Квалификационная характеристика основных должностей руководителей и специалистов, которые может занимать бакалавр направления «Инноватика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификационная характеристика основных должностей руководителей и специалистов, которые может занимать бакалавр направления «Инноватика»



В настоящее время не существует нормативного акта, регламентирующего квалификационные характеристики основных должностей руководителей и специалистов, которые может занимать бакалавр направления «Инноватика».

Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» (утв. Минтруда 5.03.2004 г. за № 34) прекратил свое действие 31.12.2005 г. Правоприемнику Минтруда – Федеральной службе по труду и деятельности, входящей в состав Минздравсоцразвития, предстоит разработать аналогичный стандарт для бакалавров направления «Инноватика». Но, учитывая практическую ценность названного стандарта, рассмотрим содержание обучения бакалавров направления «Инноватика» с точки зрения соответствия квалификационным требованиям к профессии менеджера инновационной деятельности (II квалификационный уровень).

Функциональный менеджер (руководитель проектов) должен исполнять следующие обязанности (III уровень):

1. Оперативное планирование и выработка предложений по стратегическому планированию ИД.

2. Организация работ по созданию и выведению нового продукта на рынок в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

3. Организация и контроль работы с партнерами и потребителями на рынке инновационного продукта.

4. Оперативное управление инновационными проектами и подразделениями.

5. Подготовка и ведение переговоров с партнерами по ИД.

6. Планирование и анализ маркетинговых исследований.

7. Анализ поведения конкурентов на рынке новой продукции.

8. Анализ патентно-правовой и коммерческой информации при создании и выведении на рынок нового продукта.

9. Управление охраной и защитой ИС.

10. Разработка стратегии и управление процессом продвижения нового продукта на рынок.

11. Разработка и реализация плана рекламы нового продукта.

12. Управление продажами нового продукта.

13. Организация послепродажного сервиса нового продукта.

14. Разработка бизнес-планов инновационных проектов.

15. Поиск и изучение стратегических партнеров и инвесторов по продвижению нового продукта на рынок, в том числе в сети Интернет.

16. Оценка коммерческого потенциала технологии.

17. Презентация инновационного проекта.

18. Оформление договорных, в том числе лицензионных, отношений в ИД.

19. Определение авторского вознаграждения при создании и использовании объектов ИС, расчет цены лицензии.

20. Консультационные услуги в области менеджмента инноваций.

21. Управление аттестацией новой продукции.

22. Управление лицензированием видов ИД.

23. Управление сертификацией новой продукции в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

24. Реализация лицензионной стратегии организации.

25. Проведение технологического аудита.

26. Составление прогнозов развития техники и технологии.

27. Сопровождение трансфера технологий.

28. Оперативная работа по управлению инвестициями в ИД, включая венчурное инвестирование.

29. Управление качеством инновационной продукции в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

30. Подготовка и анализ материалов по оценке результатов инновационных проектов в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

31. Подготовка и сопровождение контрактов с работниками и участниками инновационных проектов.

32. Участие в повышении квалификации персонала в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

33. Самоменеджмент.

Админстративно-управленческий персонал инновационной организации (руководитель организации) должен выполнять следующие основные функции (IV уровень):

1. Стратегическое планирование ИД.

2. Оперативное планирование и контроль за организацией работ по созданию и выведению нового продукта на рынок в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

3. Формирование концепции работы с партнерами и потребителями на рынке нового продукта.

4. Планирование организационной структуры ИД.

5. Оперативное управление и контроль деятельности инновационной организации.

6. Участие в корпоративном управлении при создании и выведении нового продукта на рынок.

7. Определение целей переговоров. Управление подготовкой и ведением переговоров с партнерами по ИД.

8. Постановка задач маркетинга. Выбор направлений развития инновационной организации по результатам маркетинговых исследований.

9. Определение стратегии защиты интеллектуальной собственности организации.

10. Утверждение стратегии продвижения на рынок нового продукта.

11. Утверждение плана рекламы нового продукта.

12. Утверждение стратегии продаж нового продукта, системы мотивации продавцов, скидок и сервисной политики.

13. Бизнес-планирование инновационного процесса.

14. Выбор стратегического партнера и инвестора по продвижению на рынок нового продукта.

15. Презентация инновационного проекта.

16. Утверждение лицензионной стратегии организации.

17. Управление инвестициями в ИД, включая венчурное инвестирование.

18. Утверждение требований по качеству инновационной продукции в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

19. Оценка результатов деятельности инновационной организации в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

20. Оценка результатов инновационных проектов в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

21. Определение политики отношений с работниками и участниками инновационных проектов, утверждение контрактов.

