Выбор и утверждение темы работы и базовой организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и утверждение темы работы и базовой организации



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Киров - 2016


УДК 378.048.2:378.225

 

 

Допущено к изданию методическим советом факультета автоматизации машиностроения ФГБОУ ВО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для студентов, квалификация (степень) «Магистр».

 

Рецензент: Ганапольский С.Г., доцент кафедры МТД, ВятГУ.

 

Куимов Е.А., Плотников С.А. Общие требования к структуре, представлению и оформлению магистерской диссертации. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. – 80 с.

 

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, ее тема должна быть актуальной, а содержание обладать всеми признаками, присущими диссертационным работам.

Учебно-методическое пособие содержит методические указания по подготовке и написанию диссертации магистра, включая ее структуру, требования к содержанию и изложению материала, а также дополнительные сведения. Учебное пособие подготовлено в соответствии с основной образовательной программой подготовки магистров.

 

Тех. редактор ХХХХХ

 

© ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016

© Куимов Е.А., Плотников С.А., 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………..……………………………………………....…...4

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ МАГИСТРА…...7

1.2. Структура диссертации………………………………………………....8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИИ МАГИСТРА...10

2.1. Общие вопросы подготовки диссертации……………………………10

2.2. Выбор и утверждение темы работы и базовой организации……….11

2.3. Последовательность подготовки магистерской диссертации………12

3. ГЛАВЫ ДИССЕРТАЦИИ……………………………………………….14

3.1. Содержание и введение……………………………………………….14

3.2. Исследование состояния вопроса…………………………………….15

3.3. Теоретическая часть………………… …………………...19

3.4. Методика исследований………………………………………………21

3.5. Экспериментальная часть……………………………………………..25

4. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ……………………………………..27

4.1. Общие положения…………………………………………………......27

4.2. Формулы, иллюстрации, таблицы……………………………………31

4.3. Библиографическое описание литературных источников………….35

4.4. Оформление приложений……………………………………………..41

4.5. Оформление автореферата……………………………………………42

5. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИССЕРТАЦИИ…………………………..46

6. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ МАГИСТРА……………………………..49

6.1. Отзыв научного руководителя………………………………………..49

6.2. Утверждение…………………………………………………………...49

6.3. Рецензия………………………………………………………………..50

6.4. Предзащита диссертации……………………………………………...51

6.5. Защита диссертации магистра………………………………………...52

6.6. Подведение итогов защиты…………………………………………...54

7. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….........56

ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………...…………….58

Примерный перечень тем магистерских диссертаций по кафедре ТМ...59

Форма индивидуального плана магистранта…………..………………....61

Образец оформления титульного листа автореферата…………………..78

Образец оформления второй страницы автореферата…………………...79


ВВЕДЕНИЕ

 

Слово "магистр" - латинского происхождения. Оно означает "наставник", "учитель", руководитель". В Древнем Риме слово "магистр" обозначало важное должностное лицо и соответствовало более чем пятидесяти должностям. Так, должность капитана корабля именовалась "магистр-навис", должность военачальника - "магистр всадников". Было в Римском государстве и особое название "магистр-попули", что означало "учитель народа" - в смысле диктатор. В Византии "магистр" - это высший титул служебной знати, который могли носить только самые важные люди в этом государстве.

В средние века "магистр" - это особое звание, которое носил учитель "семи свободных искусств". Оно было почетно, им награждали глав светских и церковных учреждений, а главы Тевтонского ордена, ордена госпитальеров и ордена тамплиеров имели титул "Великий магистр".

В современной англо-американской системе высшего образования степень магистра присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим академическую степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс в течение 1-2 лет, сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию.

В русском переводе слово "магистр" обозначает "мастер своего дела". От этого слова образован, например, музыковедческий термин "маэстро", что значит большой мастер, специалист в области музыки.

В России ученая степень магистра наряду с учеными степени кандидата и доктора наук была введена специальным императорским указом в январе 1803 года. Такая степень вводилась на всех университетских факультетах, кроме медицинского факультета. Она присуждалась лицам, окончившим полный университетский курс, выдержавшим особые устные испытания в определенной отрасли науки и публично защитившим диссертацию, одобренную соответствующим факультетом. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой.

