Психолого-педагогической реабилитации заикающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогической реабилитации заикающихся



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

Для адекватного планирования программы логопеди­ческой и лечебной работы с заикающимися и определе­ния ее эффективности необходимо правильное обследо­вание заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Обследование заикающихся должно быть комплекс­ным. Оно должно включить психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личнос­ти, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследо­ванию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта докумен­тация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневроло­га, отоларинголога, офтальмолога др.). Кроме этого, до­кументация может включать характеристики, составлен­ные воспитателем, учителем, психологом и другими спе­циалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния ре­чи и моторики; 3) изучение личностных особенностей за­икающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных осо­бенностях развития речи и моторики каждого заикающе­гося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

Основным компонентом логопедического обследова­ния является составление логопедом на каждого заикаю­щегося характеристики речевого состояния — так назы-

ваемого «речевого статуса». Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей за­икающегося может проводиться как логопедом, так и психологом Понятно, что любая схема не может отра­зить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрикация отдельных ас­пектов обследования является в определенной мере ус­ловной.

Основы методики логопедического обследования за­икающихся и способы регистрации его результатов мож­но представить следующей схемой:

Анкетные данные:

Фамилия, имя, отчество обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Домашний адрес, телефон

Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в дет­ском саду, школе (общеобразовательной или специаль­ной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, про­фессия, место работы.

Состав семьи.

Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося. Наследственность Наличие алкоголизма у родителей. Нервно-психические заболевания родителей.

Ускоренный темп речи у родителей или близких род­ственников.

Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

Заикание у родителей.

Заикание у сестер и братьев.

Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

Характерологические особенности отца и матери.

Обстановка в семье.

Жилищно-бытовые условия.

Период до 1-го года

Семейные условия.

Сон, аппетит.

Инфекционные заболевания.

Соматические заболевания.

Мозговые заболевания.

Мозговые травмы.

Спокойный, беспокойный.

Формирование навыка опрятности.

Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

Семейные условия.

Инфекционные заболевания.

Соматические заболевания.

Мозговые заболевания.

Мозговые травмы.

Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

Время выделения ведущей руки, наличие переучива­ния.

Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

Основные черты характера (спокойный — возбужден­ный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).

Основные черты поведения (капризность, слезли­вость, тревожность, негативизм, истощаемость, растор-моженность, трудность переключения).

Речевой анамнез

Время появления гуления и лепета.

Особенности гуления и лепета (активность, многооб­разие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

Время появления первых слов.

Время появления простой фразы.

Время появления развернутой фразовой речи.

Какие наблюдались затруднения при переходе к фра­зовой речи.

Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка

Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным

или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, ба­бушкой).

Особенности речевой среды: контакты с заикающи­мися или лицами с другой речевой патологией; при нали­чии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

Особенности речевого общения с ребенком, недоста­точность речевого общения, стимуляция речевого разви­тия ребенка (в каком объеме читалась детская литерату­ра, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

Культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания

Возраст, в котором появилось заикание.

Предполагаемые причины и характер возникнове­ния заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.)

Наличие периода мутизма.

Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

Изменилось ли поведение ребенка с момента появле­ния заикания и в чем это выразилось (состояние аппети­та, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических за­нятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа).

Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы: а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; неудержание при рез-

ком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на «цыпочках».

Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба-лансироВание резко выражено; опускание на стопу, час­тое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах).

Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касает­ся пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.

Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя нога­ми; прыжок не удается.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновре­менно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку.

Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновременно; дви­жения не всегда одновременные; одновременные движе­ния не удаются;

б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток: мар­шируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматы­вать ее на указательный палец.

Отмечается: марширует и наматывает нитку одновре­менно; движения не всегда одновременны; одновремен-

ные движения не удаются. Отмечается также общий ха- | рактер движений: ловкий, неловкий, пластичный, неук- I люжий.;

Процедура обследования тонких движений пальцев рук •

Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми ос­тальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке; 3) соединить пальцы одной руки с пальца­ми другой, «пальчики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выпол­нение; недостаточно четкое; плохая координация, нелов­кость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выполне­нии следующих проб: а) поднять брови («удивиться»); б)прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»); д) надуть щеки («толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекват­ная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»);

в) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»);

г) удержание языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) переключение движений губ («улыбка» — «трубочка»); з) касание кончиком языка поочередно пра­вого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).

Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо пере­ключается с одного движения на другое, движения точ­ные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незна­чительно; отсутствие удержания позы, выраженные из­менения объема, точности и переключаемое™ артикуля­ционных движений.