22. Планирование повышения квалификации персонала в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000.

Отметим, что рассмотренный профессиональный стандарт при своей несомненной практической ценности не выделяет каких-либо особых компетенций в области организационно-управленческих инноваций. Кроме того, названные в стандарте компетенции не являются едиными для всех менеджеров и специалистов, участвующих в процессе формирования и реализации организационно-управленческих инноваций. Они зависят от положения конкретного менеджера или специалиста в структуре организации, специфики его зоны компетенции.

 

Лекция № 3

 

Система непрерывной подготовки кадров для инновационной деятельности. Создание и развитие направления подготовки «Инноватика».

 

Научно-технический прогресс (НТП), связанный с глобальным внедрением информационных и коммуникационных технологий, усложнением и интеллектуализацией орудий труда, оказал существенное влияние на все стороны жизни современного общества: технологические, экономические и социальные. Одним из последствий НТП является усиление конкуренции на рынке труда, причем, наряду с требованием профессиональной компетентности, в структуру требований все чаще входит способность человека к адаптации – изменению компетентности и поведения как реакции на трансформацию внешних условий и меняющихся требований. В адаптивном обществе все граждане, как работодатели, так и работники, должны быть готовы к обучению на протяжении всей жизни.

Образование как способ создания культурных ценностей является необходимым инструментом формирования инновационной культуры как особой системы общественных ценностей, нацеленных на внедрение инноваций в общественную и производственную практику. Культура инновационного предпринимательства увязывает воедино знания, полученные в вузе, исследовательские навыки, опыт производства и искусство предпринимательства и развивает у выпускников вузов навыки коммерциализации результатов научных исследований, умение видеть в знаниях настоящий или будущий товар, пользующийся спросом.

Непрерывное обучение личности на протяжении всей жизни с регулярным тестированием результатов на базе инновационных технологий является главным направлением развития постиндустриального общества и формирует новый социальный запрос для системы образования России.

Цель образования в сфере инновационной деятельности – обеспечить интеллектуальное, культурное, профессиональное сопровождение жизненного цикла инновационно активной личности, соответствующей требованиям общества и стратегии социально-экономического развития России.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- развитие системы ценностей и потребностей, составляющих инновационную культуру человека, общества и бизнеса;

- формирование многоуровневой системы требований к компетентности кадров для ИД в социально-экономической среде;

- разработка и внедрение в образовательную среду многоуровневой системы образовательных программ;

- формирование на базе существующих учреждений образования ресурсной базы регионов и инновационно активных бизнес-структур, институциональной базы, соответствующей уровню поставленной цели и задачам;

- подготовка преподавателей-профессионалов для кадровой поддержки системы непрерывного образования;

- разработка системы управления качеством подготовки специалистов для ИД;

- создание механизмов для финансового обеспечения системы непрерывного образования в области ИД из бюджетных и внебюджетных источников.

Перечисленные цели и задачи образования в сфере ИД предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов и не достижимы без внедрения инновационных форм и методов организации образовательного процесса.

В классической системе образования ученик, как правило, рассматривается как объект одностороннего воздействия педагога, чья роль сводится к доходчивому изложению познавательной информации. Преобладают информационно-репродуктивные методы обучения. Проблемные и практические методы применяются, скорее, для иллюстрации и наглядности, доминирует воспроизводство образцов прошлого опыта. Используются преимущественно индивидуально-коллективные формы организации учебы, при которых каждый осваивает материал индивидуально, но с одинаковым темпом для всей группы учащихся.

Непрерывное образование представляет собой единый комплекс, действующий на основе субординации дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского звеньев, взаимосвязи и координации основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и негосударственных, формальных и неформальных учреждений. Это открытая, гибкая, развивающаяся система, предоставляющая возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Обеспечивается это прежде всего преемственностью всех структурных элементов системы на основе единых образовательных траекторий и разумной стандартизации, а также взаимодополнением различных типов и форм обучения.

Новый подход ориентируется на перспективы развития общества и производства, сближение и взаимопроникновение сфер образования и профессиональной деятельности; рассматривает в качестве важнейшего фактора и условия развития этой деятельности повышение образованности каждого человека, развитие его способностей и задатков, их полноценную реализацию; обеспечивает всеобщий охват населения образовательными услугами и открывает каждому реальные возможности пройти свою «образовательную лестницу».

Важной особенностью непрерывного образования является максимальный учет индивидуальных качеств человека, причем по мере движения по жизненному циклу развития личности требования к индивидуальности повышаются.

Таким образом, концепция непрерывного образования предполагает формирование развивающейся личности, подготовленной к универсальной деятельности, имеющей сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способной самостоятельно их удовлетворять.

