Тексты массовой информации и идеология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тексты массовой информации и идеология.



Следующим важным для изучения конитивного аспекта медиа текстов понятием является идеология. Возникшая в XVIII веке во Франции как “наука об идеях” (idеologie) идеология вот уже на протяжении многих лет привлекает внимание ученых. Существует множество определений идеологии, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект этого в высшей степени сложного и многогранного понятия, однако все они сходятся в том, что «идеология – это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности».[122]

Значение идеологии для изучения вопросов языка и культуры огромно, и влияние идеологических факторов на различные аспекты речевой деятельности все чаще становятся предметом исследования, что отмечают многие авторы: «Понятие «идеология» оказывает огромное влияние на изучение проблем коммуникации и культуры. Оно также является центральным для изучения массовой коммуникации вообще и средств массовой информации в частности. Идеологический подход позволяет понять, что предметы и события сами по себе не обладают «естественным» значением, их значение во многом определяется и зависит от социально-идеологических факторов, связанных с такими категорями, как классовая принадлежность, раса, гендер и т.п. Таким образом, раскрытие идеологических аспектов культурных практик, обнаружение механизмов идеологического воздействия в медиатекстах могут служить мощным инструментом для изменения существующего политического порядка».[123]

Одним из последних достижений в этой области можно считать работу известного голландского ученого Теуна ван Дейка “Идеология: междисциплинарный подход»[124], в которой идеологическая концепция выстраивается в связи с изучением дискурса.

Применение идеологической концепции к изучению вопросов языка и культуры чаще всего основывается на традиционном определении идеологии как совокупности идей, взглядов, системы ценностей и социальных отношений, присущих тому или иному обществу или общественной группе. Данное определение подчеркивает значимость идеологии для изучения конитивного аспекта текстов массовой информации, пересекаясь с такими важными с точки зрения конитивного подхода понятиями, как концептуализация и категоризация, оценка, интерпретация, социально-обусловленная реконструкция событий (social representation).

Особое значение изучение идеологического компонента текстов массовой информации приобретает в условиях информационного общества, когда роль СМИ неизменно возрастает, а когнитивное освоение реальности во многом зависит от тех версий и интерпретаций, которые производятся и распространяются по каналам массовой коммуникации. Действительно, механизм функционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона. Именно поэтому наряду с информативной, к важнейшим функциям СМИ относится функция идеологическая или интерпретационная, которая позволяет ответить на такие значимые вопросы, как:

1. Каков механизм медийной интерпретации событий?

2. Какие лингвистические технологии используются для создания медиа образов?

3. Какие факторы влияют на создание и распространение идеологизированных медиа интерпретаций?

Реализация идеологической функции тесно связна с формирующим свойством текстов массовой информации, так как она основана на способности масс медиа влиять на общественное и индивидуальное сознание с помощью идеологизированных концептов и интерпретаций, отражающих определенные системы ценностей и отношений. С этой точки зрения тексты массовой информации почти всегда “прозрачны”, так как в их словесной ткани четко просматриваются те идеологически структуры, которые лежат в основе их создания.

Данное качество в большей степени присуще новостным и инфомационно-аналитическим медиатекстам, лингвистические особенности которых как в эксплицитной, так и в имплицитной форме передают идеологические различия в оформлении смыслов. Так, даже поверхностное сравнение новостных и аналитических текстов из разных медиа источников вызывает ощущение того, что каждый текст имеет свое особое звучание, тональность которого обусловлена многими факторами, в том числе и различиями в идеологической подоснове, например:

1 )The post cold war solitary American Superpower, say many Europeans, has to be held in check, lest it create an unacceptably americanised world. The mighty dollar needs to be balanced by the gallant young euro. The spread of American popular culture must be slowed, even if it is popular outsid eAmerica too. What many of these Europeans do not realise is that their grumblins are drowned by the growlings of frustrated Americans.

(The Economist, March, 1999)

3) CND supporters marched to Downing Street yesterday to hand in protest letters to the Prime Minister. Leading the marchers are general secretary of the Communist party of Britain and secretary of London CND. The protesters callled upon the Prime Minister to do all in his power to respond positively to the new mood for disarmamment in the world today.

(The Morning Star, April, 1985)

Анализ идеологического компонента текстов массовой информации тесно связан с такими важнейшими с точки зрения когнитивного подхода понятиями как информационная цепочка и идеологическая модальность. Рассмотренная ранее концепция информационной цепочки представляет сложный процесс медийной обработки информации в виде звеньев замкнутой цепи, что позволяет наглядно продемонстрировать как взаимосвязь и взаимодействие отдельных этапов движения информации, так и всепроникающее влияние идеологического фактора. Как уже отмечалось, различия в восприятии окружающей действительности наблюдаются уже на этапе отбора фактов. Особенно ярко это проявляется при сопоставлении медиа материалов, в которых освещаются военные и этнические конфликты, различные ситуации противостояния, а также события за рубежом.

