Нелинейные подходы к пониманию исторического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нелинейные подходы к пониманию исторического процесса



Истоки нелинейного понимания истории можно проследить еще в древних представлениях о «колесе истории», «вечном возвращении». Нелинейный подход проявился в концепции итальянского мыслителя 18 в. Дж. Вико, в соответствии с которой история человечества состоит из ряда повторяющихся циклов.

В 19-20 вв. выражением нелинейного понимания истории стал цивилизационно-региональный подход.

Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844). Спустя несколько лет французский писатель и историк Жозеф Гобино в своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855) выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает. Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократии.

Наиболее значительный вклад в становление цивилизационно-регионального подхода внесли российский социологи Николай Данилевский, немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби.

В рамках данного подхода под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей и культурных традиций, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ. Понятие цивилизации фиксирует разнообразие форм исторического процесса, уникальность исторических судеб стран и народов, неповторимость системы социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, мировоззрением. Таким образом, нет единой истории, а есть история отдельных цивилизаций.

В качестве примеров цивилизационно-локального подхода можно рассмотреть концепцию «морфологии культуры» О. Шпенглера и концепцию «локальных цивилизаций А. Тойнби.

 

Концепция «морфологии культуры» О. Шпенглера

О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» (1918) выделяет ряд «великих культур»: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, культуру майя, античную, византийско-арабскую, западную, русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская» и т. д.

Сравнительный анализ культур обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия во всех других. Появление («рождение») новых культур невозможно объяснить никакими объективными причинами и предпосылками. Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм, агрессивная экспансия вовне, урбанизация, радикальный революционизм и техницизм. не обусловлено никакими целями

 

Концепция «локальных цивилизаций» А. Тойнби

А. Тойнби (основной труд – «Постижение истории», 1934-1961) рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели. А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская.

Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и общественной среды. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия.

 

В рамках современной философии постмодернизма нелинейное понимание истории оформилось в концепции «постистории». Данная концепция акцентирует такие идеи, как множественность равноправных и самоценных форм общественной жизни, плюрализм и вариативность исторического процесса, роль социально-культурных альтернатив в истории и противоречивость в развитии общества.

Феномен глобализации

Развитие постиндустриального и информационного общества определило феномен глобализации. Под глобализацией понимается процесс постепенного преобразования разнородного мирового пространства в единую глобальную систему.

Глобализация как всемирный процесс имеет исторические, политические, социокультурные, технологические предпосылки. Исторически первым этапом формирования первичных предпосылок этого глобального процесса явилась эпоха Великих географических открытий (15-17 вв.). Она привела к формированию европейскими государствами колониальных систем. Тем самым были созданы условия для становления зачатков мировой системы торгово-экономических отношений.

Следующим этапом на пути формирования предпосылок глобализации стал период второй половины 19 – начала 20 вв., характеризовавшийся становлением монополистического капитализма в экономически развитых странах Западной Европы и Северной Америки. В рамках этого периода происходит процесс интернационализации капиталов, рынков товаров и услуг, завершается колониальный раздел мира между наиболее развитыми странами и начинается борьба за его передел.

После Первой мировой войны создаются политико-правовые предпосылки глобализации. В 1919 г. была создана международная надгосударственная организация – Лига наций, которая ставила своей целью регуляцию международных отношений во всемирном масштабе. Однако нарастание противоречий между крупнейшими мировыми державами, приведшее ко Второй мировой войне, обусловило крах Лиги наций. После Второй мировой войны в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций, объединившая практически все государства мира, ставящая своей целью поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. Также в период после Второй мировой войны был создан ряд других наднациональных международных организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация и др. Также были утверждены ряд международных правовых актов, которые одобрили большинство государств мира, такие как Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Можно выделить основные факторы глобализации в современном мире:

- создание и стремительное нарастание экономической мощи транснациональных корпораций (ТНК), сеть предприятий которых распространяется по всему миру;

- деятельность международных банков и ведущих финансовых организаций, обладающие возможностью совершать трансферы больших денежных масс из одной страны в другую;

- либерализация международной торговли;

- развитие информационных технологий, в особенности Интернета;

- интернационализация культуры, создание глобальной культуры;

- переход от империалистического раздела территорий между странами-лидерами к постимпериалистической стратегии формирования структурной зависимости экономически отсталых регионов от рынков капитала и технологий, коллективно контролируемых мировыми финансово-экономическими группами.

В социально-философской мысли сложилось несколько концепций в понимании процесса глобализации:

1) Концепция «мир-системы» (основоположник – американский социолог Иммануил Валлерстайн): На первый план выдвигаются социально-экономические факторы при анализе процесса глобализации. Главным понятием в данной концепции является «мир-экономика» – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в «мир-империи» – объединения, основанные не на экономическом, а на политическом единстве.

История рассматривается в данной концепции как развитие различных региональных мир-экономик и мир-империй, которые долгое время конкурировали друг с другом, пока, начиная с 16 в. не начал возвышаться европейская капиталистическая мир-экономика. К 19 в. она подавила все другие мир-экономики и мир-империи и превратилась, таким образом, в мир-систему – единое глобальное мировое пространство. Современная мир-система организована иерархически, в ней выделяются четыре уровня:

- ядро (наиболее развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, Австралия);

- полупериферия (страны Восточной Европы, ряд относительно развитых стран Латинской Америки, Азии и Африки);

- периферия (большая часть стран Азии, Африки и Латинской Америки);

- внешняя арена (наиболее бедные страны Центральной Африки, некоторые отсталые страны Азии и Латинской Америки).

Страны, образующие ядро мир-системы, играют роль ведущей силы в развитии мировой экономики, определяют специфику экономической деятельности во всем мире, что обуславливает зависимость и отсталость периферийных и частично полупериферийных стран.

2) Политико-институциональная концепция (основоположники – американские политологи Фрэнсис Фукуяма, Збигнев Бжезиньский): На первый план выдвигаются политико-идеологические факторы при анализе процесса глобализации. Глобализация рассматривается как специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием научно-технических достижений и механизмов свободного рынка. Свободная конкуренция и рынок должны будут автоматически обеспечить наиболее рациональное и эффективное распределение ресурсов и капиталов и привести к формированию глобального экономического, правового и политического пространства.

В основе данного процесса лежит перенос западной модели политического и экономического развития на весь мир. Так, Ф. Фукуяма в либеральном капитализме, как он представлен в США, видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса: лучше американской демократии, американского капитализма, американского образа жизни ничего на свете быть не может, и любыми средствами нужно способствовать его распространению на весь мир.

3) Социокультурная концепция (основоположник – немецкий социолог Никлас Луман): Глобализация рассматривается как комплекс мировых интеграционных процессов, происходящих в социокультурной, экономической, политической сферах. Особое внимание уделяется интенсификации коммуникации в мировом масштабе благодаря возможностям современных информационных технологий. В итоге процесс глобализации мирового сообщества выступает как процесс создания многокультурного сообщества, в котором взаимодействуют различные политические, этнические, религиозные и др. идентичности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.014 с.)