В 1819 году было разработано и в этом же году утверждено "Положение о производстве в ученые степени", которое устанавливало четкий порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Согласно этому положению, при экзамене на звание магистра и доктора была учреждена публичная защита диссертаций и разработана ее процедура. Магистерскую диссертацию с этого времени разрешалось представлять помимо латыни и на русском языке.

Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что кандидатская диссертация по сравнению с магистерской и докторской диссертациями не отвечала требованиям серьезного научного исследования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук, а сами диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите только в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к ней в виде тезисов объемом не более четырех страниц.

Начиная со второй половины XIX века магистерские диссертации стали печататься в "Ученых записках" и "Известиях" университетов, а также в журналах по отраслям наук. Процедура защиты таких диссертаций происходила на заседании совета факультета, в котором разрешалось принимать участие всем желающим, т.е. защита диссертации происходила всегда публично.

Для защиты магистерской диссертации обычно назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета. Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже не имеющие магистерской степени преподаватели факультета. После выступления оппонентов могли выступать все приглашенные на защиту.

Магистры наук в России получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали серебряные академические знаки.

Таким образом, степень магистра имела в России весьма высокий научный статус, а сами магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, многие из которых послужили основой целых научных направлений.

После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. Однако в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Степень магистра наук была восстановлена лишь в 1993 году.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Степень магистра присуждается по окончании обучения по соответствующей образовательно-профессиональной программе, которая ориентирована на научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Специалист, обладающий магистерской степенью, должен быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и фиксации научной информации.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ МАГИСТРА

 

Требования к содержанию магистерской диссертации

 

Магистерская диссертация - самостоятельная научно- исследовательская работа, выполняемая магистрантом под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки магистра.

Магистерская диссертация свидетельствует о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать и исследовать методы и приёмы их решения.

Магистерская диссертация должна отличаться логичностью, доказательностью, аргументированностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов, отражать умение магистра пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку.

Важнейшим требованием к магистерской диссертации является высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала; автор работы несет ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность выводов и рекомендаций.

Магистерская диссертация должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение навыками и умениями будущей профессиональной деятельности.

Текстовый материал магистерской диссертации должен быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление, аккуратность исполнения, отсутствие орфографических ошибок и т.п.).

Теоретические, методические и практические разработки автора магистерской диссертации могут и должны включать фрагменты ранее выполненных курсовых проектов, выступлений на научных конференциях и т.п., тезисов опубликованных докладов, оформленных заявок и конкурсных работ. Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и практических подходов и решений.

Данные, представленные в магистерской диссертации, должны отличаться теоретической и (или) методической новизной, новизной разработанной конструкции или технологии.

По ходу выполнения диссертационных исследований магистрант обязан апробировать полученные данные. С этой целью до момента защиты диссертации им должно быть опубликовано не менее двух статей в научных изданиях различного уровня и сделано не менее двух выступлений на научных конференциях.

 

Структура диссертации

 

Структура и содержание магистерской диссертации утверждаются на заседании кафедры.

Для инженерных специальностей приемлемо содержание магистерской диссертации до 100 страниц компьютерного текста формата А4, а в качестве графического демонстрационного материала наличие не менее 10-12 листов формата А1.

Структура диссертации должна включать:

а) пояснительную записку:

- титульный лист

- задание

- содержание

- условные обозначения

- введение

- основная часть (4 главы) 80…90 стр.;

1 глава – состояние вопроса, постановка цели и задач 20…25 стр.;

2 глава – теоретическая часть 15…20 стр.;

3 глава – методика (программа исследований, описание приборов и методики) 10 стр.;

4 глава – результаты исследований, экономическая, энергетическая или иная оценка 35…40 стр.;

- выводы;

- приложения, в том числе авторская справка и библиографический список;

б) графическую часть (плакаты), не менее 10-12 листов, в том числе:

- анализ (машин, систем, технологий и т.д.) 2 листа;

- цель и задачи исследования 1 лист;

- теоретическая часть 2 листа;

- методика исследований 2 листа;

- результаты исследований 3-4 листа;

- оценка проекта (техническая характеристика, экономические, или иные показатели) 1 лист.

