Мы просто не можем I быть рядом. I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мы просто не можем I быть рядом. I



Возможно, Джон Да ш выразил это лучше всех: «Ни один человек не является островом...» каждый из нас участвует во всех видах межлич-постных отношении, и качество этих отношении может иметь огромное влияние на качество нашей жизни. От противостояния давлению сверстников, которое побуждает нас приспосабливаться, до открытия того, что перерастает в большую любовь всей жизни,вся разница в том, как мы строим отношения. И этому посвящен последний раздел этой книги. Когда вы дочитаете до конца, у вас будет четкое понимание того, каким образом отношения формируют вас и как вы можете сделать свои отношения с людьми крепче, здоровее и удовлетворительнее.

s ________________________/


 


Глава 24

С ними

Невозможно

Жить

В этой главе:

> Узнайте, что может заставить вас сделать ужасная ситуация

> Следовать за лидером или основать свое течение

> Три «О» социальной психологии

> Нонконформизм — это весело

>- Как заставить других людей прийти на помощь

Нам всем нравится верить, что мы хорошие люди и что в нас есть что-то героическое, независимо ни от чего. Но как мы можем это узнать, пока не пройдем проверку? Лучший способ предсказать, как кто-либо будет действовать, это посмотреть, как на самом деле вели себя другие, когда столкнулись с такими же обстоятельствами.

Добро пожаловать, перед вами социально-психологическое исследование, которое посвящено влиянию людей на поведение друг друга. В этой главе вы увидите, как социальные установки влияют на наше мышление, чувства и действия. Вы узнаете, как мы используем наш социальный мир, который обеспечивает нас ключами для руководства своим поведением.

О тюремных охранниках и заключенных

Идите в тюрьму. Идите прямо в тюрьму. Пропускаете ход. Не берите $200. Если вы играете в «Монополию», эти команды, возможно, сильно вас не расстроят. Но что, если вам действительно придется попасть в тюрьму? Тюремное заключение изменит ваше поведение или вы сможете подняться над обстоятель-


Часть б > Мы просто не можем быть рядом?

ствами? Ответ может удивить вас, как он удивил исследователей, поставивших стэн-фордский тюремный эксперимент.

В этом исследовании группу студентов колледжа попроси.и участвовать в тюремном эксперименте. У4астников отобрали, так как психологические тесты показали, что они законопослушны, эмоционально устойчивы, физически здоровы и «нормальны». Каждому в случайном порядке назначалась роль заключенного или охранника, и в течение нескольких следующих дней они жили в мнимой тюрьме, которая была практически идентична настоящей. Играя роль тюремных охранников, обычно милые студенты начинали вести себя агрессивно, иногда даже садистски. Студенты, на чью долю выпало стать заключенными, вели себя патологически, пассивно сдавались обстоятельствам, проявляя все признаки неожиданно выученной беспомощности. Сила искусственной тюрьмы создала новую социальную реальность — она стала настоящей тюрьмой в умах и тюремщиков, и пленников.

Психологи, организовавшие исследование, были шокированы этими результатами. Фактически из-за драматических и неожиданных эффектов некоторые заключенные стали проявлять крайние стрессовые реакции, и их пришлось отпустить раньше. Психологи решили закончить двухнедельный эксперимент через шесть дней. Старайтесь избежать недооценки силы плохой ситуации.

Во всем виновата ситуация

Социальные психологи понимают, что личность каждого индивида, его базовые убеждения и система ценностей уникальны. Они также знают, что большинство из нас считают себя капитаном своего корабля и думают, что прокладывают курс своей жизни лишь с небольшим участием тех, кто плывет рядом. Психологи признают, что мы рассматриваем ситуации как сильный ветер — конечно, он может немного сбить нас с курса, но если мы задраим люки, то сможем ему противостоять. Социальные психологи понимают, что большинство из нас думают о себе таким образом, но они не принимают это за чистую монету.

