Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы правотворческой практики
Разнообразные типы, виды и подвиды ПТП должны базироваться на определенных принципах – фундаментальных идеях (идеалах) и исходных нормативно-руководящих началах (требованиях, императивах), обеспечивающих высокое качество и эффективность подготовки, принятия и обнародования нормативных правовых актов. Данные принципы, способы их формирования, закрепления и реализации составляют ядро правотворческой политики, тактики, стратегии и технологии. В отечественной литературе выделяется различное число принципов ПТП. Одни авторы рассматривают принципы народности, демократизма, научности, законности правотворчества (см. [18. С. 321-323; 20. С. 122]); другие – принципы демократизма и гласности, профессионализма, законности, научности и связи ПТД с правоприменительной практикой (см. [35. С. 313-314]). А.С. Пиголкин полагает, что ПТД в современных цивилизованных странах должна осуществляться на базе семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К ним он относит демократизм, законность, гуманизм, научный характер ПТД, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки проектов, а также техническое совершенство принимаемых актов (см. [19. С. 215-216]). Анализ указанных и иных точек зрения показывает, что, во-первых, многие принципы ПТП как бы “выпадают” из поля зрения ученых, а значит, студентов и практиков. Во-вторых, некоторые важные требования, адресуемые авторами правотворческим органам, весьма трудно причислить к разряду принципов. Так, положения о том, чтобы проекты нормативных актов готовились тщательно и скрупулезно, чтобы они были технически совершенными, относятся скорее всего к правилам правотворческой техники и тактики, но не носят, на наш взгляд, того фундаментального характера, который всегда присущ природе любых юридических принципов. В-третьих, незаслуженно забываются порой принципы права (общепризнанные, общие, отраслевые, межотраслевые и т.п.), которыми должны руководствоваться не только субъекты реализации права, но и соответствующие правотворческие органы. Необходимо выделять принципы правотворчества, сформулированные юридической наукой, а также выработанные ПТП. Указанные принципы выступают либо в виде фундаментальных теоретических идей и идеалов, либо требований практически-прикладного характера, которые еще не нашли закрепления в законодательстве. К ним можно отнести, например, принципы оперативности, экономичности, профессионализма ПТД.
Другую группу принципов составляют принципы позитивного права (основополагающие нормативно-руководящие начала, требования, императивы), которыми обязаны руководствоваться все правотворческие органы. Они подразделяются нами на следующие группы: а) исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права; б) принципы, характерные для смежных институтов права; в) отраслевые принципы; г) межотраслевые нормативно-руководящие начала; д) общие для отдельных национальных правовых систем (российской, французской и т.п.) принципы права; е) принципы, отражающие природу той или иной семьи (например мусульманского права); ж) принципы регионального и общего международного права (в том числе общепризнанные) и т.д. Рассмотрим некоторые из фундаментальных начал, которые должны быть положены в основу любой ПТП. В одних странах они закреплены в Конституциях, конституционных или иных законах, в других – сформулированы юридической наукой и практикой, выражены в форме идей и идеалов, составляющих существенную часть научного и практического правосознания. 1. Демократизм предполагает участие населения в ПТП, максимальный учет общественного мнения на всех ее этапах, закрепление в нормативных правовых актах “общей полезности” (Г.Ф. Шершеневич), осуществление правотворческих полномочий и действий либо непосредственно населением, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демократические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнародования правотворческих решений. Нужно законодательствовать в соответствии с общественным мнением. “Дело не только в том, что это демократично,- пишет Ж. Карбонье, – здесь важен также практический довод, а именно: соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольший шанс стать эффективным. Бентам в свое время заметил, что даже деспоты чувствительны к такому доводу” [23. С. 335].