Решающее значение в развертывании информационной цепочки имеет этап интерпретации событий. Понятие “интерпретация” является одним из ключевых для когнитивной науки и определяется как “когнитивный процесс и одновременно результат в установлении смысла речевых и/или неречевых действий”[125]. Существенным моментом в понимании интерпретации является то, что она представляет собой процесс и результат одновременно. Так, с точки зрения коммуникационной модели[126] интерпретация - это двусторонний процесс, в котором участвуют как отправитель, так и получатель сообщения; причем со стороны отправителя - это процесс создания и оформления смысла, а со стороны получателя - это процесс распознавания и “прочтения” смысла, результат же есть конкретное воплощение данного смысла в определенной форме. Таким образом, интерпретация предполагает некоторую степень свободы в толковании смысла, границы которой обусловлены как естественными законами семантического соответствия, так и идеологическими факторами. На это, в частности, указывает английский исследователь Джон Хейнз в книге «Стиль», рассматривая возможности интерпретации идеологически окрашенных слов, таких, как, например, «свобода» (freedom): «Существуют так называемые идеологически заряженные слова, которые нередко встречаются в контекстах различной политической направленности. Одно из таких слов – свобода. Когда Маргарет Тетчер говорит, что она хочет видеть Британию свободной, то мы понимаем, что она имеет в виду, основываясь на подобных политических контекстах, а также на высказываниях политических деятелей, занимающих сходную идеологическую позицию. Однако в контекстах иной идеологической направленности слово «свобода» может иметь иную интерпретацию». [127]

Мысль о том, что различия в идеологической позиции заметно влияют как на значение отдельных слов, так и на общий смысл высказывания, прекрасно проиллюстрирована в приводимой ниже карикатуре из английской газеты “The Daily Telegraph”, изображающей американского президента Билла Клинтона, раздумывающего над проблемой решения Косовского конфликта:

 


Как говорится в известной книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»: «мы сами определяем значение слов. Конечно, если у нас есть необходимая власть, для того, чтобы сделать это».

К важнейшим компонентам интерпретации относятся предмет интерпретации, коммуникативная интенция автора, оценка, а также культуроспецифичные и идеологические факторы, влияющие на интерпретационный результат. Существенным для понимания интерпретационных свойств медиа речи является также понятие “диапазон интерпретации”. Термин диапазон интерпретации вводится здесь для обозначения всего спектра различий - языковых, социо-культурных и идеологических, которые имеют место при освещении одного и того же события различными участниками информа­ционного процесса. Интерпретационные колебания могут наблюдаться, например, внутри одного издания или телеканала (мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов); внутри каналов и изданий, принадлежащих к одной финансово-административной группе, а также между изданиями явно различной идеологической направленности. Диапазон интерпретационных колебаний естественно увеличивается, когда речь идет об освещении одного и того же события российскими и зарубежными СМИ, так как к фактору идеологическому добавляется фактор культуроспеци­фичности.

На следующем этапе информационной цепочки в результате многократного повторения тех или иных медиа интерпретаций происходит создание устойчивых образов, которые могут содержать как позитивный, так и негативный оценочный компонент, например: жестокие террористы, страдающие беженцы, коррумпированные политики. Интенсивное насыщение информационного пространства определенными медиа образами способствует формированию стереотипов, что составляет следующий этап развертывания информационной цепочки. Термин стереотип обычно используется для обозначения устойчивого распространенного представления о предмете или явлении действительности, обладающего выраженной эмоционально-оценочной окраской, обусловленной социо-культур­ными факторами. Стереотипы оказывают влияние на систему ценностей и отношений, на идеологическую подоснову, что, в свою очередь неизбежно влияет на восприятие окружающей действительности, возвращая нас таким образом к первому звену информационной цепочки - отбору фактов.

Интерпретационные свойства медиа текстов служат основной для выделения категории идеологической модальности. Введение термина идеологическая модальность продиктовано необходимостью эксплицитно представить все идеологические компоненты, которые присутствуют в текстах массовой информации и выражены как собственно лингвистическими средствами, так и с помощью особых медиа технологий. Подобно палитре цветов и технике рисунка, которыми пользуется художник для изображения предметов действительности, и которые позволяют соотнести данное изображение с тем или иным направлением в живописи, идеологическая модальность придает тексту массовой информации определенную идеологическую окраску, соответствующую той или иной системе ценностей и социально-политических взглядов. Таким образом, категория идеологической модальности отражает мировоззренческий характер текста и позволяет выделить из широкого спектра оценочных отношений, характерных для концепции модальности вообще, те, которые строятся на основе определенных политических взглядов и идеологических ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.011 с.)