Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе



 

§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно опреде­ленным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выс­тупает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле расс­матривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педа­гогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае назы­вается воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наи­более обобщенная классификация включает в себя умственное, нравс­твенное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от раз­личных направлений воспитательной работы в образовательных учреж­дениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, эко­логическое, экономическое воспитание. По институциональному приз­наку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в амери­канской педагогике), воспитание в детских, юношеских организаци­ях, воспитание в специальных образовательных учреждениях'. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалис­тическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально ор­ганизованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния обществен­ной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприят­ные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласован­ность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается спо­собным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитар­ного воспитания, которая в различных формах продолжает существо­вать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой тео­рии был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой рез­вости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону"; управ­ление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддер­живает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угро­зу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания воз­никает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естест­венное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последова­телей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основопо­лагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманиза­цию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуп­равления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференци­ации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике вос­питания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданно­му шаблону, авторитаризм педагогов.

Преодоление этих недостатков требует разработки гуманисти­ческой концепции воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.004 с.)