Заключение

Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключе­ния. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

— особенности речевого и моторного онтогенеза;

— значение психогении в возникновении заикания;

— возраст появления заикания;

— тяжесть заикания;

— тип и локализация судорог;

— зависимость проявления судорог от эмоционально­го состояния;

— наличие страха речи;

— течение заикания;

— наличие других дефектов речи.

Таким образом, логопед имеет возможность опреде­лить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заика­нию нарушения, клиническую форму заикания и, глав­ное, наметить индивидуальную программу логопедичес­ких занятий.

Пример 1.

Ф.И.О. 2 года 8 мес.

Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного разви­тия ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в сред­ней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

Пример 2.

Ф.И.О., 4 года 1 мес.

В соответствии с медицинской документацией у

ребенка отмечаются резидуальные явления органи­ческого поражения ЦНС. Заикание появилось по­степенно на фоне некоторой задержки психомотор­ного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.

3.2. Логопедические техники формирова­ния плавной речи у заикающихся

Согласно современным педагогическим теориям, пред­ставление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П. Бес-палько, 1989).

Все логопедические техники, представленные ниже, решают единую задачу — выработку плавной речи. Обу­чение этим техникам происходит практически одновре­менно, т.е. техники направлены не на расчленение пси­хофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их объединение и их координацию. Логопед должен учитывать, что динамика обучения на­выкам плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолирован­ных звуков до контекстной монологической речи.

Охранительный речевой режим

Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинесте

тических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорож­ную активность (И.В. Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется «замкнутый круг» патоло­гических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генера­тором последующих судорог. Наличие данного механиз­ма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто прояв­ляются судорожные запинки. К таким мероприятиям от­носятся «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранитель­ный режим» и т.д.

Организация и длительность этих режимов сущест­венно зависит от возраста заикающихся, типа учрежде­ния, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. «Специальный охранительный режим», как правило, организуется в начале коррекционной рабо­ты с заикающимися.

«Специальный охранительный режим» понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает «режим ограничения речи» или «режим молча­ния». Специальный охранительный режим как у взрос­лых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций ор­ганизма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с до­полнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные ме­роприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, спо­собствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно дейст­вует на организм в целом и состояние центральной нерв­ной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Сосулька

Из положения сидя на корточках медленно подни­маться вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «вы­росла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслаб­ляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Цветочек

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку».

Затем последовательно уронить кисти, изображая, что

«солнышко спряталось, и головка цветка поникла», рас­слабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял».

Штанга

Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем подняв над головой.

Упражнение проводить 10—15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. «Бросить штангу» — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Бревнышки — веревочки

Поднять руки в стороны, слегка наклонившись впе­ред. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой, словно «веревочки».

Маятник

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при пока­чивании вперед — назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

Ралли

Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка под­няв их, руки втянуть и сжать в кулаки — «крепко дер­жимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Со­средоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10—15 сек. расслабиться, сесть прямо, руки поло­жить на колени, голову слегка опустить, обратить внима­ние на приятное чувство расслабления.

Кукла устала

Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и под­нявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Незнайка

Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

Неваляшка

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10—15 сек. В конце упражне­ния обратить внимание на приятные ощущения расслаб­ления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИ­ЧЕСКИХ И АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5—10 сек., концентрируя внимание на этом ощуще­нии. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5—10 сек., кон­центрируя внимание на ощущении напряжения в облас­ти лба.

3. Сильно нахмуриться на 5—10 сек., концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5—10 сек., концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5—10 сек. сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек., обра­щая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Вслед за проведением релаксационных упражнений дети ложатся на ковер на спину. Им предлагается за­крыть глаза и отдохнуть. После этого логопед проводит сеанс релаксации.

Формулы релаксации могут быть следующими:

«Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем.

Глазки закрыты.

Ручки усталые, тяжелые, отдыхают.

Ножки усталые, тяжелые, отдыхают.

Как хорошо, приятно отдыхать».

Можно использовать и различные стихотворные тексты.

У некоторых детей при закрытых глазах могут возник­нуть страхи, а следовательно, повысится тонус мышц. В этих случаях следует проводить релаксационные уп­ражнения при открытых глазах и лишь постепенно при­учать ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта.

В процессе занятий следует обращать внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.

В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2 до 5 минут. Продолжительность занятий постепенно увеличивается, достигая 10—15 мин.

Каждая формула релаксации проговаривается логопе­дом 2—3 раза. Формулы, приведенные здесь, не являются универсальными и могут варьироваться. Важное значе­ние имеет интонация, с которой логопед произносит эти формулы. Голос должен быть мягким и тихим, темп не­сколько замедленным, а интонация должна выражать со­стояние спокойствия.

