Конкурентная разведка - от тамплиеров до наших дней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентная разведка - от тамплиеров до наших дней



 

 

«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы и тайного, что не было бы узнано»

Евангелие от Матфея

 

С зарождения цивилизации люди испытывают непреодолимую потребность овладевать чужыми секретами и использовать полученное знание для собственной выгоды. Поэтому не удивительно, что ремесло соглядатая считается одним из древнейших на Земле. Немало упоминаний о разнообразных тайных операциях встречается в Библии и Коране. Но ещё за несколько веков до наступления христианской эры в Древнем Китае была создана теория шпионажа. В трактате философа и военачальника Сунь Цзы (VI — V века до н.э.) «Искусство войны» (другое название «Тринадцать заповедей»), посвященном военной стратегии, немало внимания уделяется разведке. Сунь-Цзы писал: "…полководец может смело затевать хоть сотню сражений, если располагает точными сведениями о своих и вражеских силах. Без таких сведений можно и победить, но на второй раз, скорее всего, потерпишь поражение. Если же не знаешь ни себя ни противника, то проиграешь в любом сражении. Надо непрестанно изучать противника сначала до войны, а потом и во время нее". Индийские законы Ману (II век до н.э. — II век н.э.) предписывали ведение разведки, в том числе агентурной, как элемент защитной функции государства.

С возникновением ремесел наряду с военными секретами появились и технологические тайны, и, разумеется, большое количество желающих получить доступ к запретным знаниям. Классическим примером промышленного шпионажа считается кража китайской технологии производства шелка. По древнекитайской легенде обучила своей народ этому ремеслу в незапамятные времена супруга Желтого императора - первого мифического правителя Китая. На самом же деле шелковая ткань обнаружена археологами в одной из гробниц V века до н.э. Как бы то ни было, производство шелка столетиями оставалось китайской монополией и считалось одной из важнейших государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Поэтому многовековые старания европейцев овладеть технологией были безуспешны. Существуют две легенды о том, как, в конце концов, удалось выкрасть коконы тутового шелкопряда. По одной из них в V веке н.э. правитель Хотана решил хитростью овладеть секретом и посватался к китайской принцессе. Ну а для того, чтобы не остаться на чужбине без новых шелковых нарядов предприимчивая принцесса в своей высокой и сложной прическе привезла в Хотан коконы шелкопряда и семена тутового дерева. Оттуда технология была вывезена в Персию и Византию. Согласно другой легенде византийский император Юстиниан I в 550 г.н.э. получил секретную технологию с помощью персидских дервишей, которые вывезли коконы из Китая в своих полых бамбуковых посохах.

В период крестовых походов (XI – XIII в.в.) военно-монашеский орден Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, более известный как орден тамплиеров (фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники»), используя полученную во время завоеваний экономическую информацию, создал уникальную финансовую систему, что позволило братству стать одной из самых влиятельных военно-политических сил того времени. Основанный несколькими французскими рыцарями, нищими до такой степени, что вынуждены были пользоваться одной лошадью на двоих, орден главной своей задачей определял охрану европейских паломников, прибывающих в Святую Землю, отвоеванную у мусульман. Но пилигримам была нужна и финансовая помощь – большинству для паломничества в Иерусалим требовался кредит. Используя опыт еврейских ростовщиков и ломбардийских (Ломардия – провинция на севере Италии) банкиров тамплиеры сумели не только создать широкую сеть кредитных организаций на базе европейских командорств ордена, но и предложить клиентам выгодные условия - 12% против обычных ростовщических 25. Кроме того храмовники впервые в Европе создали систему денежных переводов, с помощью которой владелец средств по выданному в одном из приоратств криптографически защищенному чеку мог получить деньги в любом из отделений ордена. Финансовые знания и умения рыцарей Храма были таковы, что в тринадцатом столетии казначеи ордена фактически являлись министрами финансов Франции и Англии, а королевская казна хранилась в штаб-квартире тамплиеров парижском замке Тампль. Должниками храмовников были очень многие – от крестьян до монархов и самого Римского Папы. Могущество и богатство ордена обернулось против его членов – в пятницу 13 октября 1302 г. по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого сотни рыцарей-тамплиеров были брошены в застенки по обвинению в ереси, содомии, поклонении идолу Бафомету и прочих ужасающих преступлениях, в которых они вынуждены были сознаться под пытками. Спустя десять лет несколько десятков тамплиеров, в том числе и последний великий магистр Жак де Моле, продолжавшие настаивать на своей невиновности, как нераскаявшиеся еретики были сожжены на кострах, орден запрещен папской буллой, а имущество досталось французскому королю и католической церкви. Любопытно то, что несметные богатства тамплиеров так и не были найдены ни тогда, ни в последующие времена, а «пятница 13-го» стала суеверно ассоциироваться со всевозможными несчастьями.

