Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативное действие и взаимодействие
Коммуникативное действие — это действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии. Это элементарная единица коммуникации — однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения. Коммуникативное действие может быть как интенциональным (намеренным и сознательным), так и неинтенционапъным (симптоматическим, рефлекторным). Вот некоторые примеры коммуникативных действий: 1. Молодой человек подмигнул сидящей напротив за столиком незнакомой девушке, та состроила недовольную гримасу и приобрела независимый вид. 2. Секретарша молча указала доставшему «Мальборо» посетителю на табличку, запрещающую курить в офисе, тот убрал сигареты в карман. 3. Инспектор дорожной полиции жезлом приказал водителю остановиться, тот не подчинился и прибавил газ. Коммуникативное взаимодействие существует не иначе как ряд коммуникативных действий по передаче и получению сообщений. При этом роли участников коммуникации постоянно меняются: отправитель информации становится ее получателем и наоборот. В то же время коммуникативное действие, связанное только с однократным созданием и передачей сообщения, не является взаимодействием. Виды коммуникации В науке предпринято несколько попыток классифицировать и типологизировать коммуникацию с точки зрения разных оснований. В связи с особенностями коммуникативной ситуации, как правило, выделяют пять типов коммуникации: 1. По положению отправителя и получателя сообщения в пространстве и во времени различают контактную и дистантную коммуникацию. При контактной их положения во времени и пространстве совпадают (например, собеседники видят друг друга, могут использовать мимику, жесты, интонацию). При дистантной они разделены в пространстве и/или во времени (например, адресат отсутствует в поле зрения адресанта при передаче SMS-сообщений, адресант и адресат разделены и во времени, и в пространстве при общении по электронной почте). 2. По наличию / отсутствию опосредующего аппарата выделяют непосредственную (общение без посредников) или опосредованнуюкоммуникацию ( общение с помощью посредников – технических средств, переводчиков). Понятие непосредственного общения связано с контактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, теле-, радиопередачу, общение с книгой.
3. По однонаправленности / двунаправленности сообщения (информации) между участниками различают диалогическую и монологическую коммуникацию. Диалогическая представляет собой сумму коммуникативных действий адресанта и адресата, постоянно меняющихся ролями (например, реплики в диалоге). При монологической в качестве адресанта выступает один отправитель информации, которая может быть адресована нескольким или множеству лиц. 4. С точки зрения количества участников различают коммуникацию межличностную, групповую и массовую. Количественные отношения один — один приводят к межличностной форме коммуникации, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публичное выступление). 5. С точки зрения формы выражения сообщения (звук или письменный знак) при речевой коммуникации общение может быть устным или письменным. Кроме того, по другим основаниям исследователи выделяют и другие виды коммуникации: 1. По способу (средствам) осуществления коммуникации: вербальная (словесная) и невербальная (неречевая). 2. По установочной задаче (функции) выделяют фатическую (контактоустанавливающую), информационную (нефатическую), воздействующую (убеждающую, внушающую) коммуникации. В подавляющем большинстве коммуникация начинается именно с установления контакта. Цель инициатора — установить и поддержать контакт различными средствами (взглядом, интонацией, техническими средствами). Когда инициатор не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации — это информационный вид. Когда ставится задача убедить или переубедить адресата, общение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения — проповедь, речь гипнотизера.
3. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей коммуникация делится на официальную и неофициальную. В значение слова официальный (лат. должностной) входят следующие дефиниции: а) правительственный или деловой, б) с соблюдением всех правил, формальностей; в) бесстрастный, сдержанный (тон). Значение слова «неофициальный» - не имеющий официального значения, дружеский. С точки зрения осуществления в определенной сфере жизнедеятельности можно выделить коммуникацию бытовую, научную, деловую и пр. Кроме того, по основанию классификации «источник – получатель» уточняется специфика ряда вышеприведенных типов коммуникации, а также вводится понятие организационной коммуникации. Так, И. Алешина выделяет следующие виды организационных коммуникаций: · личные и неличные коммуникации (личные коммуникации предполагают личный контакт «персона персоне», неличные коммуникации такого контакта не предполагают); · текущие и ситуационные коммуникации (текущие осуществляются по графику в соответствии с текущим или среднесрочным планом, ситуационные связаны с происходящими изменениями, требуют экстренных, ситуационно детерминированных коммуникаций; возможна иная терминология для этих разновидностей коммуникации — плановые и неплановые); · электронные и неэлектронные (электронные коммуникации отличает высокая скорость, адресность и потенциал широкого масштаба распространения информации, они используются не только для активности внешней, но применимы и во внутренних организационных коммуникациях); · монокультурные и мультикультурные (коммуникации между участниками одной культуры или коммуникации, пересекающие границы культур, строящиеся для нескольких инокультурных аудиторий), · отраслевые и функциональные (с одной стороны, отношения между «игроками» разных отраслей и сфер жизни общества, с другой — коммуникации, относящиеся к одной из функций управления: финансовые, маркетинговые, кадровые, операционные); · локальные, региональные, национальные, глобальные коммуникации (критерий в данном случае — масштаб осуществляемых коммуникаций); · вербальные и невербальные коммуникации (критерий – преобладающая система кодирования идеи). Применительно к речевой коммуникации исследователи выделяют два принципиально различных вида коммуникации: личностную и метаязыковую. Личностная (межличностная) коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например: «Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» - спрашивает учитель. В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая, по словам Р.Якобсона, функция «толкования». Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцептивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий. Очевидно, что все вышеперечисленные основания классификаций возможны, а в определенных ситуациях целесообразны. Они могут быть дополнены и другими основаниями, например: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и регулярные коммуникации, автономные и неавтономные коммуникационные программы (выполняемые своими силами или силами привлекаемых сторонних организаций; возможен смешанный вариант) и т. д.
Тема 3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.008 с.) |