О состоянии мышечного расслабления и эмоциональ­ного успокоения можно судить по спокойному выраже­нию лица ребенка, ритмичному дыханию. У некоторых детей появляется сонливость, они начинают позевывать. Для усиления эффекта расслабления, в особенности у детей, которые с трудом расслабляются, можно легко по­глаживать сверху вниз грудь и руки ребенка.

Постепенно дети овладевают возможностью расслаб­лять мышцы не только по контрасту с их напряжением, а по словесной инструкции.

На этом этапе логопед может пытаться вызвать у детей образное представление о состоянии расслабления и спокойствия. Детям предлагается вспомнить о том, как они отдыхали, загорали на берегу реки в летний день, когда грело ласковое солнышко. При этом логопед по­дробно описывает возможные ощущения детей: общая расслабленность, ощущение покоя и приятного тепла, например: Мы пришли на лесную поляну. Травка на ней зе­леная, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так хочется полежать на мягкой, шелковистой травке. Слыш­но, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Так приятно отдыхать, все тело расслабляется, глазки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Ты спокоен...» и т.д.

Постепенно, на последующих этапах работы, дети из положения лежа переводятся в положение сидя. Для это­го используется так называемая «поза кучера». Ребенок должен сидеть на стуле, соответствующем его росту, так чтобы голени находились под прямым углом к бедрам, а нижняя часть спины ребенка касалась бы спинки стула. Руки свободно лежат на коленях ладонями вниз. Дети должны сидеть на стуле без напряжения, плечи и голова должны быть слегка опущены вперед, вся ступня должна опираться на пол. Такому положению дается название «поза покоя». На этом этапе дети сидят с закрытыми гла­зами на протяжении всего занятия аутогенной трениров­кой.

Как правило, на этом этапе работы на фоне релакса­ции детей логопед вводит «формулы правильной речи». Это могут быть такие формулы: «Мы говорим неторопливо и спокойно»; «Наша речь слитная и плавная»; «Мы говорим смело» и т.д.; такие формулы могут быть даны и в стихо­творной форме (см. И.Г. Выгодская и др., 1993). По­скольку введение таких формул выполняет роль опреде­ленного внушения, произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом, уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.

Занятия по релаксации — это не обособленные уп­ражнения. Они являются неотъемлемой частью всего курса занятий по коррекции речи. Такие занятия прово­дятся регулярно, 2—3 раза в день (утром, днем и вече­ром). Желательно, чтобы формулы расслабления пред­шествовали ночному сну ребенка.

Аутогенная тренировка, используемая в работе с за­икающимися подростками и взрослыми, должна быть специализированной (см. Приложение № 2). В процессе аутогенной тренировки вырабатываются навыки релаксации мышц, в которых наблюдается патологическое на­пряжение (дыхательные мышцы, мышцы верхнего плече­вого пояса, глотки, нижней челюсти, губ, языка). При овладении приемами мышечного расслабления снижает­ся эмоциональное напряжение. Речь на этом фоне проте­кает, как правило, без судорожных запинок.

В процессе реализации формул мышечного расслабле­ния проводится активная речевая работа. Речевые трениров­ки на этом фоне закрепляют слуховые и кинестезические ощущения нормальной речи. Создается двухсторонняя условно-рефлекторная связь между эмоциональным со­стоянием спокойствия и плавной речью. Многократные тренировки позволяют нормализовать функциональную речевую систему в целом.

Специфическим для заикающихся приемом аутоген­ной тренировки является прием мысленного представле­ния ситуации, трудной для речевого общения (разговор по телефону, выступление перед аудиторией и пр.). За­икающиеся под руководством логопеда мысленно пред­ставляют эмоционально значимую ситуацию общения. Само представление трудной «речевой ситуации» вызы­вает разнообразные вегетативные реакции организма за­икающихся и повышение мышечного напряжения. Затем путем реализации расширенной формулы спокойствия заикающиеся расслабляются и успокаиваются. На этом фоне заикающиеся тренируют устную речь, которая по содержанию характерна для данной ситуации. Прием мысленного представления способствует угашению эмо­циональных (вегетативных) реакций, возникающих при трудной речевой ситуации, и создается возможность ис­пользовать формулу спокойствия в реальных ситуациях (прием угашения «страха речи»). Этот прием становится эффективнее, если к нему присоединяется использова­ние мысленного представления новой модели поведения.

Заикающемуся предлагается ярко представить себя в роли уверенного в себе человека. Плечи расправлены.

