Речевая деятельность и речевое поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевая деятельность и речевое поведение



Речевая деятельность – это словесное (реальное) воспроизведение человеком окружающего и «идеальное» (в уме) воспроизведение того, что требуется сказать (совершить). Под речевой деятельностью понимают также специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения (В. Максимов).

Речевая деятельность проявляется в конкретных видах:

- чтение (восприятие незвучащего текста, имеющего графическое оформление);

- письмо (воспроизведение либо порождение текста, графическое выражение смысла без звукового оформления);

- говорение (выражение смысла со звуковым оформлением, звучащая речь);

- слушание (восприятие звучащей речи).

С перечисленными видами речевой деятельности напрямую связан важный мыслительный процесс – понимание, без которого обеспечение общения и эффективности речевой коммуникации невозможны, ведь главное – быть не только услышанным, но и правильно (адекватно целям и устремлениям адресанта) понятым. Поэтому в теории речевой коммуникации текст (любой – звучащий, написанный, воспроизведенный, созданный и др.) рассматривается в совокупности нескольких процессов – от продукции до перцепции.

Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков (В. Максимов).

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п. Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Если речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение – это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевой деятельности «задействованы» глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление (а порой и необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.

Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

В речевом общении выделяются три стороны: интерактивная (взаимодействие), коммуникативная (прием, передача, обмен информацией), перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

В структуре коммуникации выделяется три взаимосвязанных компонента: процессуальный; знаковый; текстовый.

Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

Знаковый компонент включает речь и язык. Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Знаки отличаются один от другого материей, т. е. тем, из чего состоит данный знак. Одним из древнейших средств общения является язык, представляющий знаковую систему. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Каналы речевой коммуникации

Существует два основных канала речевой коммуникации – вербальный (словесный) и невербальный. Считается, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный - для «обсуждения» межличностных отношений.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов общения (= сенсорным системам человека ), как обоняние, слух, зрение, моторика, кинестетика. Психологи даже выделяют три типа людей в зависимости от особенностей восприятия ими информации по ключевым каналам:

· визуальный тип: информация легче воспринимается в виде зрительных образов, представляемых картин, коммуникация более эффективна при использовании иллюстраций, фотографий, диаграмм, фильмов и др. средств визуализации;

· аудиальный тип: информация проще воспринимается на слух, основная характеристика – звуковая;

· кинестетический тип: информация усваивается через прикосновения, запоминаются движения, ощущения тела.

«Визуалу», например,необходимо пространство для конструирования образов, поэтому на эффективность восприятия влияет фактор пространства – его не должно быть мало. «Кинестетик», напротив, лучше воспримет информацию, если ее источник будет приближен к нему, вплоть до телесного контакта. Поэтому если быстро приближаться к первому и находиться вдалеке от второго, можно потерять контакт.

Безусловно, при общении используются все типы сенсорики, но один из них может быть ведущим, доминантным.

Следовательно, чтобы понять значение сообщения, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо уловить чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение. Известный нейрофизиолог П.В. Симонов утверждает, что область чувств, эмоциональная сфера, не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах – жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голосаи речи, которые невозможно подделать, вследствие чего доверие этому каналу передачи информации выше, чем обычному, вербальному.

Таким образом, невербальная коммуникация – это взаимодействие, осуществляемое с помощью сопровождающих (или замещающих) речь несловесных сигналов (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.).

Особенности невербальных сообщений: контекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность – предопределяют, как считает В.А. Лабунская, сложность процесса интерпретации невербального поведения. Установлено, что устойчивыми и более или менее однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и др. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию следующих факторов:

· общая ситуация общения;

· индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;

· пол;

· возраст;

· степень значимости партнеров друг для друга;

· культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.

Учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих невербальных сообщений, перепроверяем свои выводы, уточняем их, а иногда остаемся в заблуждении. Интерпретируя невербальные послания, необходимо иметь в виду следующие моменты:

· уникальность невербального языка;

· неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

· изменчивость способов невербального выражения;

· зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

Интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т. е. того, что называют коммуникативной компетентностью.

В процессе невербальной коммуникации ее участники обмениваются следующей информацией:

1) о личности коммуникатора, включая сведения о его:

· темпераменте;

· эмоциональном состоянии в данной ситуации;

· «Я»-образе и самооценке;

· личностных свойствах и качествах;

· коммуникативной компетентности;

· социальном статусе;

· принадлежности к определенной группе или субкультуре;

2) об отношении участников коммуникации друг к другу, включая сведения о:

· желаемом уровне общения;

· характере, или типе, отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение);

· динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или «выяснять отношения» и т. д.);

3) об отношении участников коммуникации к самой ситуации, включая сведения о:

· включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес);

· стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

 

Тема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.013 с.)