Поиск в компьютерных базах данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск в компьютерных базах данных



Вероятно, вы уже пользовались электронными базами данных для поиска информации в школьной библиотеке. Наиболее известные из них: Info Trac, Academic Abstracts и Medline. Для психологов разнообразные поисковые средства предоставляет служба PsycINFO ассоциации АРА. Некоторые из них выпущены в форме печатных изданий, но большинство доступно в электронном виде. Главная база данных, на основе которой строятся все остальные, называется PsycINFO. Она содержит ссылки на журнальные статьи, докторские диссертации, технические отчеты, книги и главы из книг. Самые старые ссылки датируются 1887 г. — годом основания первого журнала по психологии — «Американского психологического журнала». База охватывает литературу более чем 45 стран и включает ссылки на более чем 1300 журналов. Каждый месяц в базу данных добавляется около 5500 новых наименований. Для поиска самой свежей информации, зайдите на веб-сайт базы данных PsycINFO по адресу www.apa.org/psycinfo.

Название: Влияние безошибочного упражнения на обучение детей дифференциации

букв алфавита

Автор(ы): Байрон Иглэнд

Место проведения Университет Миннесоты, Программа обучения школьной психологии

Источник: Журнал по прикладной психологии, № 60 (4), август, 1975 г., с. 533-536

Номер (ISSN/ISBN): 021-9010

Язык: Английский

Краткое описание: 108 детей дошкольного возраста (4-5 лет) обучали дифференцировать буквы

алфавита по: а) методике безошибочного упражнения, в которой в качестве очевидного стимула использовались выделенные отличительные особенности дифференцируемых букв; б) методике безошибочного упражнения, в которой отличительные особенности букв не выделялись, и в) традиционной методике затухающего подкрепления. Первая группа, занимавшаяся по методике безошибочного упражнения, во время обучения делала меньше ошибок, чем группа, обучавшаяся по методике затухающего подкрепления. Послеэксперимен-тальные исследования, одно, проведенное сразу по окончании эксперимента, и другое, отложенное, показали, что первая группа делала заметно меньше ошибок по сравнению с двумя другими группами - это говорит о том, что методика безошибочного упражнения эффективна, если отличительное особенности дифференцируемой буквы во время обучения выделяются. (© 1999 АРА/ PsycINFO. Все права защищены.)

Ключевые фразы: Безошибочное упражнение с выделением или без выделения отличительных

особенностей или традиционная методика затухающего подкрепления; дифференциация букв алфавита; дети 4-5 лет

Темы: Методы обучения; ошибки; буквы-алфавит; зрительная дифференциация; сти-

мулы; характерные черты; дети дошкольного возраста

Классификация: 2300 Экспериментальная психология человека

Популяция: Люди

Возрастная группа: Дошкольный возраст (2-5 лет); детство (рождение - 12 лет)

Дата публикации: 19751001

База данных: PsycINF0 1967 - настоящее время

Рис. 3.6. Пример записи в базе данных PsycINFO, содержащей информацию об эксперименте Игленда (1975) по обучению детей дифференциации букв

Вы как студенты можете получить доступ к одному из двух видов базы данных PsycINFO. В вашей библиотеке может быть абонемент на пользование базой данных в виде компакт-дисков (обычно называемой PsycLIT). Но, что более вероятно и удобно для вас, библиотека может иметь лицензию на пользование базой данных PsycINFO через сеть вашего кампуса с помощью службы EBSCOhost. Чтобы научиться пользоваться этой базой данных, лучше всего сесть за компьютер и поэкспериментировать, начав со страниц «Помощь». АРА также выпускает различные руководства, которые вам поможет подобрать библиотекарь. Но лучше всего вам помогут опытные студенты психологических специальностей. Они смогут показать вам, как расширить или сузить поиск, и дадут советы о его более эффективной организации.

