Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости



Товарооборачиваемость зависит от объема и структуры товарооборота, ритмичности выполнения его плана, рационального размещения товарных запасов между звеньями торговли, частоты завоза товаров, совершенствования материально-технической базы торговли, уровня квалификации кадров, звенности товародвижения.

В ходе анализа товарных запасов магазина № 44 ОАО «Арма», рассчитаем показатель скорости товарного обращения, который отражает срок, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения.

Оборачиваемость товаров измеряют продолжительностью одного оборота в днях. Продолжительность одного оборота в днях показывает, за сколько дней в анализируемом периоде обернулся средний запас товаров, и определяется по формуле (3.6):

 

В=(ТЗ×Д)/РТО, (3.6)

 

где В – время товарного обращения, дн.;

ТЗ – средние товарные запасы за определенный период, млн руб.;

Д – число дней в анализируемом периоде, дн.;

РТО – розничный товарооборот соответствующего периода, млн руб.

 

Оборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товарных запасов) определяется по формуле (3.7):

 

С=РТО/ТЗ, (3.7)

 

где С– скорость обращения товарных запасов, об.;

ТЗ – средние товарные запасы за определенный период, млн руб.;

РТО – розничный товарооборот соответствующего периода, млн руб.

 

Главной целью анализа данного раздела является выявление эффективности использования товарных запасов, т.е. определение ускорения (замедления) оборачиваемости запасов, вследствие чего происходит высвобождение (дополнительное привлечение) денежных средств предприятия.

 
Проведем и представим в таблице 3.7 анализ динамики товарооборачиваемости товаров магазина № 44 ОАО «Арма».

Представим в таблице 3.8 анализ динамики товарооборачиваемости творога и творожных изделий, реализуемых в магазине № 44 ОАО «Арма».


Таблица 3.7 – Анализ динамики товарооборачиваемости товаров магазина № 44 ОАО «Арма»

 

Показатель Фактически 2014 год Отчетный 2015 год Отклонение В % к 2014 году
план факт % вып. пл. от плана от 2014 года
1 Розничный товарооборот, млн руб. 19 028,50 20 931,35 21 945 104,84 1013,65 2916,50 115,33
2 Сумма среднегодового запаса, млн руб. 534,5   541,05 108,21 41,05 6,55 101,23
3 Время обращения, дни (п.2 360 / п.1) 10,11 8,60 8,88 103,21 0,28 -1,24 87,77
4 Скорость оборота в количестве оборотов (п.1 / п.2) 35,60 41,86 40,56 96,89 -1,30 4,96 113,93

 

Таблица 3.8 – Анализ динамики товарооборачиваемости творога и творожных изделий в магазине № 44 ОАО «Арма»

 

 

Показатель Фактически 2014 год Отчетный 2015 год Отклонение В % к 2014 году
план факт % вып. пл. от плана от 2014 года
1 Розничный товарооборот, млн руб. 221,6 243,8 557,7 228,75 313,9 336,1 251,67
2 Сумма среднегодового запаса, млн руб. 4,5   3,4   0,40 -1,10 75,56
3 Время обращения, дни (п.2 360 / п.1) 7,3 4,4 2,2 49,5 -2,2 -5,1  
4 Скорость оборота в количестве оборотов (п.1 / п.2) 49,24 81,27 164,03 201,84 82,76 114,78 333,09

 


Исходя из таблицы 3.7, можно сделать вывод, что в отчетном 2015 году время обращения товарных запасов магазина № 44 ОАО «Арма» по сравнению с 2014 годом сократилось на 1,24 дня, что привело к ускорению оборота на 4,96 оборота. Исходя из того, что произошло ускорение оборота, можно говорить о том, что предприятие в отчетном году более рационально планирует завоз товаров. Также следует учесть, что предприятие не выполнило план по товарооборачиваемости.