в) презентацию или автореферат диссертации;

г) сопроводительные документы:

- отзыв научного руководителя;

- рецензия;

- ксерокопии публикаций.

Магистерская диссертационная работа считается завершенной, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, стилю изложения материала, оформлению, имеет отзыв рецензента и научного руководителя.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИИ МАГИСТРА

 

2.1. Общие вопросы подготовки диссертации

 

В процессе организации процесса подготовки и защиты магистерской диссертации выпускающая кафедра осуществляет следующие мероприятия:

- разработка тематики магистерских работ; организация выбора магистрантами тем магистерских работ;

- проведение собрания магистров по ознакомлению с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты магистерской диссертации;

- назначение научных руководителей магистерской работы; составление и контроль намеченного графика выполнения магистерского научно-практического исследования; проведение предварительных защит магистерских работ;

- принятие решения о допуске магистранта к защите магистерской диссертации;

- организация защиты магистерских работ на заседаниях государственных экзаменационных комиссий согласно графику учебного процесса.

Общее руководство процессом подготовки магистерских диссертаций осуществляет руководитель программы магистратуры по соответствующему профилю.

В течение всего периода подготовки выпускной работы магистрант должен систематически встречаться со своим научным руководителем по вопросам, связанным с выполнением работы и разрешением возникающих затруднений теоретического и практического плана.

Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются.

При существенном отставании от намеченного графика работы или при неудовлетворительных результатах предварительной защиты магистрант по представлению кафедры может быть не допущен к защите диссертации.

 

ГЛАВЫ ДИССЕРТАЦИИ

 

Содержание и введение

 

Успешное написание диссертации зависит от организации самостоятельной работы студента, а также от правильно составленного индивидуального плана исследования.

После утверждения темы и получения задания от научного руководителя студент самостоятельно составляет план (содержание) работы. Правильно составленный план помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Индивидуальный план согласовывается с научным руководителем. В процессе написания диссертации план может корректироваться.

Содержание представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав, разделов, пунктов, которые будут рассматриваться в работе с указанием страницы, с которой они начинаются.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Учитывая высокую разносторонность современных научных направлений, с целью правильности понимания разработанных автором положений, диссертация должна содержать перечень встречающихся в тексте основных обозначений и сокращений. Такой список обычно принято давать вслед за содержанием диссертации.

Введение. Данная часть должна содержать все основные квалификационные признаки работы.

Во введении обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследования, её актуальность. Обоснование актуальности темы является начальным этапом любого исследования. Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на принимаемые или принятые нормативно-правовые акты, законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в работе вопросов, на эмпирический материал и др.

Во введении отмечается практическая значимость выполнения исследования, характеризуется степень разработанности данной проблемы в специальной литературе, формулируется его теоретическая основа. Практическое значение разработки темы исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем отрасли.

По содержательности введения чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде.

По введению можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем обязательно отмечаются оценочно-квалификационные критерии проведенного исследования – количество и уровень публикаций автора, докладов и обсуждений на различных форумах, полученных дипломов, авторских свидетельств и т.д.

Текстуальный объем введения обычно не должен превышать 3-5% общего объема основной (содержательной) части выполненной диссертации.

 

3.2. Исследование состояния вопроса

 

Обычно исследование состояния вопроса дается в тексте первой главы и включает себя обзор литературы. При этом следует учитывать следующие требования:

- обзор источников и литературы по теме должен быть, по возможности, полным;

- в результате обзора источники и литература должны быть систематизированы. В основу систематизации может быть положена хронологическая последовательность, принадлежность к научным школам и направлениям, либо другие критерии;

- взгляды наиболее видных ученых на данную проблему должны быть основном и главном проанализированы и сопоставлены.