Фактически, социальные психологи считают, что главное влияние на наше поведение оказывает ситуация, в которой оно разворачивается, — философия, известная под названием ситуационизма. Они утверждают, что социальные ситуации могут подчиншъ себе личность независимо от ее ценностей и убеждений, и одно лишь присутствие других людей может могущественно влиять на наше поведение, даже без нашего осознания этого. Давайте посмотрим, с помощью каких трех способов ситуация держит над нами власть: правила, роли и нормы.

Словарь психолога

Социальная психология изучает, как влияют на людей взаимодействия и отношения с другими людьми.

 


Глава 24 > С ними невозможно жить

Словарь психологи

Ситуационизм — предположение, что ситуационные факторы могут тонко и могущественно влиять на наши мысли, чувства и действия.

Игра по правилам

«Посетители без одежды и обуви не обслуживаются», «Не курить», «Не жевать жвачку во время занятий аэробикой». Подумайте об этом. Мы подчиняемся социальным правилам (илл восстаем против них) каждый день, повсюду. Если вы припомните свой обычный день, вы, возможно, сможете составить длинный список.травил, которые направляют вас и настолько вошли в вашу жизнь, что вы едва ли о них думаете.

Возьмите, наьтшмер, социальные правила, которым мы учим,ь.,етей. Сейчас я пытаюсь научить некоторым из них своего четырехлетнего сына Захария: «Не бери подарки от посторонних», «Говори спасибо, когда тебе делают комплимент», «Отвечай, когда с тобой разговаривают». Но вместе с правилами, которым я активно пытаюсь его научить, я также, вероятно, передаю ему несколько подразумевающихся правил вроде «держись подальше от мамы первые 10 минут после того, как она встает, потому что она рычит, как медведь, пока не выпьет кофе».

Мы все усваиваем правила через трансакции с другими людьми. Вы будете пользоваться одним и тем же языком, разговаривая со своей матерью и с друзьями? Вы будете носить одну и ту же одежду на работе и на вечеринке в пятницу вечером? Довольно быстро мы научаемся

оценивать ситуацию и соответственно ей приспосабливать свое поведение. Если нет, мы вступаем на тернистый путь. Последствия несоответствия нашего поведения могут стать очень жестким уроком для любого человека.

Зри в корень

Посмотрите фильм «Тельма и Луиза», первый дорожный фильм о женщинах. Он завоевал «Оскар» в номинации «Лучший фильм 1991 года», кроме того, этот фильм — хороший пример того, как плохая ситуация влияет на поведение.

Выучите свои роли

Обучаясь правилам, мы также обучаемся и ролям, которые, как ожидается, мы будем играть в отношениях с другими людьми в нашей жизни. Доступные нам роли определяются тем, где и как мы живем и работаем. Если вы, например, инженер, шансы, что вы станете солдатом, священником или торговцем наркотиками, резко падают. Но вероятность того, что вы станете членом какой-нибудь технической ассоциации, достаточно высока.


Часть 6 > Мы просто не можем быть рядом?

Конечно, каждый из нас ежедневно играет множество разных социальных ролей: жена, мать, руководитель, друг и человек, занимающийся спортом. Эти роли могут освежать и заряжать энергией, если они полезны и хорошо примиряются друг с другом. Но они также могут приводить в замешательство и огорчать, если вызывают конфликтное поведение. Представьте себе, что вы глава администрации компании, где вам приходится целый день руководить людьми. Но в шесть часов вы идете домой, где ожидается, что вы немедленно будете ласковой и заботливой. Это может вызвать ролевой конфликт, не говоря уже о нескольких новых седых волосах.

Вам, наверно, интересно, где мы узнаем правила для наших ролей. Как хорошие, методически подкованные актеры, мы научились совершенствовать исполнение ролей, наблюдая за другими, осмысливая прошлый опыт и ролевые модели. Мы не можем положиться на выучивание репертуара «правильного» поведения, потому что «правильное» в одной роли может быть неправильным в другой. Жесткий, рациональный, «бесчувственный» стиль поведения, который в бизнесе может помочь достичь вершины, не даст дополнительных очков в семейных отношениях.

Ролевые модели могут стать очень мощным обучающим средством. Они дают нам ключи к пониманию того, как функционировать наиболее эффективно в разных ситуациях и разных ролях. Когда вы найдете человека, успешно исполняющего роль, которая важна для вас, набросьтесь на него и не отпускайте, пока он не пообещает показать вам все секреты!

