Развитие эстетической культуры учащихся в сфере внеклассной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие эстетической культуры учащихся в сфере внеклассной деятельности



 

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. (Сластенин В.А.) Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое воспитание начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. [6]

Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивания музыки и рассматривания картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.

Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, поводятся выставки картин. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.

Простейшие эстетические представления и суждения формируется в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.

В последние годы в педагогической практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства.

Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия, география. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету. [6]

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой практике, является формирование у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем - широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности - одна из задач эстетического воспитания.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. [7]

Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по заданию преподавателя сделали уборку и навели чистоту в учебном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. Учащиеся вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами учебного заведения. Надо помочь молодым людям увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, стилистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

Формирование эстетической культуры - это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда - это говорит о высоком уровне его эстетической культуры. Есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Эти люди далеки от подлинной эстетической культуры, эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью. [17]

Человек по своей натуре - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горького представляется нам чрезвычайно важной. [15]

Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе,дома, всюду, где они проводят время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует трям шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычаайно большой интерес в этом плане представляет опыт А.С.Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения.

Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению, благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков.

Во время экскурсий и прогулок у подростков обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевающих красоту природы. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствует беседы и конференции по произведениям художественной литературы.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведением искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.

Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе.[12]

Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский. С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение,

2) развитие эстетических чувств

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это - беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки.

Неоценимое значение для эстетического воспитания имеют лекции по искусству. Они несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства учащихся. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т.e. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве. [11]

 

2.3. Развитие творческих способностей учащихся в условиях учреждений дополнительного образования

 

Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни других людей. И эта ответственная задача в полной мере возлагается на плечи молодого поколения, на тех, кто сделает эту жизнь интереснее и насыщеннее. Ситуация требует улучшения нравов подрастающего поколения как гаранта полноценной жизни. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием создания экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей.

В решении этих задач неоспоримое преимущество у внешкольных учреждений. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они дают детям, подросткам, молодежи широкие и нетрадиционные возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение от заформализованной школьной жизни, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.

Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного выбора общения, труда, мобильных занятий, игр, увлекательной деятельности.[1]

Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности и др. Внешкольные учреждения организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществлять гармоничное развитие их с учетом способностей, интересов и дарований.

Внешкольное дополнительное образование - это педагогический процесс со своими особенностями, своей организацией и оснащением, фундаментом которого являются завоевания внешкольного образования и воспитания. В современном понимании его характеризуют следующие признаки: двусторонний характер; совместная деятельность педагога и учащегося; руководство со стороны педагога; планомерная организация управления; целостность и единство; соответствие закона возрастного развития подростков; управление развитием и воспитанием школьников. Внешкольную систему обучения и воспитания отличает сочетание педагогического управления с инициативностью, самостоятельностью, активностью учащихся. Главное - это вывод школьника на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.

Для утверждения личностно ориентированной парадигмы необходимо создать учащимся такие условия, в которых они испытывали бы свободу выбора направлений своей деятельности и получали бы квалифицированную поддержку по любому направлению. Это может быть достигнуто, на наш взгляд, организацией системы дополнительного образования. Наилучшие условия для развития могут быть созданы во внешкольных учреждениях, поскольку они полностью свободны от жестко регламентируемых обязательных учебных программ. Дополнительное образование позволяет выстроить единое культурно-образовательное пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием. Сеть учреждений дополнительного образования может внести основной вклад в выполнение социального заказа дополнительных образовательных программ различного уровня, предназначенных для различных категорий и групп населения. [3]

Такое мастерство и культура - объективная необходимость внешкольного педагогического процесса. Его цель в том, чтобы направлять и регулировать духовную жизнь детей, слаженно взаимодействовать в совместном стремлении к созданию личности, к увеличению возвышенной позитивно-творческой, трудовой, духовно-нравственной деятельности.

Таким образом, цель учреждения дополнительного образования на современном этапе - правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения. Она призвана способствовать осуществлению поставленных задач: постоянное развитие творческого потенциала юношей и девушек; выявление и раскрытие общественно-полезных интересов молодежи, максимальное способствование их реализации в самых различных сферах жизнедеятельности; профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей, способностей, интересов; повышения уровня культурного, интеллектуального и нравственного развития молодых людей.

