где ЭФР – эффект финансового рычага, %;

СНП – ставка налога на прибыль в долях;

– рентабельность экономическая, %;

ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый организацией за использование заемного капитала, %;

ЗК – средняя величина заемного капитала;

СК – средняя величина собственного капитала.

В общем случае эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличится рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств.

Рассмотрим механизм формирования эффекта финансового рычага на примере трех условных организаций – А, В, С (см. табл. 3.15).

Таблица 3.15

Формирование эффекта финансового рычага

Показатели Организации
А В С
1 2 3 4
1. Средняя величина совокупного капитала организации в рассматриваемом периоде всего (у.е.), в том числе:      
1.1. Средняя величина собственного капитала (у.е.)      
1.2. Средняя величина заемного капитала (у.е.)      
2. Величина бухгалтерской прибыли без учета расходов по уплате процентов за кредит (у.е.)      
3. Экономическая рентабельность (без учета расходов по уплате процентов за кредит) (%) (стр.2 х 100/стр.1) 25,5 25,5 25,5
4. Средний уровень процентов за кредит (%)      
5. Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала (у.е.) (стр.1.2 х стр.4/100)      
6. Величина бухгалтерской прибыли организации с учетом расходов по уплате процентов за кредит (у.е.) (стр.2-стр.5)      
7. Ставка налога на прибыль* (процентные доли) 0,24 0,24 0,24
8. Сумма налога на прибыль (у.е.) (стр.6 х стр.7)   288,48 256,80

Окончание табл. 3.15

1 2 3 4
9. Сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога (у.е.) (стр.6-стр.8)   913,52 813,20
10. Рентабельность собственного капитала, или финансовая рентабельность (%) (стр.9 х 100/стр.1.1) 19, 35 23,73 29,57
11. Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемного капитала (%)   4,4 10,3

*Ставка налога взята условно. При расчетах необходимо использовать текущую ставку налога на прибыль.

 

Рассматривая приведенные данные, можно увидеть, что в организации А эффект финансового рычага отсутствует, т.к. она не использует в своей деятельности заемный капитал.

В организации В этот эффект составляет:

ЭФР = (1-0,24)*(25,5-12)*1650/3850 = 4,4 %

В организации С эффект финансового рычага составляет:

ЭФР = (1-0,24)*(25,5-12)*2750/2750 = 10,3%

Из результатов приведенных расчетов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого организацией капитала, тем больший уровень прибыли она получает на собственный капитал.

Рассматривая ранее приведенную формулу расчета эффекта финансового рычага, можно выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор финансового рычага (1-СНП), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового рычага ( – ПК), который характеризует целесообразность привлечения организацией заемных средств.

3. Плечо финансового рычага, или коэффициент финансовой активности (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого организацией, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового рычага в процессе финансовой деятельности организации.

Налоговый корректор финансового рычага практически не зависит от деятельности организации, т.к. ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.

Дифференциал финансового рычага является главным условием, формирующим положительный эффект финансового рычага. Этот эффект проявляется только в том случае, если рентабельность активов превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. Формирование отрицательного значения дифференциала финансового рычага всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование заемного капитала дает отрицательный эффект.

И наконец, коэффициент финансовой активности является тем показателем, который мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансовой активности будет вызывать еще больший прирост рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансовой активности будет приводить к еще большему темпу снижения рентабельности собственного капитала.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют виды показателей рентабельности?

2. Какие показатели рентабельности имущества и отдельных видов его вы знаете?

3. Что показывает величина чистых активов организации? Как она рассчитывается?

4. Что такое «Модель Дюпона»?

5. Какие вы знаете способы расчета рентабельности продаж организации?

Задания для практических занятий

Задание 1. Используя информацию формы № 2 (см. приложение 2):

а) рассчитать рентабельность расходов на реализацию продукции;

б) дать оценку динамики анализируемого показателя, влияющего на рентабельность расходов, связанных с реализацией продукции;

в) определить, какие показатели необходимы таким внешним пользователям как кредиторы, какая форма отчетности служит информационной базой для расчета этих показателей.

Задание 2. Используя информацию формы № 2 (см. приложение 2):

а) рассчитать показатели доходности и рентабельности организации;

б) дать оценку динамики анализируемых показателей;

в) определить: какие показатели необходимы таким внешним пользователям как инвесторы, какая форма отчетности служит информационной базой для расчета этих показателей.

Задание 3. Используя информацию формы № 2 (см. приложение 2):

а) рассчитать величину чистых активов организации;

б) дать характеристику показателю чистых активов организации;

в) определить: какие показатели необходимы таким пользователям как налоговые органы, какая форма отчетности служит информационной базой для расчета этих показателей.

Задание 4. Определите, верны ли нижеприведенные определения и, если нет, скажите, о чем идет речь в данных определениях; дайте верное определение понятия:

1. Уставный капитал предприятия – это первоначальная сумма собственного капитала, направленная на создание предприятия и начало хозяйственной деятельности и зарегистрированная в учредительных документах предприятия.

2. Добавочный капитал – это денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции.

3. Рентабельность продукции – это показатель, отражающий отношение полной себестоимости продукции к стоимости продукции в отпускных ценах, умноженное на 100%, показывающий, сколько затрат произвело предприятие на 1 рубль выпущенной продукции.

Задание 5. По данным бухгалтерской отчетности, представленной в приложении 2, дать комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности организации.

