Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сетевые структурные, по принципу «дерево»
Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из элементов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним. По своей сути все объектные схемы являются структурными, но из них нужно выделить в отдельную группу структурные блок-схемы. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на занятиях введения в тему, обобщения или систематизации знаний. В структурной блок-схеме элементы могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов. Объектные схемы либо создаются заранее и демонстрируются при объяснении нового материала, либо строятся ведущим в процессе объяснения. В познавательном процессе такие схемы: · способствуют освоению образов и связанных с ним понятий (природных, социальных, культурных, технических и др.); · помогают выразить информацию в сжатой форме; · позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать; · повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации; · способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти. Блок-схемы, диаграммы, таблицы, прочее. Хорошим примером структурных блок-схем являются алгоритмы, используемые в программировании. Они позволяют увидеть весь процесс обработки информации, однако их применение ограничено в связи с тем, что сложно отразить динамику и действия, совершаемые несколькими субъектами. Алгоритм как описание представляет собой совокупность, во-первых, информации, описывающей характер преобразования входного потока информации в каждом блоке алгоритма, и, во-вторых, мер (мерил), управляющих передачей потоков преобразуемой в алгоритме информации от каждого блока к другим. Если мы хотим отразить вложенные системы в мироздании, то мы можем пойти двумя путями: отразить на схеме вложенность систем либо не отражать, а поставить блоки рядом, указав взаимосвязь. Это не будет ошибкой, если мы понимаем в умолчаниях, что они вложены. Всё зависит от целей схемы - что мы хотим показать и как это сделать нагляднее. Диаграммы Один из видов объектных схем – это всевозможные диаграммы
И одним из видов таких диаграмм являются схемы методом наложения.
В таких схемах создаются области, общие для некоторых объектов, что позволяет наглядно показать расхождение и соотношение по каким-то параметрам. Однако, область применения таких схем довольно ограничена. При наличии нескольких параметров и большого количества элементов наглядность обеспечить не получится. Таблицы Одним из видов отображения информации являются таблицы. Не стоит про них забывать и недооценивать их значение в понимании учебного материала при самообразовании. Например, в этой таблице-матрице отражены функции и взаимосвязи основных общественных институтов: семья, государственность, наука и система образования. Из этой таблицы можно понять, как одни институты зависят от других – какие у них есть потребности, а так же какие функции одни институты выполняют по отношению к другим. Построение подобных таблиц по отношению к процессам, в которых вы находитесь, позволит вам увидеть целостность и полноту этих процессов и те пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить, чтобы эффективно управлять ими. Майндкарты Одним из видов сетевых структурных схем являются интеллектуальные карты или майндкарты (mind map), пример, суть и назначение которых отражены на данной схеме: Основные принципы таких схем: начинаем рисовать с центра, используем объекты разных размеров, используем цвета и картинки, желательно делать не более 5-7 ответвлений, минимум слов, больше творчества. Чаще всего для таких схем используется программное обеспечение. Майндкарты позволяют: развить творческие способности, повысить эффективность мышления и улучшить память. Способов визуализации идей существует огромное количество! Главное не бояться экспериментировать и создавать что-то своё, что-то новое, не похожее на всё остальное. Пиктограммы Пиктограммы – это специальные картинки, небольшие иконки с изображением различных предметов, людей, эмоций, объектов и т.п. Большинство людей пользуется пиктограммами в социальных сетях, посылая смайлики. Этот способ донесения информации часто используется в общественных местах и на транспорте и помогает людям ориентироваться в объектах инфраструктуры – узнавать, где выход, как себя вести в той или иной аварийной ситуации, не получить травму и т.п. Пиктограммы должны быть хорошо понимаемы, узнаваемы и предельно краткими.
Инфографика Последнее время широкое распространение в области рекламы и анимации получило такое направление, как инфографика, которая за счёт визуализации различных статистических данных, увеличивает количество посещений сайта, благодаря вирусному распространению видеоролика в интернете. Существуют различные онлайн-сервисы для создания картинок в таком стиле с коллекциями шаблонов и пиктограмм.
Направляющие схемы Следующий тип схем — направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектными, так как выполнены на одном семиотическом материале (семиотика — от греч. semeiotikon, от semeion — это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию. Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание участников самообразования на предмет обсуждения, организовать поиск и выявление связей/взаимосвязей между образами, словами, понятиями и помочь прийти к взаимопониманию. Рис.5. Схема работы в группе Направляющие схемы создаются в процессе коллективного труда в период труда группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, — появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы. Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии задачи, и объектов, отражающих мысли каждого. Вовлечение участников в создание направляющих схем очень значимо, так как это даёт возможность: · включить каждого участника группы в процесс коллективного мышления; · удержать внимание участников на предмете обсуждения; · вернуться к разговору об объекте и не упустить важный момент; · организовать промежуточный и итоговый анализ процесса самообразования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.008 с.) |