Предоставляя ребенку право приобретения дополнительных знаний, творческих навыков и умений, внешкольные учреждения способны решать вопросы, которые по своей значимости и масштабу выходят за рамки возможностей других воспитательных структур. Занимаясь во внешкольных учреждениях, оригинально сочетающих коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха и смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и способности к самостоятельности, в программировании и организации будущего самообучения.

Школа и внешкольное учреждение -- союзники в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное -- в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей -- это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. [17]

Важнейшим отличием дополнительного образования от общего школьного заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. [15]


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетическая культура это и умение расшифровывать эстетич. опыт, без чего невозможно правильно увидеть и оценить общую перспективу развития своего пребывания в мире, определить тенденции общего процесса своего взаимодействия с ним, адекватно корректируя промежуточные результаты. И в этой деятельности человеку необходимо то особое чувство равновесия, тонкого баланса между идеально мыслимым и реально возможным, между побуждением и потребностью, средством и целью, смыслом и выражением, — то, что называют вкусом, позволяющим человеку безошибочно устанавливать меру нужного, обеспечивающего гармонию противоречивых тенденций и побуждений.

Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения специального и дополнительного образования и воспитания.

Решение проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально- экономических требований к формированию подрастающего поколения. Многогранный процесс формирования духовного облика нового человека в условиях современного демократического общества охватывает все стороны его жизни, в том числе и сферу свободного времени. Научить юношей и девушек правильному использованию свободного времени, организовать эту важную для них сферу так, чтобы усилить влияние на уровень их культурного и нравственного воспитания, - задача большой неоценимой значимости. Ответственность за её решение несут все субъекты воспитания, в том числе и учреждения дополнительного образования.

Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный особым образом процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству.

Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З.В.Артёменко, Ж.Е.Завадская- Минск: Новое знание,2001.-315с

2. Бутрим Г.А. Внешкольным учреждениям - должное внимание // Праблемы выхавання. -1996. - №3. - С.98-109.

3. Выготский, Л.С. Эстетическое воспитание. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 132 с.

 

4. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. –С. 75–84.

 

5. Заброцкая, В.С. Сущность и функции художественного воспитания / В.С. Заброцкая // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 8. – С. 36–39.

6. Киселева, С.А. Основы нравственного и эстетического воспитания / С.А. Киселева // Теория и практика нравственного воспитания: история, современность, перспективы: матер. междунар. науч. конф. / МГПИ им. Н.К. Крупской. – Мозырь, 1998. – С. 59–60.

7. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О.П. Котикова. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 157 с.

8. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2002. – С. 83–108.

9. Кухаронак, В.Г. Творческая деятельность в эстетическом воспитании школьников / Г.В. Кухаронак // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 30–39.

10. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 655; 686.

11. Петухова, Н.В. Фармiраванне эстэтычнага ўспрымання прыроды ў дзяцей, удзельнiкаў каляндарных абрадаў / Н.В. Петухова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 4. – С. 17–21.

 

12. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – С. 281–295.

 

13. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – С. 603–610.

 

14. Салееў В.А. Эстэтычны свет i выхаванне асобы // Народная асвета. – 1994. – № 11. – С. 75–78.

15. Салеев, В.А. Эстетическое восприятие и детская фантазия / В.А. Салеев, О.В. Ивашкевич. – Минск: НИО, 1999. – 126 с.

 

16. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.В. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 140–149.

 

17. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 320–325.

 

18. Степаненков, Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 317–329.

 

19. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – С. 385–396.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Для выявления уровня развития эстетического сознания учащихся cоциальным педагогом общеобразовательной школы № 12 г. Мозыря Брацун Ириной Антоновной были разработаны анкеты как для самих учащихся, так и для преподавателей. Данные, полученные в результате анкетирования, предположительно позволят объективно оценить уровень эстетического сознания и предложить пути его коррекции.

 

Анкета для учителя.

 

1. Замечаете ли вы в учащихся своего класса любовь и бережное отношение к природе?

а) да, практически во всех;

б) в некоторых;

в) почти ни в ком.

 

2. Часто ли с учащимися уроки (например, природоведения, биологии, краеведения) проводятся в форме экскурсий?

а) довольно часто;

б) иногда;

в) очень редко.

 

3. Успешно ли учащиеся пишут сочинения, изложения, в которых основная часть отводится описанию природы?