Исходя из таблицы 3.8, можно сделать вывод, что в отчетном 2015 году розничный товарооборот творога и творожных изделий магазина № 44 ОАО «Арма» увеличился по сравнению с 2014 годом на 336,1 млн руб. Маганиз № 44 ОАО «Арма» запланировал в 2015 году увеличить розничный товарооборот творога и творожных изделий на 10%, а сумму среднегодового товарного запаса уменьшить до 3 млн руб. Время обращения творога и творожных изделий в 2015 году сократилось на 5,1 дней по сравнению с 2014 годом и сократилось на 2,2 дней по сравнению с намеченным планом. Скорость обращения увеличилась по сравнению с 2014 годом на 114,78 оборота, а по сравнению с планом увеличилась на 82,76 оборота.

Проведем анализ и представим в таблице 3.9 анализ в динамике товарооборачиваемости товаров магазина № 44 ОАО «Арма» в ассортиментном перечне за 2014-2015 гг. На рисунке 3.2 представим анализ динамики товарооборачиваемости товаров магазина № 44 ОАО «Арма» за 2014-2015 гг.

 

Рисунок 3.2 – Анализ товарооборачиваемости товаров магазина № 44 ОАО «Арма» в ассортиментном перечне за 2014-2015 гг.


Таблица 3.9 – Анализ в динамике товарооборачиваемости товаров магазина № 44 ОАО «Арма» в ассортиментном перечне за 2014-2015 гг.

 

Товарные группы и товары Розничный товарооборот, млн руб. Товарные запасы за прошлый 2014 год, млн руб. Товарные запасы за отчетный 2015 год, млн руб. Время товарного обращения, дни Скорость товарного обращения, раз
год 2015 год на начало года на конец года средние на начало года на конец года средние 2014 год 2015 год 2014 год 2015 год
          6=(г.4+г.5)/2     9=(г.7+г.8)/2 10= г.6 360/г.2 11= г.9 360/г.3 12= г.2/г.6 13= г.3/г.9
Пищевые продукты, напитки и табачные изделия: 18 231,90 20 898 505,4 542,9 524,15 542,9 519,7 531,3     34,78 39,33
Фрукты 180,9 190,4 4,9 5,4 5,15 5,4 5,2 5,3     35,13 35,92
Овощи 202,2 188,1 14,9 17,4 16,15 17,4 17,7 17,55     12,52 10,72
Мясо, в т. ч. мясо домашней птицы и мясные продукты 729,2 793,9 22,2 23,9 23,05 23,9 26,7 25,3     31,64 31,38
Рыба, ракообразные и моллюски 217,3 356,1 39,3 36,1 37,70 36,1 32,7 34,4     5,76 10,35
Хлеб, пирожные и хлебобулочные изделия 1 642,20 1 955,60 47,2 75,2 61,20 75,2 72,1 73,65     26,83 26,55
Кондитерские изделия из сахара 1 724,20 1 891,20 32,2 40,2 36,20 40,2 39,7 39,95     47,63 47,34
Алкогольные напитки 4 203,10 5 467,40 71,4 73,4 72,40 73,4 68,1 70,75     58,05 77,28
Безалкогольные напитки 1 907,10 1 996,70 6,9 16,7 11,80 16,7 12,1 14,4     161,62 138,66
Табачные изделия 1 673,20 1 491,40 93,2 91,4 92,30 91,4 87,3 89,35     18,13 16,69
Молочные продукты 462,2 938,6 29,3 19,2 24,25 19,2   17,6     19,06 53,33
Творог и творожные изделия 221,6 557,7 4,5 3,4

