Исследование речи и речевых процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование речи и речевых процессов.



Методы исследования экспрессивной речи

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Спон­танная речь. Метод беседы Беседа с ре­бенком на близкую ему тему Я хотела бы узнать, как у тебя идут де­ла в школе. С кем ты дру­жишь, кто там самый дра­чун? Могут быть: 1) Ответы 1-2-сложные, с использованием слов, со­держащихся в вопросе; 2) Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и пер­северации и др.
2. Диало­гическая речь. Ме­тод ко­ротких вопросов и ответов Короткие по­следователь­ные вопросы и ответы Темы: "0 школе", "Что ты делал во время кани­кул" и др. 3) Неадекватные ответы - подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции задне-лобных и лобных отделов; 4) Соскальзывание на по­бочные ассоциации -дисфункция лобных отделов; 5) трудности подбора слов, построения фразы, слов – возможна дисфункция теменно-височных отделов
Автоматизированная речь Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. Называние дней недели Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1. Это трудно, но ты сможешь. Назови подряд дни недели: понедельник… Могут быть литеральные парафазии, аграмматизмы. Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
Повторная речь А) Повторение: 1) звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, н, х. р, ч; 2) дизъюнктивных пар звуков: б-н, к-с, м-р; 3) оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с, 4) серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба Материал для повторения подается по одному элементу. Рот педагога прикрыт. «Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушений фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора
  Б) Повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка Повторяй за мной. Слушай внимательно Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами этому важно квалифици­ровать эти ошибки: 1) С нарушением фоне­матического слуха (височные отделы- 22поле);
      2) С инертностью речево­го процесса (персеве­рации, контаминации) -задне-лобные отделы; 3) С нарушением слухоречевой памяти (2-я ви­сочная извилина) и с на­рушением моторной сто­роны речи (литеральные моторные парафазии и др.)
  г) Повторение фраз (постепенно увеличивать объем пред­ложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка по­шла в лес. Мальчик игра­ет в мяч   Исследуется слухоречевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки - не­удержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербаль­ные парафазии могут го­ворить о дисфункции ви­сочных отделов; конта­минации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответ­ственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
Активная речь а) рассказ по сюжетной кар­тинке (частотной, т.е. известной ребенку, и не­известной; б) собственное сочинение (устный рас­сказ на задан­ную тему) Расскажи, по­жалуйста, что здесь нарисо­вано. Только складно и подробно. Расскажи о чем хочешь, ну, например, о зиме Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, нали­чие парафазии, аграмов, соскальзывания Могут быть ошибки: сен­сорного и моторного про­исхождения (литераль­ные парафазии). Возмож­на дисфункция нижних теменных и височных от­делов левого полушария
Номинативная речь Называние предметов по предметным картинкам (5-7 в поле зрения) Назови эту картинку (указывается), а теперь - эту и т.д. Затем по 2 - назови эту и эту. За­тем по 3 Могут быть ошибки: сен­сорного и моторного про­исхождения (литераль­ные парафазии). Возмож­на дисфункция нижних теменных и височных от­делов левого полушария
  Понимание и называние частей тела - нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы Покажи на себе – где у тебя нос, глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое. Дефекты называния час­тей тела могут говорить о нарушении сомато-пространствен-ных ощуще­ний, о дисфункции темен­ных отделов мозга
     
             

5

Методы исследования импрессивной речи

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1.Метод понимания и выполнения вербальных инструкций Фразы: 1. Закрой глаза 2. Открой рот. 3. Положи руки. 4. Встань, подойди к двери, вернись сюда Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего понимание этих инструкций сохранено
2. Понимание обращенной речи. Метод беседы. Обычная бытовая беседа. «Ты сегодня завтракал» Я задаю вопросы, а ты отвечаешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания.
3. Понимание предметных слов. Метод показа названных предметов (объек­тов) 1. Предметные картинки. 2. Окружающие предметы Сначала по одному предмету, затем – по два, по три. покажи «стол», «яблоко» Увеличение объема может привести к ошибкам: 1. Забывание последующих слов; 2. Замена одной картинки другой; 3. Отказ. 4. Показ неадекватных картинок. Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины
4. Пони­мание фраз. Метод понима­ния фраз Короткие простые по грам­матической структуре фра­зы. Показатель понимания (индикатор) - показ соответ­ствующих фра­зе картинок Покажи картин­ку, на которой дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины нарисовано: "мальчик сидит на стуле", "на столе стоят цветы"  
5. Фоне­матичес­кий слух Отдельные звуки: -дизъюнктные: а-к, б-л, т-ш -оппозицион­ные: б, п, т, д (дается только по 1 звуку) Индикатор -повторение. Повторяй за мной с закры­тыми глазами. Индикатор -буква. Я назову звук, а ты най­ди соответст­вующую букву (из 3-4-х - Б, П, Г, Д или А, К, 0,Р). Индикатор -условно-реф­лекторная ре­акция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай Ошибки - замены оппо­зиционных звуков гово­рят о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной изви­лины-22 поле)

Понимание логико-грамматических конструкций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)