а) в целом успешно;

б) отдельные ученики справляются плохо;

в) многие ученики не справляются с заданием.

 

4. Пробовали ли учащиеся отображать свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

а) да, большинство учащихся занимается подобным творчеством;

б) некоторые ученики увлекаются этим;

в) практически никто не пробовал.

 

5. Активно ли учащиеся на уроках литературы принимают участие в обсуждении персонажей, их поступков?

а) да, учащиеся имеют свое мнение и стремятся выразить его;

б) большинство активно, но есть и незаинтересованные;

в) лишь немногие участвуют в обсуждении.

 

6. Охотно ли учащиеся заучивают наизусть стихотворения и рассказывают их?

а) охотно, рассказывают выразительно, эмоционально;

б) кому-то это нравится, кому-то нет;

в) рассказывают только ради оценки.

 

7. Любят ли дети петь (как хором, так и индивидуально)?

а) любят и часто поют;

б) есть некоторые ученики, увлекающиеся пением;

в) любви к пению не наблюдается.

 

8. Проводятся ли с учащимися экскурсии в музеи, выставочные залы, картинные галереи?

а) да, регулярно;

б) время от времени;

в) крайне редко.

 

9. Организуются ли с учащимися походы в театр?

а) организуются регулярно;

б) ели необходимо посмотреть программное произведение4

в) нет, не организуются.

 

10. Обсуждают ли учащиеся с вами увиденные кино-, видео - и телефильмы?

а) охотно обсуждают;

б) иногда, если что-то особенно им понравилось;

в) нет, не обсуждают.

 

Анкета для учащихся.

 

1. Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы?

а) да, обращаю;

б) иногда замечаю;

в) нет, никогда.

 

2. Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах?

а) нравится;

б) смотря какое описание;

в) нет, всегда их пропускаю.

 

3. Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов?

 

а) да;

б) не знаю;

в) нет, я вообще не люблю читать.

 

4. Писал ли ты когда-нибудь стихи?

 

а) да, я часто пишу стихи;

б) пробовал, но не очень получается;

в) нет, никогда.

 

5. Есть ли у тебя любимые писатели и поэты?

а) конечно, есть;

б) если хорошо подумать, то можно назвать;

в) не задумывался; наверное, нет.

 

6. Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки?

а) я знаю многих композиторов и люблю их произведения;

б) кое-что знаю, но не очень хорошо в этом разбираюсь;

в) я вообще не интересуюсь классической музыкой.

 

7. Любишь ли ты рисовать и хорошо ли ты рисуешь?

а) люблю, рисую хорошо;

б) люблю, но хотелось бы уметь рисовать лучше;

в) нет, рисование не для меня.

 

8. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, факультатив, связанный с искусством, музыкальную или художественную школу?

а) посещаю;

б) нет, но очень хочу;

в) не посещаю и не хочу.

9. Нравится ли тебе ходить в театр и смотреть различные спектакли?

а) очень нравится;

б) зависит от спектакля;

в) нет, не нравится.

 

10. Знаешь ли ты различные направления в изобразительном искусстве, отдаешь ли предпочтение какому-либо направлению или конкретному художнику?

а) да, я довольно много знаю об этом, у меня есть любимые художники;

б) мне нравятся некоторые работы художников, но я слабо в этом разбираюсь;

в) я не интересуюсь изобразительным искусством.

 

За каждый ответ "а" - 10 баллов, "б" - 5 баллов, "в" - 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствует о весьма высоком уровне развития эстетического сознания учащихся.50 - 70 баллов - свидетельство того, что уровень развития эстетического сознания учащихся не очень высок, но у них есть хороший потенциал для дальнейшего развития. Количество баллов менее 50 является тревожным признаком и говорит о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию учащихся.

 

Рекомендации

 

Необходимо начинать эстетическое воспитание с эстетического общения. Тактичная передача воспитателем его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников. Личность преподавателя имеет очень большое значение для эстетического воспитания учащихся, поэтому преподавателя должен помнить, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения учащихся.

 

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования. Развитию познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся в области прекрасного способствуют факультативы и кружки по искусству, эстетике и искусствознанию.

 

Рекомендуется проводить лекции, беседы, конференции, встречи за круглым столом, экскурсии, организовывать походы в музеи, выставочные залы, театры; совершать экскурсии на природу, организовать в школе или классе уголок живой природы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.151 с.)