 
3,95

3,4 3,5 3,45     56,10 161,65
Продолжение таблицы 3.9  
Товарные группы и товары Розничный товарооборот, млн руб. Товарные запасы за прошлый 2014 год, млн руб. Товарные запасы за отчетный 2015 год, млн руб. Время товарного обращения, дни Скорость товарного обращения, раз
год 2015 год на начало года на конец года средние на начало года на конец года средние 2014 год 2015 год 2014 год 2015 год
Яйца 652,8 968,3 0,7 1,2 0,95 1,2 0,9 1,05     687,16 922,19
Сушенные и консервированные орехи, овощи, фрукты 890,8 1056,6 38,8 42,3 40,55 42,3 47,1 44,7     21,97 23,64
Чай, кофе, какао и специи 738,4 806,3 32,4 27,5 29,95 27,5 23,2 25,35     24,65 31,81
Пищевые масла и жиры 864,2 858,8 6,5 7,8 7,15 7,8 8,1 7,95     120,87 108,03
Мука 324,6 500,3 12,6 13,3 12,95 13,3 14,1 13,7     25,07 36,52
Соль 107,6 328,3 2,7 2,3 2,50 2,3 2,1 2,2     43,04 149,23
Сахар 492,1 682,1 11,5 12,1 11,80 12,1 11,4 11,75     41,70 58,05
Рис и прочие крупы 301,3   7,7 8,2 7,95 8,2 7,3 7,75     37,90 66,58
Лапша и прочие макаронные изделия 208,1 362,6 11,7 9,6 10,65 9,6 8,5 9,05     19,54 40,07
Прочие пищевые продукты 488,8 596,3 14,8 16,3 15,55 16,3 15,9 16,1     31,43 37,04
Непродовольст-венные товары 796,6   9,9 10,8 10,35 10,8 8,7 9,75     76,97 107,38
Всего товаров 19 029 21 945 515,3 553,7 534,50 553,7 528,4 541,05     35,60 40,56
                               

 

 

Таким образом, в заключение раздела предложим мероприятия для увеличения количества оборотов или уменьшения дней товарооборачиваемости творога и творожных изделий в магазине № 44 ОАО «Арма»:

а) проведение торговых акций. Данное мероприятие повысит потребительский спрос на предлагаемый товар. Для наибольшей эффективности необходимо в торговом зале магазина расположить творожную продукцию на самой проходимой площади. Привлечь внимание потребителей красочным оформлением. В данном случае торговый объект должен наиболее точно рассчитать объем запасов творога и творожных изделий.

б) проведение дополнительных акций;

в) организация рекламных компаний. Рекламная компания привлечет потребителей, что увеличит спрос на исследуемый товар. Товарные запасы будут реализовываться в более короткие сроки. В рекламе необходимо представить товар, указать его цену и сроки проведения акции. Также указать адрес торгового объекта.

г) увеличение числа вспомогательного торгового и основного персонала в магазине № 44 ОАО «Арма». В данном случае необходимо увеличить количество грузчиков и продавцов, которые за более короткое время представят товар на обозрение потребителя.

 

Анализ поступления товаров

Выполнение плана розничного товарооборота и организация бесперебойной продажи товаров в большой степени зависят от поступления товаров в необходимом количестве и соответствующем ассортименте. Проведем в таблице 3.10 оценку динамики поступления товаров в магазине № 44 ОАО «Арма» за 2013-2015 гг.

Исходя из таблицы 3.10, можно сделать вывод, что в отчетном 2015 году наблюдается рост поступления товаров по сравнению с 2014 годом на 2 852,8 млн руб. (темп прироста 14,96%), а по сравнению с 2013 годом наблюдается увеличение поступления товаров на 293,5 млн руб. (темп прироста 1,36%). Необходимо так же отметить увеличение в поступлении в магазине № 44 ОАО «Арма» исследуемого в дипломной работе товара (творога и творожных изделий). В 2015 году по сравнению 2014 годом поступление творога и творожных изделий увеличилось на 337,3 млн руб. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предприятие более тщательно подходило в 2015 году к планированию ассортимента творога и творожных изделий.


Таблица 3.10 – Оценка динамики поступления товаров в магазине № 44 ОАО «Арма» за 2013-2015 гг.