Целесообразно содержание первой главы поделить на несколько разделов:

- состояние вопроса по рассматриваемой теме в целом, в мировом масштабе, ее представление и решение различными зарубежными исследователями;

- уровень состояния вопроса по рассматриваемой теме в нашей стране, в различных предприятиях и организациях, в том числе, в базовой организации;

- анализ различных способов и методов решения проблемы, определение новых путей, вариантов, методик;

- формулировка проблемы, цели и задач исследования.

В данной главе следует подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, проанализировать исторические этапы становления развития системы, явления, деятельности конкретной базовой организации, предприятия или фирмы.

Также в данной главе характеризуются источники и другие использованные материалы. Раскрываются исторические и современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы.

Студент должен грамотно оперировать как базовыми понятиями и терминами освоенных дисциплин, так и формулировками понятий по исследуемой в работе тематике.

Достоинством работы является использование эмпирического материала организации и деятельности подразделений, предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности. Такие сведения могут быть собраны в ходе преддипломной практики или иных формах участия студента в работе указанных выше организаций.

Завершается первая глава окончательной формулировкой цели и задач исследования.

При этом перед написанием «Цели и задач исследования» необходимо сформулировать проблему исследования.

Проблема исследования – выявление несоответствия между желаемым и действительным состоянием исследуемых процессов. Это создаваемая самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы разных общественных групп. От того, как магистрант сформулирует проблему исследования, зависит все: цель работы, задачи, направление исследования, используемые методы, конечный результат.

Цель исследования – конечный результат, который стремится получить исследователь. Цель диссертации, как правило, определяется её названием (темой). Цель прикладных исследований, а таковыми является большинство магистерских работ, состоит, как правило, в разработке конкретных мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы. В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня) и др. Возможны темы с формулированием комплексной цели, например «анализ и разработка», «оценка и совершенствование» и т.д. Формулируя цель работы, следует исходить из ее актуальности и возможностей достижения.

Задачи исследования – это конкретные направления исследования, которые необходимо предпринять для решения намеченной проблемы. Необходимо сформулировать 3-5 задач. Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить …, исследовать …, описать …, установить …, охарактеризовать …, проанализировать …, оценить …, выявить …, рассмотреть …, обосновать …, определить … и т.д.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Они должны быть точными и краткими.

На основании цели и задач определяются объект и предмет исследования. Обоснование выбора конкретного объекта и предмета исследования сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта и предмета исследования и др.

Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Другими словами, объект исследования – это то, на что направлено исследование.

Объектом исследования может быть базовое предприятие, организация или учреждение, подразделения предприятия. В качестве объекта исследования также может выступать, например, техническое изделие, технологический процесс его проектирования, создания или эксплуатации.

Предмет – это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется часть, которая служит предметом исследования. Предметом исследования являются характеристики объекта, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой проблеме и подлежат изучению. Иначе говоря, объект - понятие более широкое, чем предмет.

Основным предметом исследования могут быть различные агрегаты, системы и механизмы, самостоятельные разделы или вопросы, связанные с их проектированием, изготовлением и эксплуатацией.

При планировании исследования может быть сформулирована рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после которого гипотеза уточняется.

Гипотеза исследования – предположительное утверждение, научно обоснованное суждение, для выдвижения эмпирической (экспериментальной) проверки которого требуются веские научные и практические основания. Строится исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Гипотеза в процессе исследования представляет собой условия и пути достижения цели исследования.

Теоретическая новизна - характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. В магистерской диссертации описание теоретической новизны целесообразно начинать отмечать словами: «В работе впервые …».

Практическая значимость - сведения о реализации выработанных в работе рекомендаций или использовании объекта исследований на конкретном отраслевом предприятии, подтверждающие эффективность выполненной работы.

 

3.3. Теоретическая часть

 

В этой главе проводится проблемно-аналитическая разработка задач исследования. В данной части описываются требования, предъявляемые к исследуемому объекту. Проводится теоретический анализ существующих решений. Осуществляется расчет и выбор принципиально возможных конструктивных решений и схем, основных параметров объекта и характеристик его функционирования.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить учебники и учебные пособия по пройденным теоретическим дисциплинам, заводские пособия по эксплуатации, сведения из литературных источников, патентные материалы, материалы из Интернета.