Задание 6. По данным бухгалтерской отчетности, представленной в приложении 2, дать оценку эффекта финансового рычага в организации.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Определите влияние факторов на изменение уровня рентабельности одного изделия:

тыс. руб.

 

Показатели По плану По отчету
1. Цена одного изделия    
2. Себестоимость одного изделия    

 

Задание 2. Определите влияние факторов на изменение уровня рентабельности капитала:

тыс. руб.

 

Показатели По плану По отчету
1. Выручка от реализации    
2. Валовая прибыль    
3. Совокупный капитал    
4. Собственный капитал    

 

Задание 3. Определите влияние факторов на изменение уровня рентабельности производственных фондов:

тыс. руб.

 

Показатели По плану По отчету
1. Выручка от продаж без НДС и акцизов    
2. Валовая прибыль    
3. Среднегодовая стоимость основных фондов    
4. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств    

 

Задание 4. Рассчитайте резерв возможного повышения рентабельности производственных фондов за счет получения дополнительной прибыли, обусловленной выявленным резервом роста объема реализации в размере 650 тыс. руб. Средняя плановая рентабельность продукции 30%. Среднегодовая стоимость фактических остатков производственных фондов - 1950 тыс. руб.

Задание 5. По приведенным данным определите влияние уровня рентабельности продукции на уровень рентабельности производственных ресурсов:

(тыс. руб.)

 

Показатели Предыдущий год Отчетный год
1. Объем реализации    
2. Прибыль до налогообложения    
3. Среднегодовая стоимость производственных фондов    

Задание 6. Определите влияние отдачи фондов на их рентабельность, исходя из следующих данных:

(тыс. руб.)

 

Показатели По бюджету По отчету
1. Прибыль до налогообложения    
2. Объем реализации    
3. Среднегодовая стоимость производств, фондов    

Задание 7. Определите изменение рентабельности стола письменного за счет прибыли и себестоимости на основе следующих данных:

Показатели По плану Факт
Прибыль, тыс.руб.    
Себестоимость, тыс.руб.    
Рентабельность, %    

 

Задание 8. Определите влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала на основе следующих данных:

Показатели За про- шлый год За от- четный год Откло- нение, (+ -)
1.Рентабельность собственного капитала, % 9,76 10,08  
2.Коэффициент финансовой маневренности 1,239 1,294  
3.Коэффициент оборачиваемости всех активов 0,4984 0,4877  
4.Рентабельность реализованной продукции, % 15,81 15,96  
5.Влияние на изменение рентабельности собственного капитала отклонений: -коэффициента финансовой маневренности; -коэффициента оборачиваемости; -рентабельности реализованной продукции.   Баланс отклонений х   х х х   х х   х х х   х  

Задание 9. По данным бухгалтерской отчетности, представленной в приложении 3, дать комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности организации.

Задание 10. По данным бухгалтерской отчетности, представленной в приложении 3, дать оценку эффекта финансового рычага в организации.

Тестовые задания

1. Средняя рентабельность продукции составляет по плану 18%, фактически 20%. Себестоимость равна 100 000 рублей и 120 000 рублей. В отчетном периоде будет получено:

а) 6 000;

б) 24 000;

в) 18 000.

 

2. Показателем банкротства АО является:

а) сопоставление чистых активов с нормой уставного капитала;

б) рентабельность активов на одну акцию;

в) соотношение привилегированных и обыкновенных акций в общем выпуске.

 

3. Факторный анализ рентабельности активов может проводиться:

а) по двухфакторной модели;

б) по трехфакторной модели;

в) по семифакторной модели;

г) все ответы верны.

 

4. Рентабельность активов рассчитывается как:

а) отношение чистой прибыли к средней величине активов за анализируемый период;

б) произведение рентабельности продаж и оборачиваемость активов;

в) сумма рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

 

5. Показатели рентабельности рассчитываются для анализа:

а) эффективности управления организацией;

б) абсолютных показателей финансовых результатов деятельности организации;

в) финансового состояния организации.

 

6. Анализ рентабельности собственного капитала производится на основе следующих факторов:

а) рентабельности реализованной продукции, оборачиваемости активов, структуры авансированного капитала;

б) рентабельности объема продаж, рентабельности реализованной продукции, структуры авансированного капитала;

в) рентабельности совокупного капитала, рентабельности объема продаж, рентабельности реализованной продукции;

г) рентабельности активов, оборачиваемости активов, структуры авансированного капитала.

 

7. Анализ рентабельности собственного капитала учитывает влияние:

а) рентабельности реализованной продукции;

б) рентабельности объема продаж;

в) рентабельности совокупного капитала;

г) рентабельности текущих активов.

 

8. Для проведения анализа эффективности деятельности организации рассчитывают показатели рентабельности. Какой из показателей, используемых для анализа, характеризует величину прибыли с каждого рубля продаж:

а) показатель рентабельности товарной продукции;

б) показатель рентабельности продаж;

в) показатель рентабельности собственного капитала.

 

9. На показатель рентабельности товарной продукции влияет множество факторов, основными из которых является:

а) прибыль до налогообложения и величина себестоимости товарной продукции;

б) прибыль до налогообложения и величина себестоимости единиц продукции;

в) прибыль до налогообложения и величина собственного капитала.

 

10. Одним из факторов, оказывающих влияние на эффект финансового рычага, является:

а) коэффициент финансовой независимости;

б) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

в) коэффициент маневренности;

г) коэффициент финансовой активности.


АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.065 с.)