С включением мотива «конь» и «птица» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С включением мотива «конь» и «птица»



 

Несмотря на существование жест­ких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бес­численное количество вариантов этой росписи. Этот вид орнамента также очень распространен в Городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разде­лочных досках, шкатулках и хлебни­цах, детской мебели и даже ложках.

С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы мо­гут быть симметричны. Они располагаются по сторо­нам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симмет­рично написанного цветочного орна­мента восседают две птицы, асиммет­ричные по рисунку, а иногда и раз­личные по цвету.

В том случае, когда в композиции мотивы "конь" или "птица" изображены отдельно, симметрия цветоч­ной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена. Выполняя этот вид на ком­плекте разделочных досок, Городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех до­сок, то две крайние будут симмет­ричны, хотя эта симметрия доста­точно условна. На крайних досках могут изображаться различные мо­тивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мо­тива: "петух" и "курочка". Но асим­метрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к рос­писи, продумывает размещение мо­тивов в целом.

На протяжении всей работы она присутствует в его созна­нии, он вдумчиво и четко прораба­тывает каждую деталь, каждый эле­мент росписи. Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоратив­ных блюдах, где четко определяется центр. К тому же Городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Осо­бенно эффектно они смотрятся на черных и красных "подкладках", хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.

Необходимо учитывать, что вво­димый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит опреде­ленную семантическую окраску. Так, изображение мотива "петух" или "конь" трактуется как вестник солн­ца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

 

ГЛАВА III. СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

 

Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций Городецкой росписи. Порой не­возможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождаю­щихся у Городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и прово­ды, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а так­же многое, многое другое.

Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декора­тивных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блю­дах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами ред­ко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять "уникальную" прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен.

При выполнении сюжетной рос­писи на разделочных досках Городецкие художники нередко опираются на те традиционные компози­ции, которые были распространены на Городецких прялках, — это рос­пись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется ос­новной сюжет с застольем, свидани­ем, прогулкой, выездом и т.п., в ниж­ней — сюжеты помогают раскрытию данной темы.

Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; празд­ничное застолье — приездом гостей или подготовкой к застолью. Сред­няя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в ви­де цветочной полосы. Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники об­ходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художни­ками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые красиво драпирующиеся шторы по бокам и настенные часы висящие в центре изображаемого ин­терьера; огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь ис­пользуются более звучные и сочные. Горизонтальные панно, как и верти­кальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных геро­ев сюжетной композиции, как прави­ло, располагается в центре горизон­тальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цве­том, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, ху­дожники изображают на декоратив­ных панно несколько комнат, а цент­ральная тема связана по смыслу с сю­жетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно раз­делено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сю­жетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одино­кая девушка, стоящая около березки подружки, прочитывается как невес­та. Сцены застолья, чаепития, свадь­бы, вечерки выполняются на фоне ок­на с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цве­тами — это символ богатства и достат­ка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы.

Лица людей в Городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, раз­вернутые в три четверти. Таким обра­зом зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из сво­их ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антура­же — тот мир, в котором хотелось бы жить и ему.

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерье­ров. На декоративных полотнах по­являются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней.

Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан глав­ный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные Городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у глав­ных героев нередко пишутся животные собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сю­жета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их вы­деляют цветом. Несмотря на слож­ность сюжетов, художники обяза­тельно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

Удивительно разнообразны иллю­страции к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина. В роспи­сях они часто используют те сцены, которые окру­жают их в жизни: засто­лья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр.. Лишь по некоторым деталям рос­писи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а проанализи­ровав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюст­рация. Наверное, поэтому художники подписывают работы (например, "Пан­но по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции под­писывать работы или сопровождать их народ­ными пословицами и поговорками восходят к первым распис­ным Городецким изделиям последней четверти XIX в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.008 с.)