Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития



Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к воспри­ятию речи окружающих, так и к влиянию разных факто­ров внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствуют формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска), то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появле­ния новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окруже­ние, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение уст­ной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психи­ческие заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечают­ся достаточно ограниченные по времени гиперсензитив-ные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления пер­вых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсен-зитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального раз­вития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психичес­кие стрессы легко приводят к разрушению формирую­щейся речи. Это может проявляться в задержке появле­ния первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ре­бенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи отно­сится в среднем к периоду трех лет (2,5—3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербали­зации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным фор­мам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семан­тическим структурам. Именно в этот период резко ус­ложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоцио­нальным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов, т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период форми­рования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об

интенсивном формировании внутриречевого программи­рования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации.

Этот период сопровождается определенными особен­ностями речевого дыхания. Ребенок может начинать рече­вое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровожда­ются выраженными вегетативными реакциями: покрас­нение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится средст­вом его интеллектуального и речевого развития. У ребен­ка трех лет появляется повышенная потребность в рече­вой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрос­лого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций мо­гут не только изменить темп речевого развития (задержка речевого развития), но и привести к патологии речи (за­икание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5—6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ре­бенка интенсивно развивается и существенно усложняет­ся механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная сис­тема детей 5—6 лет испытывает особое напряжение в процессе речи.

В это время можно наблюдать “сбои” речевого дыха­ния в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затрудне­ниями лексико-грамматического оформления высказы­вания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне

чувствителен к качеству речевых образцов, контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (за­иканию), а ограничение речевого общения, низкий уро­вень речевого окружения приводят к недостаточной сфор­мированное™ монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специ­альной помощи.

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функцио­нальной системы в дошкольном возрасте, делают понят­ной причину ее избирательной “непрочности” при воз­действии различных вредоносных факторов.

Знание закономерностей речевого онтогенеза в до­школьном возрасте и особенностей протекания гипер-сензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.

ГЛАВА 2 ЗАИКАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.006 с.)