В.К. Бабаев народный и демократический характер ПТД рассматривает в качестве самостоятельных ее принципов [18. С. 321-322]. Думается, что это все-таки отдельные аспекты единого принципа – демократизма ПТП. В переводе с греческого демократия (demos – народ, kratia – власть) и означает народовластие. Демократизм ПТП находит закрепление в 32, 33, 94, 105 и других статьях Конституции РФ. 2. Принцип законности, т.е. требование строгого и неукоснительного соблюдения, исполнения, использования и применения законов и непротиворечащих им (законам) правовых актов (нормативных, индивидуально-конкретных, интерпретационных и т.п.), относится ко всем правотворческим органам. Они не должны выходить за рамки своей правотворческой компетенции или в пределах полномочий неправильно совершать правотворческие действия (virtute offiсii). Принятие и закрепление правотворческих решений возможно только с соблюдением процедур, установленных законом или иным формальным источником права. Этот принцип, например, нашел закрепление в п. 2 ст. 15 Конституции РФ. 3. Научный характер ПТП заключается в правильном и адекватном отражении в правотворческих решениях реальной действительности и перспектив развития конкретного общества (региона, предприятия и т.п.), в обеспечении полноты, системности и непротиворечивости законодательства, широком привлечении научных учреждений и отдельных ученых (юристов, социологов, экономистов и т.п.) на всех стадиях правотворческого процесса. 4. Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что ПТП всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой – все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей ПТД, за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24 Конституции РФ). Наконец, опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся в первую очередь прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения (см., например, ст. 15 Конституции Кыргызской Республики). 5. Требование профессионализма адресуется не только субъектам, но и всем участникам ПТП. От степени его воплощения, как мы уже отмечали ранее, зависит качество и эффективность принимаемых актов. Нельзя забывать того, что экономические, политические, социальные, юридические, нравственные и иные последствия несвоевременно принятых либо противоречивых и непродуманных нормативных актов могут быть весьма существенными как для отдельных граждан (их коллективов и организаций), регионов, так и страны в целом. Некоторые зарубежные авторы (Ж. Бурдон, Ж. Карбонье и др.) в качестве самостоятельного рассматривают принцип деловитости. Вряд ли это верно. Дело в том, что высокая профессиональная активность и деловитость в прикладной социологии и психологии анализируются в качестве важнейших частей (сторон, элементов) профессионализма в целом. 6. Гуманистическое начало должно пронизывать все типы, виды и подвиды, ПТП. Любопытно, что подавляющее большинство постсоветских государств (бывших республик Союза ССР) в своих Конституциях в той или иной форме закрепили приоритет общечеловеческих ценностей. Например, в Конституции Республики Казахстан отмечается, что, учитывая приоритет прав и свобод человека, “Республика Казахстан высшей ценностью признает человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права и осуществляет свою деятельность в интересах гражданина и общества” (преамбула).
Анализ материалов ЮП фактического положения дел в области соблюдения прав человека в России и бывших союзных республиках Союза ССР показывает, что провозглашенные идеалы далеко не всегда воплощаются в реальную действительность. Человек, его честь, права, свободы и даже жизнь ни юридически, ни фактически не стали еще высшей ценностью в данных государствах, предметом главного внимания, основой деятельности правотворческих и иных компетентных органов. 7. О необходимости планирования ПТД, развития и совершенствования законодательства писали многие отечественные и зарубежные авторы (И.С. Самощенко, А.С. Пиголкин, С. Завадский, И. Сабо, А. Нашиц, И.В. Погодина и др.). Основные требования указанного принципа были сформулированы вначале юридической наукой, а затем уже нашли воплощение в законодательстве и ПТП (см. [190]). В настоящее время в России сложилась довольно парадоксальная, на наш взгляд, ситуация. Суть ее заключается в том, что при отсутствии планов экономического и социального развития страны весьма распространенной стала практика планирования ПТД Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ, Правительством РФ и другими субъектами ПТП. В то же время не вызывает сомнения тот очевидный факт, что существенные изменения в действующем законодательстве должны быть “привязаны” к планам экономического, политического, социального и иного развития страны, республики, области, отдельных регионов и организаций. В указанном противоречии кроется одна из важных причин низкой эффективности действующего законодательства. 8. Принцип федерализма находит воплощение в ПТП федеративных государств. Его суть заключается в том, что субъекты ПТД должны учитывать то, что, во-первых, государственный суверенитет любой федерации является единым и неделимым; во-вторых, федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации; в-третьих, законы и иные акты, принимаемые субъектами ПТП, не должны противоречить федеративной конституции; в-четвертых, все субъекты федерации юридически равны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; в-пятых, должны быть установлены фактические и юридические гарантии для национальных автономий и общин.