 

Товарные группы и товары Поступление фактически за Абсолютный прирост 2015 года по сравнению с Темп роста 2015 года, в % к 2014 год в % к 2013 году
2013 год 2014 год 2015 год 2013 годом 2014 годом 2013 году 2014 году
Пищевые продукты, напитки и табачные изделия: 20591,3 18 269,40 20 874,80 283,5 2605,4 101,38 114,26 88,72
Фрукты 180,2 181,4 190,2 10,0 8,8 105,55 104,85 100,67
Овощи 184,1 204,7 188,4 4,3 -16,3 102,34 92,04 111,19
Мясо, в т. ч. мясо домашней птицы и мясные продукты 716,2 730,9 796,7 80,5 65,8 111,24 109,00 102,05
Рыба, ракообразные и моллюски 342,8 214,1 352,7 9,9 138,6 102,89 164,74 62,46
Хлеб, пирожные и хлебобулочные изделия 1852,5 1 670,20 1 952,50 100,0 282,3 105,40 116,90 90,16
Кондитерские изделия из сахара 1785,1 1 732,20 1 890,70 105,6 158,5 105,92 109,15 97,04
Алкогольные напитки 5147,3 4 205,10 5 462,10 314,8   106,12 129,89 81,70
Безалкогольные напитки 1822,1 1 916,90 1 992,10 170,0 75,2 109,33 103,92 105,20
Табачные изделия 1277,3 1 671,40 1 487,30 210,0 -184,1 116,44 88,99 130,85
Молочные продукты 519,5 452,1 935,4 415,9 483,3 180,06 206,90 87,03
Творог и творожные изделия 395,6 220,5 557,8 162,2 337,3 141,00 252,97 55,74
Яйца   653,3   100,0 314,7 111,52 148,17 75,26
Сушенные и консервированные орехи, овощи, фрукты 1161,4 894,3 1 061,40 -100,0 167,1 91,39 118,69 77,00
Чай, кофе, какао и специи   733,5   98,0 68,5 113,92 109,34 104,19
Пищевые масла и жиры 827,6 865,5 859,1 31,5 -6,4 103,81 99,26 104,58
Мука 511,1 325,3 501,1 -10,0 175,8 98,04 154,04 63,65
Соль 312,7 107,2 328,1 15,4 220,9 104,92 306,06 34,28
Сахар 611,1 492,7 681,4 70,3 188,7 111,50 138,30 80,63

 

Продолжение таблицы 3.10

 

Товарные группы и товары Поступление фактически за Абсолютный прирост 2015 года по сравнению с Темп роста 2015 года, в % к 2014 год в % к 2013 году
2013 год 2014 год 2015 год 2013 годом 2014 годом 2013 году 2014 году
Рис и прочие крупы 505,6 301,8 515,1 9,5 213,3 101,88 170,68 59,69
Лапша и прочие макаронные изделия 321,9   361,5 39,6 155,5 112,30 175,49 64,00
Прочие пищевые продукты 545,2 490,3 595,9 50,7 105,6 109,30 121,54 89,93
Непродовольственные товары 1034,9 797,5 1 044,90 10,0 247,4 100,97 131,02 77,06
Всего товаров 21 626,20 19 066,90 21 919,70 293,5 2852,8 101,36 114,96 88,17

 

 

 
 

 

В магазине №44 ОАО «Арма» на каждое полугодие разрабатываются ассортиментные перечни товаров.

Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определённого количества разновидностей являются: рекомендуемый ассортиментный перечень продовольственных товаров для торговых предприятий всех форм собственности, материалы изучения спроса на товары на данном потребительском рынке; размер площади торгового зала; состояние предложения товаров на потребительском рынке. Ассортиментные перечни предусматривают то количество наименований каждого вида товаров, наличие которого для магазина строго обязательно. Это требование относится и к творогу и творожным изделиям.

Рассмотрим ассортимент творога и творожных изделий, реализуемых в магазине №44 ОАО «Арма», который представим в таблице 3.11

 

Таблица 3.11 – Ассортимент творога и творожных изделий, реализуемых в магазине №44 ОАО «Арма»

 

