Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе



• Философско-мировоззренческая подготовка школьников • Граждан­ское воспитание в системе формирования базовой культуры лич­ности • Формирование основ нравственной культуры личности • Тру­довое воспитание и профессиональная ориентация школьников • Фор­мирование эстетической культуры учащихся • Воспитание физической культуры учащихся

 

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

Понятие о мировоззрении

 

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достиже­ния мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает чело­века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоз­зрение как способ осмысления, понимания и оценки объектив­ной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места & окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей прак­тической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответствен­но этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно опреде­ленные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его "Я", своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

Мировоззренческие убеждения и действительность.

 

Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю­дей. Как и знание, сознание отдельного человека существует толь­ко в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваи­вают ("присваивают") знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким об­разом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а главное, дей­ственными, другие же остаются только словесным знанием. Убеждения — это не нечто "знаемое" и "понимаемое", это зна­ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными тре­бованиями общественного прогресса, с познанной человеком не­обходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объективную необходимость, она может воспринимать веление должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стрем­лениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятель­ности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутрен­нюю потребность, не ставшей его собственной волей, он дейст­вует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действи­тельности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, от­ражающих наиболее существенные, закономерные связи и отно­шения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического ап­парата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности.

Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая об­щие и наиболее существенные стороны множества явлений, обоб­щения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной цело­стности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением

 

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принци­пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми­ровоззренческий характер. К ним относятся начальные представле­ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един­стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи­ях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки со­вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей­ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно­сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя­тельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок фор­мированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не­адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража­нию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятель­ной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на­учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философ­ская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старше­классников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя орга­низацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвое­ние личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стан­дартов, характеризующих ту или иную профессиональную груп­пу, формирование морально-психологической и трудовой готов­ности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

 

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережи­вания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив­ной практической деятельности.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст­вительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к ис­ходному, а к конкретному — на более высокой ступени разви­тия, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При вос­хождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает дальнейшее углубле­ние в сущность явлений материального мира во всех их причин­ных связях и опосредованиях.

В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ деятель­ности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру совре­менного научного знания, организуется вокруг и на основе ме­тодологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащими­ся системы знаний находятся в постоянном движении, соотно­сятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи­тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра­щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю­щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите­ратуры и искусства — ко всему тому, что создает и поддержива­ет благоприятный социально-психологический фон школы.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основ­ной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточ­но широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность во­влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во­оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози­дания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятель­ность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетво­ряла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главным чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятель­ности в "реально действующий мотив" (A.H-Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него потребность к этой деятельности.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми­ровоззрения обеспечивается б ^говдря преемственности в обуче­нии, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред­ставление о нем. Особенно большое значение в мировоззренче­ском плане имеют такие межпредметные взаимодействия, кото­рые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свой­ства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпред­метной корреляции у школьников формируются такие методоло­гические идеи, как единство живой и неживой природы, общ­ность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антро­погенеза и социогенеза и др.

Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. "Это идеальное юношеское веро­вание, — отмечал Н.А.Добролюбов, — облегчает действия учите­ля и делает его пример благотворным... Но горе учителю, кото­рый неосторожным своим поведением, проявлением своих стра­стей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеря­но или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу"'.

Только учитель, который всем своим существом принял воз­вышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформи­рован как творческая личность, может быть духовным наставни­ком молодежи.

Воспитание и религия

Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуали­зирует необходимость и ответственность педагогов за формиро­вание у учащихся научного мировоззрения, в то же время уваже­ния к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. За­дача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

 

§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

 

Цель и содержание гражданского воспитания школьников

 

Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче­ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио­нального общения. Становление гражданственности как качест­ва личности определяется как субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями госу­дарственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще­стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично­стью как свои собственные. Сформированное гражданское соз­нание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов об­щества.

Г.Кершенштейнер (1854 - 1932) -немецкий педагог. Автор теории гражданского воспитания. Способ­ствовал введению активных мето­дов обучения с широким исполь­зованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и других. Если первые связы­вали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослу-шания, то последний видел основу гражданского воспи­тания в свободном развитии личности, в создании усло­вий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость це­ленаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.АДобролюбова, А-И.Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная КД-Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз­витии национального самосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспи­тания в аспекте общественной направленности личности, приоб­ретения опыта коллективной деятельности. В известной книге ВАСу-хомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обоб­щен и систематизирован теоретический и практический опыт де­ятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Осо­бое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав­ляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотиче­скому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и не­насилия. В гражданском становлении личности важное место за­нимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио­нального общения

 

В толковом словаре В.И Даля слово "патриот" означает "лю­битель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечествен-ник или отчизник"'. Патриотизм как качество личности прояв­ляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности слу­жить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры меж­национального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечествен­никам; в интернационализме — уважение и солидарность с дру­гими народами и странами.

С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидатель­ный труд на благо своей Родины; формирования бережного от­ношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой роди­не, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению брат­ских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государст­венных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе при­дается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфически­ми особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического про­шлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и разви­вает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способ­ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитатель­ной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Необходимой составной частью формирования патриотическо­го и интернационального сознания является изучение фактиче­ского материала о защите нашего отечества, о воинской добле­сти и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффек­тивна на уроках литературы, истории, родного и русского язы­ков, во внеклассной воспитательной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.024 с.)