Осн. ср-ва и методы физ. воспитания детей дошкол. возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осн. ср-ва и методы физ. воспитания детей дошкол. возраста



Подвижная игра – ср-во и метод физ. воспитания детей дошкол. возраста

Правильное физ. воспитание детей – одна из ведущих задач ДОУ. Хорошее здоровье, полученное в дошкол. возрасте, является фундаментом общего развития челов.. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Подвижные игры - одно из осн. ср-в физ. воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Подвижная игра – это эмоц. деятельность детей, которая связана с выполнением осн. движений. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы, воспитывает эстетику, трудовые навыки.

В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое кол-во движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психич. деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым ср-вом совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творч., ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Подвижная игра - незаменимое ср-во пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

С целью усиления двигательного режима детей необходимо осуществлять мероприятия:

- увеличивать кол-во подвижных игр, проводимых в течение дня, включая их в содержание утренней гимнастики;

- проведение подвижных игр до завтрака;

- введение подвижных игр в занятия, где это приемлемо;

- максимально использовать зал для проведения подвижных игр;

- большое внимание уделять разучиванию подвижных игр, оснащению их атрибутами с целью повышения у детей интереса к ним;

- подбор подвижных игр производить с учетом предшествующей деятельности детей.

Использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. В играх воспитываются осн. физ. способности ребенка, такие, как быстрота, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки. Игра является одним из важнейших ср-в физ. воспитания детей дошкол. возраста. Инструкторам по физ. культуре важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий, использовать подвижные игры и игровые упражнения, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается.

 

Физкульт. занятие в ДОУ

Физкульт. занятия - осн. форма систематического обучения детей физ. упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровит., образоват. и воспитат. задач, выполнение которых обеспечивает физ. развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигат. навыков, воспитание физ. качеств и эмоц.-положит. отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Занятия, включающие гимнаст. упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в 1й половине дня спустя 30 мин после приёма пищи. Если занятие организуется во 2ю половину дня, то целесообразно начинать его перед приёмом пищи, после дневного сна, или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Необходимыми гигиен. требованиями проведения занятий в помещении являются влажная уборка пола, и проветривание помещения не менее 15 мин перед началом занятия. Температура воздуха в помещении д. поддерживаться в пределах +19, +20°. Оборудование, инструменты и их размещение д. отвечать пед., гигиен. и эстетическим требованиям.

Физкульт. занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (без дождя) все занятия организуются на воздухе, на физкульт. площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они осуществляют комплексное решение всех оздоровит. и воспитательно-образоват. задач. Занятия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиен. условий (открытые окна, фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей) обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они м. проходить с различными предметами и в сопровождении музыки. Занятия на воздухе имеют максимально оздоровит. эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физ. нагрузку, предоставляют широкие возм.сти для проведения спорт. игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

Структура физкульт. занятий, задачи и содержание каждой части. Физ. упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиолог. и психол. закономерностями работоспособности организма. Вводная часть решает психол. задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на 2х и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок. В этой части занятия обеспечивается общая и спец. подготовка организма к выполнению более сложных упражнений. Продолжительность этой части в мл. группе 2-4 мин, в ср. – 3-5, в ст. – 4-6 мин.

Осн. часть решает воспитательно-образоват. задачи. В осн. части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физ. качества. Посл-ность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкол. возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребёнка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физ. качества. Содержание этой части занятия составляют осн. движения (бег, прыжки, метание и др.), игры большей подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в осн. часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подводящие упражнения. Продолжительность осн. части: в мл. группах 7-12 мин, в ср. – 9-16, в ст. – 12-24 мин.

Заключительная. Ее назначение - снизить физ. нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса подвижные игры спокойного х-ра («Найди предмет» и др.). Продолжительность закл.. части занятия в мл. группах 1-2 мин, в ср. – 2-3 мин, в ст. – 3- 4 мин.

Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач осн. части.

Типы физкульт. занятий. В основе типизации физкульт. занятий лежат дидакт. задачи. Для I типа занятий х-рно разучивание упражнений. Однако занятия, в которых содержание осн. структурной части полностью новое. Занятия II типа строятся на знакомом материале. Пед. направленность такого занятия - повторение, закрепление, совершенствование движений, выполнение упражнений в более быстром темпе, вариативное исполнение заданий. III тип - контрольно-учетные занятия. Здесь проверяется уровень двигательных навыков детей, степень их обученности.

 

Подготовка детей дошкол. возраста к обучению грамоте

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. 7летнему ребенку труднее овладеть чтением, чем 6летнему. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом м. восполь-зоваться и ввести ребенка в й мир звуков и т. о. привести его к чтению к 6 годам.

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллект. сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Возникает необходи-мость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации системати-ческой работы по его развитию.

При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. Т. е., прежде чем начать читать, ребенок д. научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети д. постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, нахо-дить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Т. о., работа по под-готовке детей дошкол. возраста к обучению грамоте д. начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей ст. дошкол. возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, т. е. начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Фонематическое восприятие детей е необходимо послно развивать, начиная с мл. возраста. Дети от 3 до 4 лет. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять 1й звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые м. произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и др. Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет. Определять протяженность слов. М. вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять 1й звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже 1я ступень обучения грамоте. Вводить термин «гласный звук», затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). Графические умения хорошо формируются в процессе спец. упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу.

Дети от 6 до 7 лет. Работу по обучению грамоте детей дошкол. возр необход вести по 3м напр: 1) Продолжать разв звук стороны речи, т. е. продолжать разв у дет навыки звук анализа и синтеза. 2) Знак дет со знаковой системой языка (буквами). 3) Вести подготовку руки дошк к письму.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать т. о., чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные слова. Затем м. учить читать двусложные слова, потом трехсложные слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными.

Осн. ср-ва и методы физ. воспитания детей дошкол. возраста

Физ. воспитание - это вид восп, специфическим содержанием которого явл обучением движением, воспит физ. качеств, овладения спец. физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий.

Осн. задачами физ. воспв дошкол. возрасте явля: укрепление и охрана здоровья реб, закаливание организма; достижение полноценного физ. развития (телосложения, физ. и умственной работоспособности реб); создание условий для целесообразной двигательной активности детей; - формир жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде; формирований широкого круга игровых действий; разв двигательных качеств: ловкости, выносливости, скорости, силы; содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия; формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физ. упражнениями и играми, обоснованных гигиен. требованиях и правилах; воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

Ср-ва физ. воспитания детей дошкол. возраста: гигиен. факторы, естественные силы природы, физ. упражнения. Кроме того, на физ. восп детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на муз. инструментах, процессы одевания, умывания и др.).

Гигиен. факторы. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у челов. положит. эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность. Кроме того, гигиен. факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физ. упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви м. привести к различным заболеваниям детей и снизить положит. влияние физ. упражнений на их физ. развитие.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) являются важным ср-вом укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют челов. от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое в-ва, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные ср-ва закаливания организма челов. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и др. значение: оно способствует воспитанию волевых качеств.

Физ. упр - осн. специфическое ср-во физ. восп. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деят, отобранные для решения задач физ. восп. Двигательной деят называют всякую деять, х-рным компонентом которой явл активность двигательного аппарата челов.; к сложней двигательной деят относится подв игра. Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий. Эффективность использования ср-в физ. воспитания повышается при правильном сочетании их на разных возр эт.

Методы обучения детей дошкол. возраста. В обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию дет, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнений, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практ. метод, связанный с практ. двигательной деят дет, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практ. методы х-ся полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования. В практ. работе с детьми методы обучения переплетаются. Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.02 с.)