Психотреп

Что бы вы почувствовали, если бы подарили другу подарок, а он отказался бы открыть его при вас, сколько бы вы его не просили? Если бы ваш друг был из Японии, такое поведение было бы очень вежливым. В Японии открывать подарок в присутствии дарящего — социальное табу. Японцы опасаются ненамеренно задеть чувства человека, не показав огромной радости от подарка.

Приспособление к нормам

Норма — это не только женское имя. Это также сокращение слова анормально». Когда социальные психологи используют это слово, они говорят о «нормальном» поведении, принятом в определенной группе. И так же как с правилами и


Глава 24 >■ С ними невозможно жить

ролями, мы все должны учиться узнавать определенные социальные нормы и подчиняться им.

Кооме ожиданий относительно точного ролевого поведения, каждая группа налагл ет свои особенные требования на своих членов. У индивидов тоже есть собственный набор норм: каждый раз, когда вы приспосабливаете свое поведение к у'осуществованию с другим человеком, вы адаптируетесь к его нормам. Например, поработав на члена Национальной стрелковой ассоциации, который не расстается с оружием и членским билетом, вы почувствуете, что вам лучше держать при себе свои аргументы в пользу контроля за продажей оружия, по крайаей мере при написании годового отчета.

Социальные нормы могут навязывать определенные стандарты поведения. Старшеклассник, который хочет общаться со школьными «лидерами», знает, что в таком случае лучше не связываться со школьными «лохами». В нормах может быть прописаны требования к одежде и языку. Нормы предусматривают наказание для тех членов, которые им не подчиняются. Например, Аммониты* (*лрим. пер. — Аммониты — секта потомков голландских переселенцев (аммонитов), приехавших в Америку в XVIII веке. Секта отличается строгими, пуританскими правилами) подвергают остракизму членов своей секты за нарушение кодекса «простой» одежды. Даже пуговицы нельзя носить вместо более скромных заклепок; свидание с кем-то за пределами секты у них карается столь же строго.

Когда вы присоединяетесь к какой-то группе, вы вскоре узнаете нормы, регулирующие желаемое поведение в этой группе. Ваше базовое обучение происходит двумя пугями. Во-первых, вы замечаете, что члены группы некоторые вещи делают одинаково, определенными способами — эти общие способы действия являются групповыми социальными нормами. Во-вторых, вы наблюдаете негативные последствия, к которым ведет нарушение одной из этих норм.

Если вам в детстве приходилось менять школы, вы точно знаете, в чем состоит этот процесс. Дети в каждой школе вырабатывают собственные нормы, распространяющиеся на членов их социальной группы. Обучение новым нормам при каждом переходе в новую школу требует хорошей адаптивности. Когда я училась в седьмом классе, мои родители перевели меня из государственной школы в частную. К тому времени когда мне стали ясны нормы новой группы сверстни-

Ловушка для ума

Групповое давление может оказывать очень мощное влияние на человека. Один из лучших способов противостоять ему — иметь сильную Я-концепцию. Люди, уверенные в своей идентичности, менее подвержены влиянию даже наиболее негативной обратной связи от других.


Часть 6 ► Мы просто не можем быть рядом?

ков (через год), меня опять перевели в старую школу. Для человека, который стал психологом, я очень медленно усваивала социальные навыки!

Нормы не всегда плохи. Они, несомненно, обеспечивают чувство комфорта, когда знаешь, чего ожидать от других в группе. Если вы знаете нормы, вы знаете, что нужно одевать, что могут сказать ваши товарищи по группе и какой тип поведения поможет вам завоевать принятие и одобрение. Нормы позволяют всем нам сделать первые шаги в идентификации с группой и ощутить свою принадлежность к ней. Вопрос, конечно, в том, какую цену мы платим за принадлежность.

Три «О» социальной школы

Не все члены группы постоянно следуют нормам. Что происходит, когда мы нарушаем кодекс поведения нашей группы? Как группы сдерживают взбунтовавшихся членов и когда решают исключить их? Конечно, это зависит от ситуации — и от группы. Часть групповых норм определяет степень отклонения от курса, которую группа позволяет своим членам.

