Типологизация неправительственных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологизация неправительственных организаций



Общественные организации являются важнейшим инструментом выражения и достижения целей, поставленных группами (объединениями) граждан. В зависимости от поставленных целей и задач, способов и методов их достижения общественные организации делятся на несколько видов, типов (в зависимости от принципа систематизации). Зачастую классификация проводится по таким основаниям:

- регион действия (международный, страновой, локальный);

- организационная форма существования (общественная организация, общественный фонд и т.д.);

- характер целевых групп, на которые направлена основная активность общественных организаций;

- сфера деятельности общественного объединения;

- типы финансирования: внутренние и внешние источники.

Исходя из названных оснований исследователи выделяют три типа неправительственных организаций. Иными словами, это:

Типологизация

1) на основе организационно-правовых форм существования:

НПО может быть учреждена только в тех организационно-правовых формах, которые определены законами каждой страны. На данный момент во многих странах мира существует возможность создания некоммерческих организаций в следующих формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; некоммерческое партнерство; учреждение; автономная некоммерческая организация; фонд; ассоциация (союз); религиозная организация; товарищество собственников жилья; потребительское общество; союз потребительских обществ; потребительский кооператив; сельскохозяйственный кооператив; союз сельскохозяйственных кооперативов; профессиональный союз.

Организация должна обладать такими характеристиками, как:

- наличие организационного статуса, т.е. определенной структуры и постоянства;

- «невхожесть» в состав государственного аппарата;

- отсутствие права на выплату доходов ее владельцам и руководителям, и обязанность использования их на цели организации;

- самоуправляемост, неподчинение разным ведомствам или организациям;

- работа на благо общества;

2) по характеру целевых групп:

НПО делятся на четыре группы (Хананашвили Н.Л. Межсекторные взаимодействия: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры. Настольная книга — 2001. — М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2001 — С. 241.).

К первому и наиболее частому типу относятся НПО, целевой группой которых являются сами члены этих организаций. Здесь существует два подтипа:

а) «организации взаимопомощи», соединяющие людей с общими проблемами (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.), в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку;

б) «организации клубного типа», включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.

Ко второму типу относятся НПО, чья деятельность нацелена на решение задач, непосредственно не связанных с проблемами участников организации. Прослеживаются два подтипа:

а) организации «социальной направленности». Часть из них занимается облегчением комплекса проблем определенных категорий населения (например, престарелых, многодетных или безработных), другая часть — конкретных проблем (например, бездомности и предотвращения СПИДа);

б) организации экологической направленности (в понимании «экологической деятельности» как защиты окружающей среды в широком смысле, т.е. не только охраны природы, но и памятников культуры и т.д.).

К третьему типу принадлежат правозащитные организации традиционного толка и группы гражданского контроля, включая контроль за действием исполнительных властей.

Четвертый тип включает «инфраструктурные» НПО, миссия которых — содействие развитию гражданских инициатив, деятельности других НПО и полноценному участию граждан в принятии решений и управлении.

Четыре типа некоммерческих организаций различаются, в частности, по степени ″профессионализации″ их деятельности. Если люди, работающие в организациях первого и третьего типа, действуют преимущественно на волонтерских, добровольных началах, то для инфраструктурных организаций более свойственна профессиональная работа, причем зачастую это профессионалы высокого уровня (Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис. — 1992. — № 1–2. — С. 226–233).

Выделенные типы различаются и по органичным для них формам взаимодействия с властью. Так, для организаций первого типа, особенно для объединений ″товарищей по несчастью″, властные структуры являются прежде всего источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций. Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и оплачивая сами свои мероприятия и встречи. Конечно, они с удовольствием примут поддержку властных структур, но для них все же главное, чтобы власть им не мешала.

Для организаций второго типа взаимодействие с властными структурами является уже достаточно существенной частью их деятельности. При этом в случае социальных организаций уже можно говорить и о социальном партнерстве с органами власти, когда эти организации берут на себя выполнение ряда функций последних, например, по социальному обеспечению или патронажу. Таким образом, здесь уже наблюдается переход от отношений проситель–даритель к более или менее равноправному сотрудничеству. При этом власть для социальных организаций не является единственным источником средств, они все более активно работают и с бизнесменами, и с иностранными дарителями.

Организации ″экологического″ профиля (в широком смысле) также заинтересованы в сотрудничестве с властями, равно как и чиновники должны быть заинтересованы в сотрудничестве с этими организациями, цель деятельности которых — решение тех же проблем, что и для властных структур. Однако в отличие от проблем социальных, часто явных и прямо бросающихся в глаза, проблемы защиты природы и культуры кажутся сегодня многим чиновникам существенно менее острыми по сравнению, например, с проблемой бездомных или детей-наркоманов. Поэтому и желание сотрудничать на равных с этими организациями у чиновников еще меньше, чем с социальными организациями (xserver.ru/).

Миссия организаций четвертого типа, действующих в сфере правового обеспечения, подразумевает лоббирование необходимых для развития некоммерческого сектора законов и нормативных актов на различных уровнях власти, участие в нормотворческом процессе. Другое направление деятельности инфраструктурных организаций может быть прямо охарактеризовано как посредническая деятельность, содействие установлению партнерских отношений между сообществом некоммерческих организаций и властными структурами, будь то организация регулярных встреч лидеров НПО и представителей власти, либо организация образовательных программ по социальному партнерству с участием обоих слоев общества (mkis.kz.);

3) по направлениям деятельности:

как правило, выделяются следующие некоммерческие организации социальной направленности: благотворительные организации и организации социальной защиты отдельных категорий населения; женские объединения; защита прав потребителей; медицина и здравоохранение; молодежные, детские организации; образование, наука; организации инвалидов.

Классификация по направленности работы условна, ибо она определяется по названию организации. Иногда деятельность данной организации может не соответствовать названию.


Социальная сущность медиа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.007 с.)