Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суицидальная угроза и попытка
Миф о том, что «те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его», как доказано, является опасным и ошибочным. Наоборот, многие люди кончают с собой, говоря об этом, раскрывая свои намерения. Одни вербально: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой», другие — невербально, они зачастую называются «приведением своих дел в порядок» (оформление завещания, пересмотр страховых бумаг). Совершение человеком ранее попытки к самоубийству является мощным предикатором последующего завершенного суицида. Самым лучшим опознавательным знаком, свидетельствующим о намерениях человека, является попытка. Употребление снотворных таблеток или нанесение порезов таким образом, чтобы окружающие раскрыли это действие. Но обычно семья и друзья проходят мимо этого. Окружающие часто раздраженно реагируют: «Он просто хотел привлечь к себе внимание». По статистике 12 % совершивших суицидальную попытку повторяют ее в течение 2 лет и достигают желаемого. 4 из 5 суицидентов, покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом по крайней мере однажды. После первой неудачной попытки многие делают вывод: «Я сделаю это лучше в следующий раз». И они вспоминают об этом, особенно испытывая психический стресс и личностный хаос. СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Стрессовая ситуация делает людей более восприимчивыми к самоубийству: в это время нечто происходит как внутри, так и вокруг них. По статистике риск суицида высок и проявляется у людей: 1. С недавно выявленной прогрессирующей болезнью. 2. Вследствие экономических неурядиц.
Каждый У4 суицидент — это больной психозом, шизофренией или маниакально-депрессивным психозом. Существует суицидально опасная референтная группа: - молодежь с нарушением менеличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, отличающиеся девиантным поведением, включающим физическое насилие; - гомосексуалисты; - заключенные в тюрьмах; - ветераны войн и локальных конфликтов; - люди зрелого возраста, которые фрустрированы несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- пожилые люди, покинутые окружением. Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязненность окружающей среды, по некоторым гипотезам, приводящая к массовому самоубийству даже китов, и накопление опредёленных морских воздушных масс, циклонов и антициклонов, способствующих, по мнению венгерских специалистов, увеличению числа самоубийств в Будапеште. Но нас, конечно, интересуют прежде всего не условия, действующие на биологическую природу человека, ведь в конечном счете даже такой мощный фактор, как психическая болезнь, является непосредственно причиной самоубийства не более чем в 30 % случаев, как бы ни старались объявить всех самоубийц сумасшедшими. Наиболее важными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его «я». Исторически сложившиеся политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста самоубийств. Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением — семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса «быть или не быть» является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, — это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего — часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению. «Общество множит ряды самоубийств» — этот тезис с особой силой зазвучал в XIX веке, когда связь общественно-исторических сил с личной трагедией индивида стала очевидной для многих. На самом деле эту связь в большей или меньшей степени можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть по крайней мере два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами. В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные ожидания заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Все это находит свое отражение и в системе воспитания, и в многочисленных произведениях искусства.
Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики и дети ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти «повелителя» — жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться следом в загробный мир. Самоубийства вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает воображение — Порция, жена небезызвестного в римской истории Брута, узнав о смерти мужа, не замедлила проглотить горсть горящих углей. В Индии обычай сати — самосожжение вдовы вместе с телом мужа — вплоть до XIX века являлся не просто образцом для подражания, но и обязательным ритуалом. Самоубийство в истории общества было также одним из способов выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная, на наш взгляд, форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю племени взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы. Религиозный фактор Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В. Джеймс в своем знаменитом эссе «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалась ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых хри- стиан-мучеников, стремившихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста «и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа» могут посоперни- чать по пессимизму с книгой Иова («человек рождается на страдания»), тем не менее попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь «не убий»), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане — семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам, как за убийство.
Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияний в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 год зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100000). Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, — спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов, как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации, вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому — многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Петром I. Современными исследователями установлено что, в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше. Социальные факторы Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида, по независимым от них причинам, настолько тяжело и невыносимо, что суицид становится одним из реальных путей избавления от страданий. «Нужда и безработица», «бесплодность и беспросветность борьбы за существование» — эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами примерно 30 % самоубийств. В целом экономическая жизнь общества сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908,1923, 1929-1933,1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза.
