Наука в ее историческом развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в ее историческом развитии



Проблема начала науки

По вопросу генезиса науки нет единого и общепринятого мнения. Можно выделить четыре наиболее известных подхода:

1) Наука возникает в рамках традиционных древних цивилизаций (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и др.). Этой точки зрения придерживались О. Конт, Г. Спенсер и другие представители позитивизма 19 в. Основу данного подхода составляет отождествление науки с обыденно-практическим знанием.

2) Наука возникает в контексте античной культуры (Дж. Бернал, Б. Рассел и др.). В основе данного подхода находится утверждение о том, что в рамках античной культуры происходит становление принципов и стандартов теоретического мышления, лежащего в основе науки.

3) Наука формируется в 12-15 вв. в позднесредневековой Европе. В рамках данного подхода указывается на то, что в этот период происходит формирование такой формы познавательной деятельности, в которой соединились культура абстрактно-теоретического мышления и зачатки опытно-экспериментального исследования природы.

4) Наука возникает в результате интеллектуальной революции 16-17 вв. в Западной Европе в эпоху раннего Нового времени, итогом которой стало создание классической механики и начало институционализации науки. В этот период осуществляется кардинальный переворот в представлениях о целях и методах познания природы, формируется особый способ научного мышления, соединяющий в себе принципы математического описания явлений действительности и требования их экспериментальной проверки.

Решение проблемы начала науки должно быть связано с эталонным представлением о науке, которое можно использовать для оценки различных исторических форм знания. В качестве такого эталонного представления далее будет использована теоретическая модель, предложенная советским историком науки и философии И.Д. Рожанским. Она содержит в себе следующие базисные характеристики, присущие сформировавшейся науке:

1) наличие особого рода познавательной деятельности с целью получения нового знания (такая деятельность может возникнуть только в тех обществах, где существует разделение умственного и физического труда, специальная профессиональная подготовка людей, занятых в сфере интеллектуального производства);

2) направленность на выявление теоретической сущности исследуемых явлений и процессов, которая выступает в форме объективных закономерностей (в отличие от направленности на получения знания для решения чисто практических задач);

3) рациональность полученного знания, предполагающая опору знания на возможности человеческого интеллекта к обобщенному, опосредованному и сущностному отражению действительности в понятийной форме (при этом предполагается исключение из системы знания иррациональных представлений, основанных на религии, мифологии, магии и т.д.);

4) обоснованность научного знания при помощи ряда логико-методологических стандартов познавательной деятельности и системной организации ее результатов (доказательство, подтверждение, объяснение, интерпретация и т.д.).

Исходя из данного эталонного представления о науке, наиболее приемлемым является четвертый из указанных подходов, возводящий начало науки к интеллектуальной революции 16-17 вв. в Западной Европе. В соответствии с ним может быть предложена следующая периодизация истории науки:

1) этап пранауки, охватывающий период древних цивилизаций в различных регионах мира;

2) этап протонауки, охватывающий период античной и средневековой европейской цивилизации (до эпохи Возрождения включительно);

3) этап развития науки как особого вида познавательной деятельности и социального института, охватывающий период с 17 в. по настоящее время.

Если говорить о науке как о совокупности отдельных отраслей знания, то эта периодизация может быть скорректирована:

Так, математика как особый тип научного знания впервые возникает в эпоху античности. Естествознание формируется в эпоху раннего Нового времени в 17-18 вв. и впоследствии дифференцируется на отдельные дисциплины, изучающие природу согласно их предметным областям. Технические и социально-гуманитарные науки появляются в конце 18 – первой половине 19 вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.006 с.)