Решение названных вопросов должно отличаться комплексностью и системностью. Приветствуется использование новейших научных данных, методов высшей математики и теоретической механики, современного программного обеспечения.

В конце приводится аналитическое обоснование и выбор конкретных предложений, содержащих практические рекомендации. Предложения основываются на полученных результатах теоретического анализа, изложенных в данной главе диссертации.

В результате аналитического рассмотрения объекта исследования (проведенных расчетов) в контексте аспектных вопросов предмета исследования обосновывается необходимость разработки конкретных рекомендаций по улучшению (модернизации, совершенствованию) объекта исследования, мероприятий, связанных с его проектированием, изготовлением и эксплуатацией в численном выражении.

Расчетную (теоретическую) главу также рекомендуется разбить на два-три раздела.

Первый раздел главы следует посвятить теоретическому обоснованию самого объекта (процесса) исследования или его составляющих с точки зрения оптимизации размеров, формы, массы, материала, состава, закона движения и т.п.

Второй раздел должен быть посвящен теоретическому обоснованию и оптимизации режима, способа, процесса выполнения технологической или иной операции, выполняемой объектом исследования.

Третий раздел должен включать теоретический анализ объекта (процесса) исследования в составе многозвенного комплекса, позволяющий объективно оценить преимущества предложенных нововведений, либо содержать краткие выводы по второй главе диссертации.

Следует также обратить внимание на наличие в диссертации теоретической новизны исследований. Сюда можно отнести новые или усовершенствованные алгоритмы расчетов; известные в других отраслях науки алгоритмы расчетов, впервые примененные по новому назначению; совокупность известных ранее алгоритмов, вкупе дающая новый, ранее неизвестный положительный эффект.

 

3.4. Методика исследований

 

Методы являются необходимым условием достижения поставленной цели исследования. В диссертациях используются, например, об-щенаучные и специальные подходы и методы обоснования результатов и предложений, формулируемых в научной работе (системный подход, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический, моделирование и многие другие).

Соответственно, в третьей главе магистерской диссертации обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения ситуаций. В инженерных науках этот этап называется разработкой методики проведения эксперимента.

Первоначально содержание главы должно отражать общие принципы проведения экспериментальных исследований. Возможна разбивка всего комплекса экспериментальных работ на несколько составляющих, этапов. При этом на каждом этапе производится определенный вид научных исследований:

- лабораторные исследования;

- стендовые испытания;

- эксплуатационные испытания.

Весь комплекс теоретических и экспериментальных исследований должен быть оформлен в виде структурной схемы (рис. 1).

Далее последовательно производится описание условий проведения каждого вида исследований. Подробно указывается место, время, количество и последовательность опытов, используемые материалы, измерительные приборы, оборудование и т.д.

Рис. 1. Структурная схема исследований

 

Каждый из видов исследований (лабораторные, стендовые и т.д.) следует снабжать схемой или фотографией установки (рис. 2, 3).

Рис. 2. Схема лабораторной экспериментальной установки:

1 – двигатель;……………………….26 – кабель.

Рис. 3. Общий вид испытательного стенда

 

Рис. 4. Принципиальная схема компоновки измерительного оборудования

При необходимости описания отличительных от стандартных особенностей проведения опытов целесообразно привести отличительную схему (рис. 4).

Если объект исследования претерпел изменения (модернизацию), должен быть приведен подробный перечень осуществленных мероприятий. Производится обоснование направления модернизации конструкции, описывается принцип действия и работы разработанных узлов (машин), их элементов и систем.

Целый ряд видов исследований немыслим без применения методов научного планирования эксперимента.

В этом случае производится описание выбранного плана эксперимента, действующих факторов и уровней их варьирования, значения критериев оптимизации. Отмечается, по каким критериям производилась оценка значимости коэффициентов регрессии и адекватности математической модели процесса. Указывается, как производилась обработка опытных данных и построение поверхностей отклика.

Для лучшего восприятия диссертационной работы методическая глава может содержать описание экспериментальных установок, характеристик применяемых приборов и оборудования. В этом разделе главы также желательно наличие таблиц, схем и фотографий.