Другие социальные причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни — есть данные, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает. Люди расплачиваются жизнью и за урбанизацию: данные по России о том, что в городе в 3 раза выше процент самоубийств, приводил еще в начале XX века известный юрист и публицист А. Ф. Кони. В современной мировой статистике выявлены аналогичные тенденции: например, в Польше 1970—1986 годах отмечено в среднем в 2 раза больше самоубийств в городах, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека, не обладающего ценностью собственной жизни, и зачастую вызывает ощущение «винтика» в огромной машине цивилизации. Довольно широко распространено мнение, что во время войн и революций кривая самоубийств ползет вниз. С одной стороны, об этом свидетельствуют цифры. С другой стороны, реального количества добровольно стремящихся уйти из жизни в такие периоды истории не может подсчитать ни один статистик: ведь никто не считает самоубийцей человека, подставившего себя под пули на поле боя. И не случайно одним из распространенных видов самоубийства среди русских офицеров являлась отправка на Кавказ «в поисках пули горцев». В определение самоубийства, даваемого современными специалистами, входит не только намеренное лишение себя жизни, но и отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. А в таких ситуациях в военное время явно нет недостатка, кроме того, смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения. Поэтому, хотя во время войны и наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего «я» на других людей, принадлежащих к «лагерю врагов», исследователи затрудняются однозначно ответить на вопрос о влиянии войн на суициды. Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление «Вертера» Гете в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. И сегодня средства массовой информации умножают этот эффект заражения «вирусом самоубийства», основанный на подражании кумирам. За добровольной смертью 1970 году писателя Юкиа Масима, соискателя Нобелевской премии политературе, последовала целая серия уходов из жизни японцев самого разного возраста.
Одна из главных тенденций, которые важны для нас, — это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов. Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийств; не случайно такое распространение получил суицид в период развала Римской империи, да и развитие суицидальных мотивов в учении стоиков и эпикурейцев, и возникновение Александрийского общества добровольного ухода из жизни совпали с сильными общественными кризисами. Социально-психологические факторы играют важную роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди таких факторов на первое место выдвигается семейная дезорганизация. Подчеркивается значение утраты родителей, распад семьи вследствие развода. Обращается также внимание на «школьные проблемы». «Сексуальные проблемы» обычно бывают дополнены другими, не менее важными. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидные попытки, если этот разрыв сочетается с унижением чувства достоинства или если имелась чрезвычайно сильная эмоциональная привязанность. Стыд из-за раскрывшейся мастурбации, обнаружившейся беременности, импотенции, страх стать гомосексуалистом также могут толкнуть на суицид. По некоторым данным, значение разного рода «проблем» неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения. «Семейные» проблемы послужили причиной при демонстративном и аффективном суицидальном поведении в 51—52 % случаев и только в 13 % — при истинном покушении. «Сексуальные проблемы» оказались в основе истинного поведения в 61 %, при аффективном — в 28 %, демонстративном — в 24 % (переживание своей сексуальной неполноценности). «Школьные проблемы»: аффективное — 29 %, демонстративное — 26 % и истинное — 12 %. У мальчиков «развязывающим» фактором для суицида может послужить алкогольное опьянение. Способы, выбираемые мальчиками, тесно связаны с типом суицидного поведения. При демонстративном: порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами и реже — изображение попыток самоповешения, дефенейрации и т. п. При аффективном: самоповешение, отравление, реже — порезы вен. При истинном: самоповешение. Катамнестические исследования в Швеции выявили определенные особенности подростков, пытавшихся совершить суицид. По сравнению с общей подростковой популяцией исследования чаще были в последующем направлены в исправительные школы, уголовные преступления, агрессивные акты. Отмечены склонность относительно рано — в 17—18 лет — вступать в браки и большая частота разводов. При призыве на военную службу среди юношей, совершивших суицидные попытки, было призвано негодными 46 %. С типом личности, в значительной мере определяемым типом акцентцации характера, у взрослых также связаны особенности суицидального поведения. По мнений) О. Отто, среди подростков, совершавших суицидные попытки, преобладали истероиды (36 %) и инфальтивные эмоциональные-лабильные субъекты (33 %), еще у 13 % отмечены астенические черты. Шизоиды и циклоиды встречаются редко. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них — наиболее вероятный тип смерти, по крайней мере в их представлении. Причиной может быть не нехватка жизненной силы, напротив, среди самоубийц встречаются упорные, жадные и даже отважные. Но каждое потрясение вызывает у них мысль об избавлении путем ухода. Профилактикой юношеских самоубийств может послужить создание такого психоэкологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство не желание покончить собой, а «крик о помощи». Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей, саморазрушение различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человека и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше» и т. п. Эти высказывания для случайного наблюдателя могут показаться не связанными с самоубийством, но следует подчеркнуть, что именно они используются в предсуици- дальных беседах и записках. Угрозы могут превратиться в действия. Вместо пассивного принятия непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимости: смерть от своих рук.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.023 с.) |