Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовно-культурное развитие восточных славян в V-XII вв.
Своими корнями восточнославянская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: по мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна — княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, песнях. Обрядовый фольклор был тесно связан с праздниками: коляды, масленица, Купала, дожинки. Среди памятников устного творчества особое место занимают былины, известные в народе под названием «старинок». В них отражалось представление народа о князе и его власти, о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях, отвечавших идеалам трудовых масс. Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменные источники: предания о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге и его смерти, о мести Ольги древлянам, о призвании варягов на Русь. Принятие христианства в 988 г. (князь Владимир – Киев, 992 г. – возникновение Полоцкой епархии) дало мощный толчок развитию общества. Принятие единобожия способствовало укреплению великокняжеской власти и всего государства в целом. Религия становилась мощным фактором духовного единения людей. Рост имущественного и социального неравенства неизбежно приводил к обострению противоречий между различными слоями общества. Христианство с его гуманистическими идеалами несколько снимало это напряжение и способствовало общественному прогрессу. С принятием христианства Русь становилась на одну позицию с другими государствами Европы. У восточных славян распространяется письменность. Древнейшие памятники: надписи на бытовых предметах, берестяные грамоты, граффити. XI в. - время рождения древнерусской литературы: - религиозные сочинения: «Слово о законе и благодати» (около середины XI в.) митрополита Иллариона, «Житие Бориса и Глеба» - светские произведения: «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» - летописи: «Повесть временных лет» (Нестор, Киево-Печерская лавра, 1113 г.)
Образование было представлено школами при церквах. Такую школу, например, для девушек создала Евфросинья Полоцкая. При монастырях создаются библиотеки и переписываются книги. С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма. Софийские соборы – символы княжеской власти - были построены в Киеве, Новгороде и Полоцке. Местная архитектурная школа выражается в создании небольших однокупольных церквей (Спасо-Евфросиньевская и Борисоглебская на Беларуси). В изобразительном искусстве первое место принадлежало монументальной живописи — мозаике (в Киевской Софии – знаменитая мозаика «Богоматерь Ор а нта») и фреске (Дмитриевский собор во Владимире, Полоцкая София). Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это время новгородская школа («Спас Нерукотворный», «Успенье»). Крещение Руси привело к появлению особого общественного института - церкви, деятельность которой постепенно стала оказывать заметное воздействие на жизнь людей. Во-первых, это было духовно-нравственное влияние: на смену «злым» языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедь братской любви между людьми, равенства их перед Богом. Во-вторых, огромная просветительская деятельность: монастыри стали центрами книжности и грамотности, которая затем распространялась среди самых широких слоев населения. В-третьих, экономическое, и политическое влияние: церковь способствовала сближению племен, формированию древнерусской народности, развитию общеславянского патриотизма.
10. Образование Великого княжества Литовского.
Причинами образования Великого княжества Литовского являются: внешнеполитические, связанные с географическим положением белорусских земель и необходимостью преодолеть внешнюю опасность в середине XIII в. со стороны немецких рыцарей-крестоносцев с запада и монголо-татар с юго-востока. внутриполитические, связанные с необходимостью для мелких удельных княжеств преодолеть феодальную раздробленность перед внешней опасностью.
экономические, связанные с разделением труда, т.е. отделением ремесла от сельского хозяйства и преодолением натурального характерахозяйства. Определенную роль в развитии объединительных процессов сыграл этнический фактор. На территории Беларуси в V—VIII вв. сложились племенные объединения кривичей-полочан, дреговичей, радимичей. Они вместе с другими восточнославянскими племенами в IX—XIIвв. в пределах Киевской Русисформировали древнерусскую народность. В XII—XIIIвв. в процессе политического и хозяйственного объединения населения на территории Беларуси были заложены основы для формирования белорусской народности.
Процесс образования ВКЛначался с активизации политической жизни в Новогородке (сегодняшний Новогрудок). В середине XIIIв. быстро укрепляется Новогородское княжество. Этому содействовали его отдаленность от районов борьбы с крестоносцами и монголо-татарами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли. В литовских землях до XIII в. существовала менее развитая общественная организация (не было крупных городов и письменности, но зато было сильное войско). Летопись рассказывает про «Литву Миндовга», одного из местных балтских князей. Потерпев поражение в междоусобной борьбе, он направился вместе с остатками своей дружины в соседний Новогородок. Здесь этот языческий князь принял по политическим мотивам христианство и сделал город своей резиденцией. С помощью местного боярства Миндовг отвоевал свои земли. В 1253 г. в Новогородке состоялась коронацияМиндовга. Он стал великим князем государства, которое включало часть литовских (балтских) и часть белорусских (новогородских) земель. При сыне Миндовга великом князе Войшелке (1263—1268 гг.), талантливом, дальновидном и вместе с тем жестком политике, границы княжества расширились. При князе Трайдене (1270—1282 гг.) западные балты (прусы), спасавшиеся от крестоносцев, были расселены на белорусских землях в окрестностях Слонима и Городни (современного Гродно). В конце XIII в. при великом князе Витене (1293—1316 гг.) удалось достигнуть единства нового государства. Появился герб ВКЛ – «Погоня»
Пути расширения границ ВКЛ были разными: добровольно, по договору (Полоцк), в результате прямого захвата (земли Понеманья) и даже путём династических браков (Витебск) При великом князе Гедимине (1316—1347 гг.) большая часть (примерно 80 %) белорусских земель вошла в состав ВКЛ. В 1323 г. Гедимин перенес столицу государства в Вильно. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси». В первой половине XV в., когда была присоединена Жемойтия — западная часть современной Литвы, государство стало называться Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское. Позже в состав ВКЛ вошли украинские и часть русских земель. Образовалось огромное государство, в котором жили как православные, так и католики. Гедимин, будучи мудрым правителем, не отдавал предпочтения ни православию, ни католицизму.
Одни историки утверждают, что первоначально главную роль в образовании ВКЛ сыграли Новогородское княжество и его знать. Другие же историки отводят эту роль литовским феодалам, которые захватили белорусские земли. Сегодня ВКЛ характеризуется как балто-славянское государство.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.213 (0.007 с.) |