Следующий получивший широкую известность пример использования экономической разведки случился пятью веками позже. К XIX столетию разведка, в том числе и промышленный шпионаж, стала прерогативой государства. Во многих странах к тому времени для решения подобных задач уже были созданы специальные тайные службы, однако наряду с ними существовали и частные агентурные сети. Одной из самых мощных располагала семья банкиров Ротшильдов. Пять, как их называли, «франкфуртских братьев» Ротшильдов, развивая семейный бизнес, возглавили банки в пяти крупнейших городах Европы и принимали активное участие в финансировании военных действий в период наполеоновских войн (1803 – 1815 г.г.). Возглавлявший Лондонское отделение Натан Мейер Ротшильд в то время становится не только главным кредитором правительства Великобритании, но и крупнейшим в Европе торговцем золотыми слитками. Для обеспечения этой торговли и финансирования армии и была создана сеть курьеров и агентов-информаторов, охватившая все европейские государства. Этот ресурс и позволил Натану Ротшильду получить известие о победе, одержанной союзной армией под командованием герцога Веллингтона над наполеоновскими войсками в битве при Ватерлоо на сутки раньше английского правительства. И Ротшильд сполна воспользовался этой, если употреблять современные термины, «инсайдерской информацией». Он отдал распоряжение о массовой продаже на бирже долговых государственных обязательств Великобритании. А, так как представителям английского делового сообщества было хорошо известно о существовании сети информаторов Ротшильда, то прочие биржевые игроки последовали его примеру, посчитав, что получена информация о поражении герцога Веллингтона. Рынок рухнул и к концу торгов государственные облигации значительно потеряли в цене. После этого Ротшильд произвел их массовую скупку, получив в результате операции значительную прибыль.

Началом современного этапа развития конкурентной (англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) или корпоративной разведки считаются 80-е годы прошлого века. Вот что сообщают о зарождении и особенностях этого вида деятельности Н. Р. Боттом и Р. Р. Дж. Галлати в статье «Что такое конкурентная разведка и что ей не является», опубликованной на сайте Американской академии конкурентной разведки:

«Конкурентная разведка – это комплекс действий по сбору, анализу и распространению различной открытой информации законными методами об участниках бизнес-процесса – конкурентах, поставщиках, клиентах, органах власти и пр., а также о возможных изменениях и рисках возникающих в ходе этих процессов. Информация конкурентной разведки необходима при планировании деятельности компаний и принятии управленческих решений.
В настоящее время конкурентная разведка является самостоятельным видом деятельности, востребованным большинством крупнейших компаний. Конкурентная разведка иногда воспринимается неким аналогом маркетингового мониторинга. Стоит отметить, что использование методов разведки при стратегическом планировании, позволяет осуществить анализ всего бизнес-сегмента, а маркетинговый мониторинг – это всего лишь один из аспектов при таком подходе.
Теоретические основы конкурентной разведки были разработаны в книге Майкла Портера «Конкурентная стратегия: техника для анализа отраслей и конкурентов», изданной в 1980 г. А уже в конце 70-х годов прошлого века стали появляться компании, осуществляющие конкурентную разведку на практике. Пионерами в этой области были американские фирмы Fuld & Co. и Washington Researchers. В 1985 г. Ян Херинг, в прошлом высокопоставленный сотрудник ЦРУ, создал
первое корпоративное подразделение конкурентной разведки в компании Motorolla».

