Формирование речевого дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование речевого дыхания



Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности по­явления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого вы­сказывания, укороченный речевой выдох, несформиро-ванность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыха­тельного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиаль­ное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное арти­кулирование интонационно-логически завершенного от­резка высказывания в процессе одного непрерывного вы­доха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверх­ностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором

мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего пле­чевого пояса, находятся в состоянии излишнего напря­жения, большинство практиков используют в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называется диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюш­ного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начи­нают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышеч­ного расслабления. Как правило, в этот период заикаю­щиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмаль­ного дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без до­полнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального ды­хания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следую­щие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организо­ваны таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внима­ние на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные уп­ражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва­том грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с на­клоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что по­зволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ре­бенка обратную биологическую связь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафраг-мальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на жи­вот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 минуты. Упражнение должно вы­полняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Лого­пед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед со­бой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произно­сят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображае­мую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопро­вождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и не­много отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети про­износят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произно­сят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Зани­мая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Мед­ленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-». Принимая исход­ное положение, сделать вдох.

Приемов, направленных на формирование диафраг-мального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987 и др.).

У детей более старшего возраста, подростков и взрос­лых тренировка диафрагмального дыхания может проис­ходить более осознанно.

Тренировка речевого дыхания также начинается в по­ложении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ла­донь одной руки кладется на область диафрагмы. Обра­щается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука подни­мается, при выдохе рука опускается соответственно дви­жению передней стенки живота.

После того как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в по­ложении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед боль­шим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными дви­жениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (С, Ш, Ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.

3. «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр.

Силу диафрагмального выдоха можно тренировать в упражнениях типа: «Задуй пламя свечи» и др. (см. При­ложение № 3).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо

тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).

Одной из распространенных ошибок в работе по фор­мированию речевого дыхания является чрезмерное на­полнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхатель­ных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Зачастую неправильная организация работы по разви­тию речевого дыхания сопровождается фиксацией вни­мания заикающихся на акте вдоха и другими осложне­ниями. Поэтому при работе с заикающимися над рече­вым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксаль­ная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.)

Следующим этапом работы является развитие дли­тельного фонационного выдоха. Формирование фонацион­ного выдоха является основой для развития координатор-ных взаимоотношений между дыханием, голосом и артику­ляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начи­нается с длительного звучания гласных. (Порядок введе­ния гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе «Вокальный тренинг».)

После того как заикающиеся освоят длительное про­изнесение одного гласного на выдохе, предлагается произ­нести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе А___________ О__________,_.

Постепенно наращивается количество гласных зву­ков, произносимых на одном выдохе в следующем по­рядке: А — О— У — И (эталон гласных звуков). Данный

этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное ды­хание как у детей, так и у взрослых при использовании компьютерных программ «Видимая речь».

Третий этап работы над дыханием включает форми­рование собственно речевого выдоха. В упражнения вво­дятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро вос­станавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им уп­ражнений, необходимо сохранять строгую последова­тельность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные вза­имоотношения между работой голосового аппарата и ды­ханием формируются с трудом. При усвоении новых на­выков необходимо не только объяснение, но и много­кратный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосо-подачи и голосоведения, то эти задачи решаются практи­чески одновременно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.009 с.)