Тема. Финансово-экономические средства государственного регулирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Финансово-экономические средства государственного регулирования экономики



1.Налоги и налоговая политика

Налог – обязательный платеж, взимаемый с хозяйствующих субъектов и физических лиц в пользу государства безвозмездно безвозвратно в установленных законом порядке и размерах.

Сбор – обязательный платеж, взимаемый за юридически значимые действия, осуществляемые в пользу плательщика.

Налоговая политика – комплекс мероприятий (совокупность целей и механизмов их осуществления), путем которых государство обеспечивает установление налогов и сборов, порядок их взыскания, размеры ставок, льгот, условий и т.п. в целях финансового обеспечения задач и функций государства.

Налоги выполняют следующие функции:

1) Фискальная – сбор средств на обеспечение государственных расходов;

2) Социальная – перераспределение национального дохода в зависимости от социально-политических приоритетов в пользу тех или иных групп населения;

3) Регулирующая - путем воздействий на экономические процессы: стимулирует или сдерживает темпы производства, расширяет или сужает платежеспособный спрос, усиливает или ослабевает накопление капитала, поощряет или сдерживает использование новых технологий, новой техники.

Регулирующая функция налогов осуществляется по трем направлениям:

1) Выбор системы налогообложения. Существует три базовых варианта:

- ресурсорентный (объектами налогообложения выступают земля, вода, полезные ископаемые и др.);

- система, ориентированная на труд и капитал (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество);

- от конечного потребления (налоги от заработной платы, акцизы).

Кроме того, налоговая система может больше ориентироваться на прямые или косвенные налоги, на налогообложение корпоративной или индивидуальной деятельности.

Важной характеристикой системы налогообложения являются пропорции распределения налогов по уровням бюджетной системы.

На выбор системы налогообложения оказывают влияние условия социального, экономического, политического развития страны. Смена принятых вариантов налогообложения не может быть частой, налоговая система должна быть стабильной, но в то же время и совершенствоваться.

2) Политика установления налоговых ставок. Государство использует политику налоговых ставок для стимулирования производства при его спаде. При росте экономики политика налоговых ставок направлена на сдерживание чрезмерного роста.

3) Политика в области налоговых льгот – необлагаемый минимум объекта налогообложения, изъятие из налогообложения определенных элементов налога или снижение ставки налога, освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий налогоплательщиков, или определенных видов деятельности, налоговый кредит (отсрочка налоговых платежей).

Необходимым условием стабильного функционирования налоговой системы являются:

1) принцип обязательности уплаты налогов;

2) наличие системы государственного контроля, санкций в отношении лиц, избегающих уплаты налогов;

3) стабильность в целом принятой налоговой системы.

 

2. Государственный бюджет

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Как экономическая категория бюджет – план доходов и расходов государства на год (либо плановый период).

Как правовая категория бюджет – закон или муниципальный правовой акт.

Бюджетное устройство государства соответствует структуре государственного управления. В настоящее время бюджетная система РФ включает 4 уровня бюджетов: федеральный, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты поселений.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов на соответствующей территории.

Разрабатывают бюджеты органы исполнительной власти, принимают органы законодательно (представительной) власти. Непринятие бюджета может служить основанием для отставки Правительства.

Кроме бюджета существует ряд внебюджетных фондов, которые отдельно ведутся от бюджета государства (пенсионный, фонд обязательного медицинского страхования ФОМС, социального страхования, занятости).

Через бюджетную политику реализуются воздействия государства на экономику путем распределения бюджетных средств на расходы государства и национальной экономики. Формирование и реализация бюджетной политики зависит от соотношения политических сил и экономических группировок.

Налоговые поступления составляют до 90% бюджета.

Бюджетные расходы делятся:

1. На обеспечение административно-управленческих функций;

2. Социальные расходы;

3. На национальную экономику (хозяйственную деятельность);

4. На прямые военные расходы и связанные с ними затраты.

Расходы бюджета могут делиться на текущие и инвестиционные.

Структура расходной части бюджета воздействует на величину спроса и инвестиций, на отраслевую и региональную структуру экономики, на темпы НТП, развитие инфраструктуры.

Согласно теории антициклического регулирования государственные расходы в период экономического спада должны увеличиваться, чтобы стимулировать спрос. В период экономического подъема госрасходы должны уменьшаться, чтобы не вызвать перегрева экономики.

Бюджетные средства предоставляются в виде субвеций, субсидий, дотаций, прямых выплат.

Важная проблема бюджета – проблема дефицита. Подходы в ее решении:

1) бюджет должен быть сбалансированным в течение года;

2) бюджет должен быть сбалансированным в пределах экономического цикла;

3) снизить дефицит можно, либо снижая расходы бюджета, либо увеличивая доходы бюджета.

3. Денежно-кредитные средства регулирования экономики

Ключевое звено в системе государственной макроэкономической политики в денежно-кредитной сфере – Центральный банк.

Задачи ЦБ:

1.Сдерживание роста денежной массы и обеспечение стабильной покупательной способности национальной валюты.

2.Обеспечение достаточных гарантий от кредитных рисков.

3.Использование денежно-кредитных рычагов в антикризисном регулировании.

Функции ЦБ:

1) Денежная эмиссия (выпуск);

2) Регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) – плата за предоставление коммерческим банкам резервов ЦБ;

3) Установление и изменение размеров обязательных резервов банков;

4) Операции на рынке ценных бумаг;

5) Регулирование валютного курса (скупка, либо продажа валюты);

6) Контроль банковской сферы страны.

Направления контроля ЦБ:

1. Проверяется квалификация управленческого персонала.

2. Соответствие собственных и привлеченных ресурсов.

3. Степень диверсификации кредитных ресурсов.

4. Качество используемого капитала с т.зр. риска и доходности.

5. Ревизия коммерческих банков, анализ статистической информации о состоянии кредитных учреждений.

6. Дача официальных гарантий платежеспособности кредитных учреждений.

В результате контроля ЦБ имеет право отстранить руководство коммерческого банка от управления и назначить свою администрацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.007 с.)