Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 23 государственная структурная политика и ее влияние на экономическую динамику
Любая государственная политика по своей сути отражает видение, понимание властными органами государства роли отдельных сфер жизнедеятельности человека, ее результатов, а также некоторых регулирующих экономических инструментов в достижении целей и решении основных задач развития общества в стратегическом и тактическом плане. И хотя структурная политика была провозглашена "важнейшим направлением государственного воздействия на экономику", все же ее основное содержание опять-таки было сведено к селективной поддержке конкурентоспособных в современных условиях производств, к свертыванию и ликвидации неэффективных видов деятельности и экономических структур, что должно привести к отраслевой структуре национальной экономики Украины наиболее "приспособленной к структуре рыночного спроса".Такое видение структуры экономики существенно обедняет содержание, цели, задачи, направления и механизм реализации государственной структурной политики, сужает ее временные рамки, а в итоге снижает результативность ее позитивного воздействия на структурную конструкцию и структурную динамику экономики России. Государственная структурная политика должна соответствовать сложной многоаспектной структуре экономики и учитывать основные объективные тенденции ее трансформации. Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, первую можно рассматривать в качестве подсистемы второй, взаимосвязанной и активно взаимодействующей с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой политиками государства, а также региональной. Во всей совокупности государственных политик структурная занимает особое место, обусловленное всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами (подсистемами) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах, т.е. наличием в них структуры. Структурная политика не только является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики, но и как бы получает свое развитие, конкретизацию в других политиках, составляя неотъемлемую часть содержания соответствующих законов и концепций.
Государственная структурная политика, призванная осуществлять своевременные структурные сдвиги в экономике в связи с изменяющимися задачами, внешними и внутренними условиями, должна в качестве целевых ориентиров использовать не только социально-экономические цели, но и характеристики самой структуры, в качестве которых выступают: а) экономические пропорции и их динамика (например, пропорция накопления и потребления, общественной и частной форм собственности, сферы материального производства и сферы услуг и т.д.) б) удельные веса отдельных отраслей, видов деятельности и пр. в соответствующих макроэкономических показателях (например, доля в ВВП, в совокупных ОПФ, в трудовых ресурсах, в занятом населении); в) результативность, степень влияния отдельных факторов-ресурсов на достижение конкретных социально-экономических результатов (например, удельный вес влияния новых технологи или инновационного предпринимательства в обеспечении экономического роста, увеличения доли нового технологического уклада, возрастания экспорта наукоемкой продукции, снижения доли импорта в обеспечении внутреннего спроса на отдельные виды товаров); г) снижение дифференциации социально-экономического развития регионов и жизнеобеспечения их населения; е) соответствие основных приоритетов (социальных, научных, технологических, отраслевых и пр.) лучшей мировой практике (с учетом украинской специфики); ж) конкурентоспособность основного производственного звена основных сфер и секторов экономики на мировых рынках. Цели, задачи и направления государственной структурной политики носят стратегический характер и должны конкретизироваться в тактических планах, программах и действиях для каждого уровня экономики. · поддержка эффективных и конкурентоспособных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших;
· приоритетное развитие инфраструктуры (производственной, рыночной, информационной); · приспособление отраслевой структуры производства под платежеспособный спрос; · стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих отраслей в сектора роста; · стимулирование развития слаборазвитых регионов; · создание предпосылок устойчивого экономического роста; · капитализация экспортных доходов ТЭК в отраслях обрабатывающей промышленности, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке и др. Вопрос 24 Методы реализации структурной политики Важнейшей составной частью структурной политики является механизм ее выработки и реализации, формы и методы деятельности государственных органов в области структурных преобразований народного хозяйства. В условиях смешанной экономики России они должны сочетаться с регулирующими возможностями рынка. Современная схема реформирования структуры в отдельных сферах экономики привлекает пристальное внимание ученых. Вот одно из решений. Финансово благополучные кр упные и средние предприятия и самоокупающиеся малые фирмы, корпорации, банки и теневая экономика должны трансформироваться в режиме рыночного саморегулирования. Низкорентабельные и убыточные предприятия и компании с большими суммами задолженности и неплатежей необходимо держать в режиме трудного приспособления к рыночным регуляторам. Оборонные отрасли, наука, сельское хозяйство, социальная сфера осуществляют структурные изменения с помощью государственной поддержки. Такое видение механизма отражает реальность, но существенно упрощает государственное регулирование структурных преобразований, сужает сферу его воздействия. Сегодня структура и пропорции народного хозяйства, отдельных его экономик складываются не в результате плановых решений государственных органов, не в режиме автоматически действующего механизма рыночной самоорганизации, а преимущественно как итог стихийного приспособления субъектов хозяйственной деятельности к условиям кризиса несбалансированной экономики, неразвитого рынка и существенных ограничений конкуренции. Эти процессы протекают в обстоятельствах ярко выраженного в ряде сфер и секторов хозяйства монополизма с криминальным оттенком, а также взаимодействия несовершенного рыночного механизма с ослабленным, бессистемным и неотлаженным государственным регулированием. Государственное воздействие на структурные преобразования в условиях смешанной экономики должно учитывать требования рынка. Но полностью ориентироваться на рыночную самоорганизацию при проведении структурной перестройки нельзя. Все рыночные процессы и явления, вызывающие структурные изменения в экономике, влияют на разные аспекты структуры народного хозяйства как в положительном, так и в отрицательном (с точки зрения интересов общества) направлениях. Поэтому вполне естественно, что совокупность методов государственной структурной политики не может пассивно сосуществовать с факторами рыночной самонастройки пропорций и структурных связей. Она призвана своим влиянием усиливать позитивные и приглушать негативные действия рыночных рычагов структурной трансформации на основе критерия динамичной оптимальности структуры.
В экономике федерального государства сталкиваются не просто интересы производителей, потребителей и собственников. Конфликтуют прежде всего интересы различных уровней власти, ориентирующихся на наиболее общие потребности того или иного сообщества, исходя из своих функций и задач. Ведь в результате процесса федерализации* общественно-экономических отношений основными субъектами выступают властные государственные органы различного уровня — федерального и регионального. Экономика же федерального государства по сво- 1 Под федерализацией здесь понимается процесс разграничения политических, социальных, экономических и прочих прав, обязанностей, ответственности между различными различными уровнями государственной власти в целях создания человеку оптимальной совокупности условий для полноценной жизнедеятельности. — Прим. авт. ей структуре и взаимозависимостям — более сложная конструкция, чем это представляют некоторые исследователи, низводя ее до расплывчатого экономического рыночного пространства со свободным движением товаров, капиталов, рабочей силы, информации и пр. Учитывая объем и удельный вес социально-экономической ответственности субъекта Федерации перед людьми, можно считать, что основой конструкции экономической базы федерализма является народнохозяйственный комплекс субъекта Федерации. Он создает данному уровню государственной власти многие предпосылки для выполнения системы разнообразных функций. В числе этих предпосылок — внутренние ресурсные факторы саморазвития и условия их воспроизводства. Следовательно можно считать, что государственная структурная политика вырабатывается и на региональном уровне. Но это значит, что федеральная структурная политика должна иметь в своем арсенале методы направленные на формирование региональных социально-экономических комплексов. Вся совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока. Первый, макроэкономический, блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующие структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.011 с.) |