Голова приподнята, взор сосредоточен на лице собеседника и т.п. Важно закрепить полученный эффект путемЯ функциональных тренировок в реальной обстановке. 1

Наиболее эффективно применение аутогенной тренировки при невротической форме заикания. Заикающиеся этой группы быстро овладевают расширенной формулой спокойствия, на фоне которой устная речь протекает плавно, без запинок. Их мысленное представление трудных речевых ситуаций сопровождается ярко выраженными вегетативными сдвигами, которые немедленно гаснут при реализации формулы спокойствия. Регулярные занятия аутогенной тренировкой у подростков и взрослых с этой формой заикания способствуют закреплению эффекта логопедической работы и гарантируют длительную ре­миссию.

При неврозоподобной форме заикания эффект ауто­генной тренировки выражен значительно меньше, чем при невротической форме заикания, а нередко отсутству­ет вовсе. Заикающиеся этой группы, как правило, не мо­гут овладеть расширенной формулой спокойствия в пол­ной мере. Мысленные представления трудных речевых ситуаций крайне затруднены. Громкая речь заикающихся этой группы в процессе сеанса аутогенной тренировки может сопровождаться запинками. У заикающихся этой группы может наблюдаться появление головных болей, головокружений и пр. Несмотря на отсутствие объектив­ных признаков улучшения состояния, зачастую заикаю­щиеся данной группы отмечают общее улучшение само­чувствия.

Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специ­альными функциональными тренингами в реальной си­туации (подробнее см. 3.3).

Аутогенная тренировка включается как обязательный компонент в различные системы реабилитации заикающихся детей, подростков и взрослых (В.М. Шкловский, 1994; Л.З. Арутюнян, 1990; Ю.Б. Некрасова, 1968; М.И. Бу­янов, 1989; И.Г. Выгодская и др., 1993 и др.). Дополни­тельным методом, способствующим релаксации, являет­ся использование релаксационного массажа дыхатель­ной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массажа биологически активных точек (см. Приложе­ние № 7)

Ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие рит­мических движений под музыку, в процессе чего уточня­ются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организа­ции детей, создания «настроя» на определенный вид дея­тельности.

Пример:

1. Свободная маршировка под музыку со сменой на­правлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду «Вперед», «Назад», «В центр», «Вправо», «Влево» и т.д.

Игра

В конце логоритмического занятия у детей дошколь­ного возраста, как правило, проводится игра, целью ко­торой является закрепление навыков, полученных на за­нятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающи­мися является развитие чувства ритма. Ритмическая спо­собность является средством пространственно-времен­ной организации движений. Чувство ритма в своей осно­ве имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполня­ет важную функцию в формировании моторного стерео­типа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе ее ус­воения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределени­ем ударных слогов в строфе; состоять из достаточно ко­ротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последова­тельности: хорей — ямб — дактиль.

1. Хорей:

Мой веселый,

Звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой

Не угнаться за тобой

(С М Маршак)

Ритмический рисунок хорея: _1__1__1_

2. Ямб:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем

(С Михалков)

Ритмический рисунок ямба: _'__'__'_

3. Дактиль:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Ритмический рисунок дактиля: _^___ '_ __

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие син­таксического членения в строке, а также стихи, ослож­ненные стечением согласных и обилием малоупотреби­тельных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихо­творных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направлен­ные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки.

Одним из видов таких упражнений является «послоговый ритм», или теппинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма про­водится в замедленном темпе. По мере овладения навы­ком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабаты­вается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция глас­ных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи прохо­дило одновременно с активной работой по формирова­нию интонационного оформления высказывания. Посте­пенно движения руки становятся ритмоводителем рече­вых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движе­ния руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения ру­ки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных трени­руется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением без­ударных гласных называется полным стилем произнесе­ния.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной про­грамме, выравнивает все слоги по времени произнесе­ния, что в целом является основой для ритмизации рече­вого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выра­ботку ритмизации речевых артикуляций, является по­словный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей

руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе про­изнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влия­нием упражнений довольно быстро становится интони­рованной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизирован­ной речи.

В то же время речевая ритмизация, как и любой дви­гательный навык, особенно у взрослых, нуждается в дли­тельной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение рит­ма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необ­ходима постепенная, индивидуальная тренировка ритми­ческих движений руки.

Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интона­ционно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затрудне­но и требует тщательной и длительной тренировки.

В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритми­зации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З. Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).

В ряде методик первый этап установления ритмизи­рованной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З. Андроно­ва, 1990.)

Для того чтобы темпоритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикаю­щегося по автоматизации нового навыка речи.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Лого­пед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед со­бой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произно­сят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.128 с.)