Наименование Производитель
Творог обезжиренный (весовой) ОАО «Бабушкина крынка»
Творог массовая доля жира 9% (весовой) ОАО «Бабушкина крынка»
Творог массовая доля жира 5% (весовой) ОАО «Бабушкина крынка»
Творог «Деревенский» 5%, 200г ОАО «Бабушкина крынка»
Творог «Калi Ласка» обезжиренный, 200г ОАО «Бабушкина крынка»
Творог «Калi Ласка» массовая доля жир 9% ОАО «Бабушкина крынка»
Творог «Калi Ласка» массовая доля жир 4% ОАО «Бабушкина крынка»
Продукт творожный 1% обогащенный кальцием, 200г ОАО «Бабушкина крынка»
Творог зерненый 4% ОАО «Бабушкина крынка»
Сырок творожный глазированный с наполнителями, массовая доля жира 19% ОАО «Бабушкина крынка»
Сырок творожный глазированный с наполнителями, массовая доля жира 23% ОАО «Бабушкина крынка»
Сырок творожный глазированный с наполнителями, массовая доля жира 20% ОАО «Бабушкина крынка»
Творог зерненый с клубникой 4% ОАО «Бабушкина крынка»
Творог «Савушкин хуторок» 1%, 300г OAO «Савушкин продукт»
Творог «Савушкин хуторок» 9%, 220г OAO «Савушкин продукт»
Творог «Мягкий нежный» 5% OAO «Савушкин продукт»
Творог зерненый «101 зерно + сливки», 350г OAO «Савушкин продукт»
Творог зерненый «101 зерно + сливки» 5% с фруктовыми наполнителями OAO «Савушкин продукт»
Творог «Брест-Литовск» 3%, 180г OAO «Савушкин продукт»
Творог зерненый «Брест-Литовск» 7% OAO «Савушкин продукт»
Творог «Ласковое лето» 3% OAO «Савушкин продукт»
Паста творожная десертная "Савушкин" 3,5% с наполнителями OAO «Савушкин продукт»
Паста творожная двухслойная «Савушкин» 3,5% с наполнителями OAO «Савушкин продукт»
Продолжение таблицы 3.11  
Наименование Производитель
Паста творожная десертная «Савушкин» политая шоколадом 3,5% OAO «Савушкин продукт»
Паста творожная СуперКид, обогащенная кальцием и витамином D 3,5% OAO «Савушкин продукт»
Творог 4%, 180г Волковысское ОАО «Беллакт»
Творог обезжиренный, 180г Волковысское ОАО «Беллакт»
Творог зерненый со сливками 4% Волковысское ОАО «Беллакт»
Творог зерненый обогащенный инулином 4% с фруктовыми наполнителями, 200г Волковысское ОАО «Беллакт»
Масса творожная сладкая с наполнителем 23% Волковысское ОАО «Беллакт»
Сырок творожный глазированный с наполнителем 26% Волковысское ОАО «Беллакт»
Творог 8% ОАО «Молочный мир»
Творог 1% ОАО «Молочный мир»
Творог обезжиренный ОАО «Гормолзавод №2»
Творог мягкий 4% ОАО «Гормолзавод №2»
Творог зернёный «Домашний» 5% ОАО «Минский молочный завод №1»
Биотворог 9 % ОАО «Минский молочный завод №1»
Биотворог 4 % ОАО «Минский молочный завод №1»
Творог зернёный «Крошечка» 5% ОАО «Минский молочный завод №1»
Творог зернёный «Жемчужинка» с фруктовым наполнителем 5% ОАО «Минский молочный завод №1»
Творог мягкий 11% ОАО «Минский молочный завод №1»
Творог мягкий 4% ОАО «Минский молочный завод №1»
Сырок творожный глазированный с наполнителями м.д.ж. 20% ОАО «Милкавита»
Творог «Столовый» м.д.ж. 9 % ОАО «Милкавита»
Творог «Столовый» м.д.ж. 2 % ОАО «Милкавита»

Проанализировав таблицу 3.11, можно сделать вывод, что творог и творожные изделия магазин №44 ОАО «Арма» закупает у ОАО «Бабушкина крынка», OAO «Савушкин продукт», Волковысское ОАО «Беллакт», ОАО «Молочный мир», ОАО «Гормолзавод №2», ОАО «Минский молочный завод №1» и ОАО «Милкавита».

Анализ расходов

Расходы являются одним из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торговых организаций.