Когда в результате поиска вы получите список конкретных исследовательских статей, вы можете попросить PsycINFO показать их «записи», которые далее могут быть распечатаны или загружены на диск. На рис 3.6 показан вид стандартной записи PsycINFO для журнальной статьи (данная статья обсуждалась ранее в этой главе). Как видно на рисунке, каждая запись содержит несколько важных разделов. Эти разделы называются «полями» и кроме прочего включают название статьи, ее автора(ов), все необходимые выходные и прочие данные (название журнала, номер, страницы), краткий обзор статьи и дескрипторы (термины, которые можно использовать для дальнейшего поиска). Прочитав обзор, вы поймете, подходит ли вам данная статья, и если подходит, то сможете найти ее в коллекции журналов вашей библиотеки или заказать из другой.

Советы по поиску

Опыт — лучший учитель, но можно дать некоторые советы, которые помогут вам стать умелыми пользователями. Во-первых, если вы не уверены, с каких терминов начать поиск, воспользуйтесь встроенным в PsycINFO словарем {Thesaurus). Чтобы открыть словарь, пользуйтесь иконкой «предметный поиск» (subject search). Словарь — это электронная версия книги, изданной ассоциацией АРА («Словарь психологических терминов», Thesaurus of Psychological Index Terms), предоставляющая расширенную систему перекрестных ссылок на термины, использующиеся как ключевые слова при поиске. Например, если попросить словарь найти тему «шизофрения», он выдаст ряд возможных терминов для поиска, «относящихся к» шизофрении (например, эмоциональная анестезия), «более широких, чем» шизофрения (например, психоз) и «более узких, чем» шизофрения (например, гебефре-ния). Если щелкнуть непосредственно на одном из этих терминов, то запустится поиск. Словарь также сообщит вам, когда термин был введен в базу данных (шизофрения — в 1967 г.) и что такие термины как «хроническая шизофрения» не являются дескрипторами для поиска в базе данных PsycINFO (для этого используется термин «шизофрения»). Если вы для поиска укажете этот термин, то вам сообщат, что «хроническая шизофрения» перестала быть поисковым термином в 1988 г. и попросят использовать термин «шизофения».

Кроме поиска по терминам база данных PsycINFO позволяет искать нужную информацию по именам авторов и по названиям журналов. Также можно искать

по «типу публикации» — это великолепный способ сконцентрироваться на особых типах статей или книг. К примеру, меня интересует история психологии, и я могу искать «некрологи». Также можно выбрать другие типы публикаций, например «лонгитюдные исследования», «повторение экспериментов», «обзор литературы» или «метаанализ».

Хорошая стратегия для поиска — это начать с последних лет и двигаться назад в прошлое. Кроме того, что вы при этом начнете с относительно новых исследований, такой способ поможет вам сузить поиск. Так, если вы пользуетесь термином «когнитивные карты», вы найдете более 100 статей, а если запрашиваете «когнитивные карты и статьи, опубликованные в 2001 г.», то обнаружите около десятка. Также в разделе «тип публикации» полезно искать термины «обзор литературы» или «метаанализ». Такие публикации обобщают результаты многих других статей. Ссылки, приведенные в записях к данным терминам, будут весьма ценны для ваших исследований. Обратите особое внимание на статьи в журнале «Психологический бюллетень» {PsychologicalBulletin) и на главы из книжной серии «Ежегодный обзор психологии» {Annual Review of Psychology). В обоих изданиях печатают длинные обзоры литературы, которые являются потенциальными золотыми жилами, так как содержат расширенные списки ссылок. Как только вы найдете подходящую статью по вашей теме, вы можете использовать ее раздел ссылок как средство дальнейшего поиска. По этим ссылкам можно выбрать новые поисковые термины и выяснить имена исследователей, имеющих много публикаций по нужной теме.