Во многих конституциях указывается, что субъекты федерации равноправны (см. п. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ). Эта формулировка не совсем правильная. Здесь следовало употребить более точный термин – “равенство”. Равенство предполагает равные права и обязанности, равноправие – только равенство в правах. Разница, как видим, существенная. 9. Юридическое равенство составляет важнейшую сторону принципа федерализма. Однако оно (равенство) понимается нередко гораздо шире и составляет относительно самостоятельное начало любой ЮП. Кроме уже отмеченных аспектов, указанный принцип включает равенство граждан и их объединений перед законом (ст. 13 и 18 Конституции РФ). Государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Естественно, что отмеченные требования должны учитывать все субъекты и участники при подготовке и издании тех или иных нормативных правовых актов. 10. Принцип целесообразности пронизывает ПТД от выявления потребности (необходимости) урегулирования общественных отношений до принятия и обнародования нормативных правовых актов. Правотворческие решения (основные и вспомогательные, промежуточные и окончательные) должны быть разумными, практически полезными, соответствовать поставленной цели преобразования той или иной сферы общественной жизни. В настоящее время в российскую ПСО без должного осмысления переносится правотворческий опыт (отдельные институты права, нормативные акты и т.п.) иных стран. В таких ситуациях необходимо помнить о том, что даже в тех случаях, когда уже имеется принципиальное решение какой-то проблемы в той или иной стране, в рамках этого решения возможны разные варианты. Законодатель должен обстоятельно подумать также о том, “следует ли вообще в данном случае принимать решения, не целесообразнее ли оставить данную проблему без законодательной регламентации” [23. С. 332]. 11. Объективно назревшие потребности общественного развития, необходимость изменения той или иной сферы правового регулирования требуют своевременного и оперативного издания нормативных актов. Так, задержка с принятием ГК РФ, полноценных законов, регулирующих деятельность банков и иных финансовых структур, оказала довольно негативное влияние на развитие экономики России, породила различного рода финансовые махинации и социальную напряженность в обществе. 12. Принцип оперативности не должен противоречить стабильности ПТП. Отсутствие определенной устойчивости, стабильности в российском обществе, в том числе в ПТП, действующем законодательстве, отпугивает отечественных и иностранных инвесторов от существенных инвестиций в экономику и иные сферы жизнедеятельности России.
13. Принцип непрерывности означает, что процесс обновления действующего законодательства должен идти постоянно, отражать динамизм реальной жизни. Должна сохраняться преемственность ПТП. Ненормальным в этом плане следует признать положение, когда новая Государственная Дума РФ начинает активно заниматься правотворческой деятельностью лишь через 3-5 месяцев после ее избрания, «выбрасывая в отходы» сотни проектов законов разной степени готовности. 14. Поскольку ПТП мы относим к определенной разновидности производства, то фундаментальным ее началом (как и любого производства) необходимо признать принцип экономичности. Экономия должна быть во всем: в материальных (финансовых, людских и т.п.) ресурсах, средствах правотворческой техники и тактических приемах, сроках разработки, согласования, обсуждения, принятия и обнародования нормативных актов. Мы рассмотрели лишь несколько всеобщих принципов, которые должны составлять фундамент ПТП. Существуют и другие основополагающие начала (общепризнанные, общие, общеотраслевые, межотраслевые и т.п.), которым должен соответствовать любой тип, вид и подвид правотворчества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.015 с.) |