На основании документов: «Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2014 года» (Приложение А) и «Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2015 года» (Приложение Б) проведем анализ расходов, который будет включать:

а) изучение динамики расходов и их уровней;

б) изучение состава, структуры расходов и динамики отдельных статей расходов;

в) выявление резервов экономии расходов.

Представим в таблице 3.12 анализ динамики расходов и их уровней в ОАО «Арма».

 

Таблица 3.12 – Анализ динамики расходов и их уровней в ОАО «Арма»

 

№п/п Показатели Фактически за Отклонение 2015 года от 2015 год в % к
2013 год 2014 год 2015 год 2014 года 2013 года 2014 году 2013 году
  Валовой товарооборот в действующих ценах, млн руб. 211 568 213 056 158 496 -54 560 -53 072 74,39 74,91
  Общая сумма расходов, млн руб. 32 597 35 792 26 908 -8 884 -5 689 75,18 82,55
  Средний уровень расходов в % к обороту, млн руб. (п.2/п.1) 15,41 16,80 16,98 0,18 1,57 101,06 110,19

 

Таким образом, как видно из таблицы 3.12, общая сумма расходов в отчетном 2015 году сократилась по сравнению с 2014 годом на 8 884 млн руб., а по сравнению с 2013 годом сократилась на 5 689 млн руб. Так как средний уровень расходов увеличился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 0,18%, то это является отрицательной тенденцией в деятельности предприятия.

Рассмотрим анализ состава, структуры отдельных статей расходов в динамике, который представим в таблице 3.13.

Исходя из таблицы 3.13, можно сделать вывод, что в 2015 году ОАО «Арма» сократило расходы по всем статьям: расходы на оплату труда сократились на 1 493,43 млн руб., расходы на отчисления социальных нужд сократились на 1 373,72 млн руб., расходы на амортизацию основных средств сократились на 2 059,72 млн руб., расходы на электрическую энергию сократились на 1 912,83 млн руб., расходы на тепловую энергию сократились на 488,24 млн руб., расходы на топливо сократились на 210,22 млн руб., расходы на вспомогательное сырье, материалы сократились на 535,25 млн руб., расходы на услуги, выполненные иными организациями сократились на 737,38 млн руб., расходы на рекламу сократились на 69,37 млн руб., прочие расходы сократились на 3,69 млн руб.

 

 

Таблица 3.13 – Анализ состава и структуры расходов ОАО «Арма» за 2014-2015 гг.

 

Наименование статей расходов Фактически за прошлый 2014 год Отчетный 2015 год Отклонение от 2014 года
сумма, млн руб. в % к обороту сумма, млн руб. в % к обороту сумма, млн руб. в % к обороту
Расходы на оплату труда 17 768,17 8,34 16 274,74 10,27 -1 493,43 1,93
Расходы на отчисления социальных нужд 9 011,91 4,23 7 638,20 4,82 -1 373,72 0,59
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов 2 535,27 1,19 475,41 0,3 -2 059,86 -0,89
Расходы на электрическую энергию 2 641,79 1,24 728,96 0,46 -1 912,83 -0,78
Расходы на тепловую энергию 916,10 0,43 427,87 0,27 -488,24 -0,16
Расходы на топливо 511,31 0,24 301,09 0,19 -210,22 -0,05
Расходы на вспомогательное сырье, материалы 852,19 0,4 316,94 0,2 -535,25 -0,2
Расходы на услуги, выполненные иными организациями 1 022,63 0,48 285,24 0,18 -737,38 -0,3
Расходы на рекламу 85,22 0,04 15,85 0,01 -69,37 -0,03
Прочие расходы 447,4 0,21 443,71 0,28 -3,69 0,07
Всего расходов 35 792 16,8 26 908 16,98 -8 884 0,18

 

В связи с этим, с целью сокращения расходов торгового предприятия, необходимо внедрять ресурсосберегающие технологии, а также рационально планировать статьи расходов: например, вести строгий учёт расхода материалов работниками, планировать выполнение производственных и иных работ работниками собственной организации (совмещение специальностей), а не привлекать организации со стороны (если же конечно, компетенция сотрудников штата позволят выполнить данную работу).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.042 с.)