Завершается глава данными о методике обработки результатов исследований.

Высокую ценность методической главе придает наличие методической новизны исследований. Сюда относятся новые (не имеющие аналогов) методики постановки эксперимента, программные продукты (методики расчета или обработки данных), обладающие патентной новизной.


3.5. Экспериментальная часть (4 глава)

 

Основная часть магистерской диссертации завершается главой, содержащей результаты экспериментальных исследований.

Объем главы следует подразделить на несколько разделов, количество и содержание которых логически вытекает из содержания предыдущей – методики.

В каждом разделе производится описание полученных в соответствующем виде эксперимента данных.

Для лучшего восприятия и анализа данных, результаты эксперимента необходимо представить в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, характеристик, обычно используемых в конкретной области науки.

Обозначения величин следует производить в соответствии с принятым ранее списком обозначений и стандартной линейкой масштабов.

Все представленные в работе иллюстрации должны быть выполнены с помощью только одного из рекомендованных графических приложений, хорошо читаемы невооруженным глазом, однотипными в рамках своего раздела, иметь возможность обработки множительной и копировальной техникой.

Полученные результаты должны быть подробно описаны и проанализированы в тексте, приведены их точные цифровые значения, например: «При изменении температуры окружающего воздуха от -15,50С до +25,80С (см. рис. 5.1), вязкость состава снижается от 6,61 сСт до 1,35 сСт».

В конце каждого раздела должен быть сформулирован краткий вывод. Вывод должен начинаться словами:

«Анализ полученных экспериментальных данных позволяет предположить, что……».

В целом содержание раздела должно полностью отвечать формулировкам поставленных в первой главе экспериментальных задач, перекликаться с данными теоретических исследований второй главы и соответствовать разработанной методике проведения эксперимента.

На основе обобщенных результатов экспериментальных исследований в конце основной части диссертации производится экономическая, энергетическая или иная оценка результатов. Дело в том, что всякое диссертационное исследование предполагает получение того или иного положительного эффекта.

Оценка результатов обязательно должна производиться на основе общеизвестных или стандартизированных методик расчета эффективности с получением действительных или относительных численных значений.

Магистрант вправе сам выбрать направление, по которому будут оцениваться полученные им результаты.

Эффективность полученных результатов может быть подтверждена наличием акта о внедрении результатов диссертационного исследования или использования разработанного (модернизированного) объекта (процесса) на конкретном отраслевом предприятии.


4. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

4.1. Общие положения

 

Диссертация и оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 Библиографическая ссылка, ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе, ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Изложение текста и оформление работы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001.

Текстовая часть работы выполняется текстовым редактором Word – через 1,5 интервала, кегль 14 пт, поля: верхнее, нижнее – 2 см; левое – 3 см, правое – 2,5 см) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297´210). Текст работы должен быть выровнен по ширине.

Абзацы в тексте начинаются стандартным отступом Word – 1,27 см или 1,25 см.

Нумерация страниц диссертации сквозная, выполняется арабскими цифрами, начиная с титульного листа и кончая страницей последнего приложения. На титульном листе номер страницы не ставится. Номер страницы проставляется внизу, симметрично тексту (от центра). Точка и другие знаки рядом с номером страницы не ставятся.

Текст диссертационной работы разделяют на главы, разделы, подразделы и пункты. Каждая глава должна начинаться с нового листа, при этом предыдущий лист должен быть не менее чем на 2/3 заполнен текстом. Начало следующего раздела может быть расположено вслед за окончанием предыдущего раздела или подраздела.

Каждая глава или раздел (кроме введения) имеет порядковый номер в пределах всей работы, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок, выполненный строчными буквами с первой прописной.

Пример - 1, 2, 3 и т.д.

Каждый подраздел имеет порядковый номер в пределах своего раздела и заголовок, выполненный строчными буквами с первой прописной. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделённых точкой, например, "2.3 Расчёт вала".

Пример - 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Пункты не имеют заголовка. Номер пункта состоит из номеров: главы, раздела, подраздела и пункта, разделённых точками. Текст пункта начинается после номера



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.11 с.)