Еще один совет — использовать функцию «и» для сужения поиска и функцию' усечения, чтобы не сузить его слишком сильно. Предположим, к примеру, что вы занимаетесь социальной психологией и ищете статьи по исследованиям альтруизма. Кроме того, допустим, вы хотите рассмотреть альтруизм с точки зрения эволюционной психологии. Если вы просто запросите слово «альтруизм», вы получите слишком много записей. Проведенный мною для иллюстрации поиск выдал 1797 записей (к моменту чтения вами этой книги их будет гораздо больше). Однако когда я попросил PsycINFO искать слова «альтруизм И эволюционная психология», то было получено всего четыре записи. Так, конечно, гораздо легче справиться с материалом, но может оказаться, что есть и другие статьи на данную тему. В нашем случае это действительно так. Запросив термин «эволюционная психология», я «отрезал» записи, содержащие термины «эволюция» или «эволюционный». Чтобы решить эту проблему, термины, в данном случае относящиеся к «эволюции», должны быть «усечены» (т. е. укорочены). Для этого называют только несколько первых букв, а далее ставят звездочки. Например, запросив «эвол*», можно получить все термины, начинающиеся с этих четырех букв, в том числе эволюционная, эволюция и эволюционировать. На запрос «альтруизм и эвол*» я получил 178 записей. Это лучше, чем четыре, но слишком много, чтобы начать просматривать их по очереди. Следующий шаг — начать с наиболее поздних статей. Я указываю «альтруизм и эвол*» за 1995-1999 гг. и получаю 37 записей. Это подходящее количество для просмотра записей с краткими обзорами.

Приобретя опыт работы с базой данных PsycINFO, вы научитесь распознавать полезную информацию на интересующую вас тему. Начав изучать эту информа-

цию и обсуждать ее с другими студентами и преподавателями, вы постепенно приобретете знание литературы (об эффективном чтении исследовательских статей см. табл. 3.1). Знание литературы, в свою очередь, благоприятно скажется на разработке вами идей для исследований и их формулировке в виде эмпирических вопросов. Поставив правильные эмпирические вопросы, вы сможете разрабатывать эксперименты, отвечающие на них. Тема разработки исследований будет вскоре нами рассмотрена, но сначала необходимо изучить темы, связанные с данными, собираемыми для ответа на эмпирический вопрос.

Таблица 3.1 Как получить максимальное количество информации из журнальной статьи

В какой-то момент, в ходе курса по методам исследований (возможно, как часть задания по написанию обзора литературы) вам придется читать статьи об исследованиях, опубликованные в одном из психологических журналов. Важно помнить, что журнальные статьи написаны не для студенческой аудитории, — они нацелены на профессиональных исследователей. Поэтому их может быть очень трудно читать. Ниже представлены некоторые советы, призванные облегчить эту задачу.

• Как можно внимательнее прочитайте краткое изложение. Оно представляет собой общее описание исследования и, возможно, является самым простым для чтения и понимания разделом, поэтому прочитайте его несколько раз.

• В одном или двух первых абзацах найдите общую формулировку исследуемой проблемы. Примите к сведению, что нужный раздел не будет озаглавлен «Введение», но будет включать весь текст между кратким изложением и «Методами».

• В конце введения, скорее всего в последнем абзаце, найдите развернутую формулировку гипотезы или гипотез, проверяемых в эксперименте. Эти гипотезы основываются на формулировке проблемы и исследовательских вопросах, поставленных в экспериментах, описанных в средней части введения. Запишите гипотезы и всегда помните о них во время чтения.

• При чтении раздела «Методы» особое внимание уделите описанию процедуры исследования и экспериментальному плану. Представьте себя на месте участников и сформируйте четкие представления о тем, что они должны делать в ходе исследования. Если это экспериментальное исследование, выпишите зависимые и независимые переменные (вы уже знакомы с этими терминами из курса общей психологии и узнаете о них более подробно в главе 5).

• Раздел «Результаты» может оказаться особенно трудным, так как он содержит статистическую информацию и обозначения, которые могут оказаться вам незнакомыми. Хорошо написанный раздел «Результаты» должен содержать ясное словесное описание полученных результатов, а также графики и таблицы, облегчающие понимание. Он должен дать возможность понять суть происходящего в ходе исследования без привлечения чисел или условных обозначений.

• Последняя часть статьи — это раздел «Обсуждение». Он часто начинается с общего описания результатов, так что если раздел «Результаты» остался вам непонятен, еще не все потеряно. Главная задача этого раздела — объяснить результаты с точки зрения исходных гипотез, поэтому автор будет выстраивать параллели с разделом «Введение». Последнее, на что необходимо обратить внимание в данном разделе, — на описание исследования, которое должно быть проведено вслед за данным (вопрос «что дальше?»). Раздел «Обсуждение» является прекрасным источником идей для новых исследований.

Резюме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.014 с.)