Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусская культура в XIX- начале XX века. Национальное возрождение
В XIX веке - формирование белорусской нации, становление национальной культуры.
Образование. В результате школьной реформы 1864 г. школа стала всесословной и светской Начальное образование: церковно-приходские ИЛИ народные и городские школы училища (православная церковь) (Министерство Просвещения) Среднее образование: Гимназии Классические Реальные (языки, история) (Точные дисциплины и естествознание) Высшее образование: Университет Технические ВУЗы (нет на Беларуси, 1832 г. – закрыт Виленский ун-т) (Гора-Горецкий земледельч. ин-т)
Профессиональную подготовку давали также учительские семинарии, кадетский корпус, реальные училища, сельскохозяйственные школы. Однако система образования не обеспечивала возможности получения всеми детьми школьного возраста даже начального образования. По отношению к Беларуси официальной теорией правительства являлся западноруссизм: белорусы – не самостоятельная нация, а западная часть русского этноса, ополяченная. Отсюда неуважение и невнимание к бел. языку и культуре. Тем не менее, в 19 веке начинается формирование белоруского литературного языка, разрабатывается грамматика. Создателями бел. лит. стали выходцы из ополяченной шляхты, которые, изучая фольклор, сами пробовали писать произведения на белорусском языке: Анонимные поэмы – “Энеида навыворот” и “Тарас на Парнасе” Я.Борщевский, В.Дунин-Мартинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина, М.Богданович. - воспевали родную природу и славное прошлое народа - отстаивали красоту и достоинства бел.языка - показывали тяжелую долю бел. крестьянства
Развитие научных знаний о Беларуси. Ян Чечот – собрал и издал 6 сборников “Деревенских песен”, Конст. и Евстафий Тышкевичи открыли первый музей в Логойске, Иван Носович – “Словарь белорусского наречия”, Ефим Карский - трёхтомник “Белорусы”, энциклопедия белорусоведения, Вацлав Ластовский– “Краткая история Беларуси”. Митрофан Д о внар- Зап о льский - обосновал положение о существовании самобытного белорусского этноса, «его отличия от других славянских народов», наличие у него оригинальной культуры и языка, высказывался за необходимость национального возрождения самосознания белорусов и их «право на самостоятельное существование».
В Петербурге в нач. ХХ в. было создано издательское товарищество «Загляне сонца і у наша аконца» ( Руководитель Бронислав Эпимах-Шипило), з начительным явлением стало издание братьями Иваном и Антоном Луцкевичами легальной еженедельной газеты «Наша доля», а после - «Наша нива» (1906-1915 гг., последний год редактором был Я.Купала). «Наша нива» много внимания уделяла обоснованию права белорусского народа на сохранение и развитие национального языка и культуры, пропагандировала идею единства всех белорусов — и православных, и католиков. С ней сотрудничали Я.Купала, Я.Колас, Ядвигин Ш., Алоиза Пашкевич (Тётка), Карусь Каганец и др. Живопись Жанры: исторический, натюрморт (Иван Хруцкий), портрет, пейзаж (Витольд Белын и цкий-Бирул я), бытовой (Ю даль Пэн – учитель Марка Шагала) Архитектура Господствовал эклектизм, при котором использовались разностилевые формы — неоготика, необарокко, неоклассицизм и др. Пример – минский костёл Св.Симона и Елены это неороманский стиль. С появлением стиля модерн распространение получили новые типы строений — вокзалы, банки, промышленные здания, жилые дома. Музыка и театр Станислав Мон ю шко – основатель белорусской оперы (опера “Галька”), Антон Абрамович – муз.поэма “Беларусская свадьба” на основе нац. мелодий. 1910 г. –первый профессиональный театр (создал Игнатий Буйницкий), его труппа действовала как гастрольный коллектив. Вывод: ХІХ в. – период всестороннего развития культуры, нач. ХХ века – национальное возрождение
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.) |