В зависимости от группы ваш бунт против норм может принести вам добродушное поддразнивание или исключение из группы. Двери любой группы могут закрыться для вас, если вы «заходите слишком далеко» или слишком сильно не согласны с принятыми здесь убеждениями и традициями. Даже наиболее толерантные группы, как, например, последователи некоторых религий или церквей, имеют свой предел. И, хотя терпимая степень отклонения варьирует от группы к группе, все они полагаются на одни и те же стратегии удержания членов группы в рамках. Это три «О»: осмеяние, обучение (перевоспитание) и отказ.

Когда я училась в колледже, я присоединилась к женскому объединению, которое имело хорошую репутацию — в нем состояли все «умные хорошие девочки». Никто никогда не говорил этого открыто, но скоро стало очевидно, что ко всем, кто употребляет ругательные слова, здесь будут относиться с неодобрением. Было также ясно, что хорошие отметки поощряются, а поддержание «звездной репутации» было негласным обетом, которому мы все должны были следовать.

Конечно, в нашем клубе было несколько любительниц вечеринок, но они не входили во «внутреннюю» клику и, конечно, не хвастали своим прошлым на встречах нашего «общества». Иначе их могли бы сделать объектом язвительных комментариев или даже открыто подвергнуть наказанию. Группа показала бы им, что их поведение было неприемлимым.

Моя лучшая подруга, наоборот, вступила в общину, которая была известна тем, что в нее входили девушки, любящие веселые вечеринки. Она тоже чувствовала принуждение соответствовать этим, совершенно другим, ожиданиям.


Глава 24 > С ними невозможно жить

Ритуалы принадлежности

Можэт, вы и не станете основателем нового течения, но вы определенно можете уст чнавливать нормы. Просто откройте новый клуб. Члены любого нового клуба h \и группы устанавливают первоначальные нормы, поскольку они придумывав >т правила членства. Со временем, конечно, эти нормы будут развиваться и iменяться по мере того, как состав группы меняется — ничто не остается неизменным навечно. Как группы устанавливают нормы поведения отдельного человека, так личности, ценности и убеждения членов постепенно формируют к оттачивают групповые нормы.

Как все это происходит? Каждый новый член приносит с собой переживания и ожидания, которые он усвоил в других группах. Эти разнообразные ожидания распространяются на новую группу через общение ее членов друг с другом. Поскольку люди разговаривают и делают что-то вместе, их ожидания начинают кристаллизовываться в общую перспективу. Мы учимся понимать и говорить на «языке» друг друга.

Но не все находится в постоянном движении. Однажды установленные в группе нормы имеют тенденцию сохраняться. Актуальные члены группы оказывают социальное давление на новых членов, чтобы они следовали установленным нормам. По мере того как новые члены включаются в группу, они начинают, в свою очередь, оказывать прямое или непрямое давление, чтобы подчинить новых членов. Так нормы передаются от одного поколения членов группы следующему. Нормы могут достаточно долго продолжать влиять на поведение людей даже после того, как данная группа перестает существовать.

В естественных группах, таких как семьи, есть определенные групповые ритуалы, которые, как правило, способствуют передаче символов, истории и ценностей, важных для группы, от старых членов новым. Например, если бы вы были членом моей семьи, вам пришлось бы привыкать к тому, что вас дразнят «недотепой», когда вы делаете глупости. И вы привыкли бы употреблять термин хор в конце предложения, чтобы обозначить слово «хорошо». Эти термины — часть словаря семьи Джонстон-Ца-кирис. А еще вы бы каждую пятницу пекли печенье, праздновали День ребенка 1 июля и каждую неделю проводили бы с нами вечер пиццы и кино.

Словарь психолога

Референтная группа — это груп па, на которую мы ориентируемся, чтобы получить информацию о том, какие установки и поведение приемлемы и необходимы. Это может быть формальная группа (церковь или клуб) или неформальная (сверстники или семья).


Часть 6 > Мы просто не можем быть рядом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.021 с.)