По оценкам экспертов развитию конкурентной разведки в большой степени способствовали два фактора: завершение холодной войны и последующий развал СССР, и стремительный рост сети Интернет. В результате развала Союза в ЦРУ произошли массовые сокращения сотрудников, работавших на этом направлении, и шпионы-отставники составили кадровый ресурс компаний, занимающихся конкурентной разведкой. А расширение всемирной паутины сопровождалось появлением новой быстрорастущей отрасли бизнеса и такой доселе неизвестной напасти, как киберпреступность.

Если говорить о сегодняшней ситуации, то консалтинговая группа GIA (Глобальный разведывательный альянс) в 2011 г. провела исследование о востребованности конкурентной разведки в американском бизнесе. Были опрошены представители 200 крупных и средних компаний. Из опубликованных результатов исследования следует что:

- 84% компаний занимаются конкурентной разведкой;

- 94% компаний получили выгоду от использования конкурентной разведки;

- 84% опрошенных считают, что их инвестиции в конкурентную разведку окупились полностью и оправдали ожидания.

При этом 42% из опрошенных компаний, которые конкурентную разведку пока не используют, намерены создать соответствующее подразделение в течение ближайшего года.

Что касается штата, то в подразделениях конкурентной разведки он в среднем составляет 10 человек. Кроме того, в разведывательных мероприятиях участвуют в среднем более 90 человек, работающих в других подразделениях этих компаний. В корпоративных бюджетах на конкурентную разведку в среднем выделяется по 2,8 млн. долларов в год. Выглядит показательным и тот факт, что, несмотря на экономическую рецессию, 69% компаний намерены увеличить инвестиции в конкурентную разведку в течение ближайших 2 лет.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что конкурентная разведка сегодня стала активно развивающимся международным трендом. Следует отметить, что помимо подразделений конкурентной разведки, в компаниях, принявших участие в опросе, имеются отделы маркетинга и службы безопасности.

В России, по понятным причинам, конкурентная разведка появилась несколько позже. В настоящий момент на рынке присутствуют достаточное число компаний, предлагающих услуги конкурентной разведки, а также курсы и тренинги для желающих получить соответствующую подготовку. В одном из уральских ВУЗов студентам читают курс лекций по этой дисциплине. Существует два профессиональных сообщества российских специалистов этого бизнеса. Издается немало книг соответствующей тематики, в российском сегменте сети Интернет публикуется авторские и переводные материалы о конкурентной разведке. Насколько успешно применяются эти методы в экономической действительности судить сложно. В марте 2010 портал Superjob провел опрос об использовании конкурентной разведки в деятельности российских компаний. По данным этого исследования руководители лишь 18% компаний ответили утвердительно, и еще 20% опрошенных не захотели, либо не смогли дать ответ. 62% отечественных компаний не ведут никакой разведывательной деятельности в отношении конкурентов.

Оценивая ситуацию в РФ, очевидно, стоит иметь в виду, что при существующем уровне правосознания и удручающей коррупции, российские бизнесмены зачастую получают не только доступ к информационно-аналитическим ресурсам государственных спецслужб, но и возможность их использования в конкурентной борьбе.

Василий Горлов

«Проблемный» сотрудник: увольнять или…?

Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи, и с его, и со своей точек зрения. Генри Форд

По оценкам американских психологов, изучающих трудовые отношения, эффективность деятельности компании, где не уделяют должного внимания ситуации с «проблемными» сотрудниками может снизиться более, чем на 30%. Недавнее исследование корпорации Symantec о психологических аспектах краж закрытой информации и интеллектуальной собственности в корпоративной среде свидетельствует, что почти в 70% случаев мотивацией этих преступлений становятся служебные проблемы сотрудников компаний. А социологический опрос ВЦИОМ о психологических аспектах трудовых отношений показывает, что более половины респондентов оценивают атмосферу в своих рабочих коллективах, как негативную и испытывают на службе постоянный психологический дискомфорт.