В рамках модели системы непрерывного образования необходимо конкретизировать уровни компетенции в сфере ИД. Компетенция кадров ИД может быть представлена компетентностью:

- на уровне формирования ценностей;

- специалиста ИД;

- менеджера ИД;

- предпринимателя в сфере инноваций;

- эксперта-аудитора в сфере инноваций (технологический и инвестиционный аудит);

- преподавателя-профессионала в сфере ИД (для системы подготовки кадров);

- базовой компетентностью.

Компетентность на уровне разделения ценностей предполагает идентификацию и использование ценностей инновационной культуры независимо от сферы деятельности человека.

Базовая компетентность в сфере ИД предполагает применение основных инновационных подходов и методов в любой сфере профессиональной деятельности.

Компетентность бакалавра в сфере ИД заключается в умении четко выполнять поставленные задачи и конкретные виды работ, связанные с реализацией новшеств.

Компетентность менеджера инновационных проектов по ИД требует применения знаний в широком диапазоне сложных и нестандартных работ. В этом случае на работника возложена определенная ответственность за результат и предоставлена некоторая свобода действий, однако, прежде всего он нацелен на высокопрофессиональное выполнение работ, определенных проектом (бизнес-планом).

Компетентность магистра, кандидата и доктора наук, специализирующихся в сфере инноватики, связана с разными уровнями и значимостью научной, творческой деятельности, предполагающей появление новых научных знаний в области инноватики, разработку принципов и методологии ИД.

Компетентность предпринимателя в инновационной сфере (организатора малого инновационного бизнеса) основана на системных представлениях о стратегиях, процессе и инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса, а также на умениях и навыках осуществления предпринимательской деятельности.

Компетентность менеджера ИД – это его способность планировать и управлять изменениями в продукте, на рынке, в обществе на базе знаний, умений и навыков в сфере системного управления, инновационного маркетинга, менеджмента инновационных проектов, управления нововведениями и изменениями, технологического и финансового аудита в ИД, управления интеллектуальной собственностью и пр.

Компетентность эксперта-аудитора основана на навыках системного анализа объекта, выделения и анализа его сущности и соответствия установленным требованиям или поставленным целям. Эксперт-аудитор, как правило, связан со стратегическим планированием и контролем результатов ИД.

Компетентность топ-менеджера базируется на высоком уровне профессиональной подготовки, опыте практической деятельности в сфере инноваций, а также способности стратегически и оперативно управлять инновационным развитием организаций, территорий, крупных проектов.

Перечисленные виды можно расположить в иерархическом порядке по принципу возрастания компетентности.

Для формирования требований к компетентности целесообразно выделить сферы ИД с существенно различными объектами управления:

- научно-техническую (по направлениям);

- производственную (по видам экономической деятельности);

- сферу услуг (по видам услуг);

- социально-экономическую и образовательную (по видам деятельности);

- инновации в управлении.

Очевидно, что первые знания в области ИД учащиеся должны получать в школе. В дальнейшем (во время учебы в вузах, профессиональной деятельности) эти знания должны конкретизироваться и углубляться, превращаясь в инновационно-активные личностные качества и профессиональную компетентность специалиста. По мере движения личности по образовательным траекториям акценты в образовательных программах должны смещаться от формирования ценностных ориентиров к уровням компетентности.

Применительно к такой классификации этапов повышения информированности и потребностей населения жизненный цикл непрерывного образования разбивается на следующие фазы: довузовское, вузовское и послевузовское образование.

Основная цель довузовского образования – формирование системы ценностей, позволяющих развивать инновационно-активную личность и компетентность на уровне разделения ценностей. Для достижения этой цели необходимы:

- программы, ориентированные на развивающие формы обучения, креативные сферы деятельности (фотография, музыка, издательская деятельность и др.);

- программы, направленные на развитие предпринимательских способностей, введение разделов по ИД в программы, связанные с преподаванием экономических дисциплин в старших классах и средних специальных учебных заведениях; разработка широкого спектра факультативных

курсов для школьников и студентов колледжей, посвященных различным аспектам ИД;

- активизация внешкольной работы, развивающей различные формы детского технического творчества;

- разработка системы повышения квалификации для учителей школ, активизация направленности преподавателей на поиск инновационных форм образовательной деятельности.

Основные цели вузовского и послевузовского образования:

- подготовка инновационно-активных специалистов в любых областях профессиональной деятельности;

- обеспечение экономики России специалистами в области ИД.

 

Модуль 2: Сущность и системно-деятельностная концепция инноваций

 

Лекция № 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.047 с.)