Очередной виток экономического кризиса и прискорбная демографическая ситуация в стране делают эту проблему всё более актуальной для российских компаний. Так, по мнению Дмитрия Потапенко, управляющего партнера компании Managament Development Group Inc., управляющего по Центральному федеральном округу розничной сети «Карусель», генерального директора ЗАО «Пятерочка», генерального директора ОАО «МЭЗ ДСП и Д», вице-президента ПКБ «КредитИмпексБанк», вице-президента по продажам и маркетингу московского офиса американской корпорации «Манхэттен Инд. Корп.», заместителя управляющего ГК «Логос», генерального директора ООО «Центры оптовых продаж»:

«Если предприниматель уверен, что ни с того ни с сего у него появятся хорошие сотрудники, а проблемные отпадут сами собой, то ему следует четко запомнить: население России стареет и умирает. И другого варианта в ближайшие 20 лет не будет. Острый дефицит сотрудников сохранится».

 

В чём проблема?

Главное, что отличает сотрудников, которых можно отнести к категории «проблемных» – это негативное восприятие общекорпоративных стандартов, задач и целей, сложившихся профессиональных и личных связей в коллективе, системы управления и внутренней иерархии, должностных обязанностей и мотивационных поощрений. Проблемный сотрудник, прежде всего, неэффективен. Конкретные проявления могут быть весьма многообразны. При этом, критерии подбора и оценка эффективности работы персонала очевидно различна в крупной корпорации со штатом в несколько тысяч сотрудников и малом предприятии, где трудятся несколько человек. Поэтому в одном случае серьезной проблемой для управленцев может стать, например, «выгорание», потеря привычной мотивации сотрудником, а в другом - пьянство в рабочее время и воровство. Сотрудник может быть причислен к проблемным по многочисленным поводам:

· нелояльность к руководству и коллективу, не выполнение или формальное отношение к распоряжениям руководства, стремление всё делать по своему, несмотря на указание сделать всё так и не иначе;

· агрессия и хамство в отношениях с коллегами и клиентами;

· отсутствие ответственности и чувства долга, безразличное отношение к работе, заинтересованность не в результатах, а лишь в материальном вознаграждении;

· завышенная самооценка, уверенность в собственном суперпрофессионализме, «звездная» болезнь;

· недостатки характера: лень, нечестность, занудность, упрямство, несдержанность, непорядочность;

· регулярные нарушения трудовой дисциплины, опоздания на работу;

· эмоциональная усталость, «выгорание», не способность длительно выполнять рутинную, монотонную работу;

· отсутствие карьерных перспектив;

· длительный срок работы на одном месте;

· отсутствие личностной зрелости;

· сознательное или бессознательное стремление найти причины для того, чтобы не выполнить вполне выполнимое задание;

По мнению опрошенных журналом «Управление персоналом» руководителей и HR-менеджеров российских компаний из различных сфер бизнеса, работники, обладающие подобными недостатками могут стать проблемой. Американский взгляд на эту ситуацию отражен в книге «Управление неуправляемым: как мотивировать даже самых неподдающихся сотрудников» Энн Лоер и Джезра Кайи. Авторы выделяют пять типов «проблемных» сотрудников:

«Ворчун. Подобно тому, как протекающий кран может стать причиной неприятностей, ворчун, постоянно чем-то недовольный и являющийся источником негатива, может подорвать боевой дух коллектива и привести к серьезным проблемам. Бездельник. Бездельники, иногда весьма забавные, за своим обаянием стараются скрыть, как мало от них толку. Комнатное растение. Такой работник прячется в свою скорлупу и избегает ответственности, поскольку ему не хватает уверенности в себе. Уклонист. Уклонист в любой ситуации старается переложить ответственность на другого, чтобы ни за что не отвечать самому.
Эгоистичный себялюбец. Незаметно отравляет атмосферу в коллективе, любит показушные жесты, может ни с того ни с сего прервать разговор».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.019 с.)