Анализ рентабельности деятельности организации (предприятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рентабельности деятельности организации (предприятия)



Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает Соотношение

эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек

производства и инвестиционных проектов;

2) Показатели, характеризующие рентабельность продаж,

3) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка: измене­ния структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид

Расчёт влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

 

 

 

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем, объёме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции на 2317 млн. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 3,67 %.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

 

2.7.6. Методика подсчета резервов увеличения прибыли,
повышения рентабельности

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продук­ции. Основными их источниками является увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более вы­годных рынках сбыта.

Рис. 2.7.2. Блок-схема подсчёта резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику (табл. 2.7.4.) необходимо выявленный ранее резерв роста объёма реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

 

Таблица 2.7.4. Резервы роста прибыли за счёт увеличения объёма реализации продукции

Вид продукции Резерв увеличения объёма реализации, ед. Фактическая сумма прибыли за 1 ед, тыс. руб. Резерв увеличения суммы прибыли, млн. руб.
А     135,8
В     205,8
С     311,4
D     217,0
Итого   - 870,0

Резервы увеличения прибыли за счёт снижения себестоимости товарной продукции услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с учётом резервов его роста (табл. 2.7.5.):

Таблица 2.7.5. Резервы увеличения суммы прибыли за счёт снижения себестоимости продукции

Вне продукции Резерв снижения себестоимости 1 ед. продукции, тыс. руб. Возможный объём реализации продукции, ед. Резерв увеличения суммы прибыли, млн. руб.
А     1008,8
В     661,2
С     322,4
D     346,6
Итого - - 2339,0

Существенным резервом роста при6аzли является улучшение качества товарной продук­ции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждом сорта (кондиции) ум­ножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное измене­ние средней цены умножается на возможный объём реализации продукции (табл. 2.7.6.)

 

Таблица 2.7.6. Резервы роста прибыли за счёт улучшения качества продукции по изделию D

Сорт продукции Отпускная цена за ед., тыс. руб. Удельный вес, % Изменение средней цены реализации, тыс. руб.
факт возможный +,-
Высший       +10 +80
I       -
II     - -10 -60
итого -     - +20

В связи с увеличением удельного веса продукции высшего сорта и сокращением удель­ного веса II сорта средняя цена реализации изделия D возрастёт на 20 тыс. руб., а сумма при­были за возможный объём реализации - на 533 млн. руб.:

= +20тыс. руб.* 26658 = 533 млн.руб.

В заключение необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл. 2.7.7.).

Таблица 2.7.7. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, млн. руб.

Источник резервов Виды продукции Всего
А В С D  
Увеличение объёма продаж 135,8 205,8 311,4 217,0  
Снижение себестоимости продукции 1008,8 661,2 322,4 346,6  
Повышение качества продукции 72,0 86,0 - 533,0  
Итого 1216,6 953,0 633,8 1096,6 r  

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции . для подсчёта резервов может быть использована следующая формула:

где - резерв роста рентабельности; - рентабельность возможная; – рентабельность фактическая; - фактическая с сумма прибыли, - резерв роста прибыли от реализации продукции; - возможный объём реализации продукции с учётам выявленных ре­зервов его роста; - возможный уровень себестоимости j - х видов продукции с учётом выявленных резервов снижения; - фактическая сумма затрат по реализованной продукции. Рёзерв повышения уровня рентабельности по изделию А:

Резерв повышения уровня рентабельности инвестированного капитала может быть под­считан по формуле

где БП - балансовая сумма прибыли; – резерв увеличения балансовой суммы прибыли; - фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала; - резерв сокращения суммы капитала за счёт ускорения его оборачиваемости; ДК - дополнительная
сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.

 

Контрольные вопросы

1. От чего зависит эффективность работы любого предприятия?_____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что влияет на величину прибыли?_____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие функции выполняет прибыль?___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите основные задачи финансовых результатов___________________

5. Назовите источники анализа__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сколько видов прибыли вы знаете?____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. С чего начинают анализ прибыли, и каковы этапы анализа?_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите резервы увеличения прибыли________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Почему необходимо планирование прибыли?___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие экономические факторы влияют на величину прибыли?__________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тесты для оценки знаний:

1. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это:

а) прибыль от реализации продукции;

б) прибыль до налогообложения;

в) прибыль от прочей реализации;

г) прибыль, полученная от других операций, не связанных с реализацией.

2. Фирма заботящаяся о своей репутации, заинтересована:

а) только в извлечении прибыли;

б) в интенсивной рекламе своей продукции;

в) в улучшении качества продукции и соблюдения прав потребителей;

г) в сокращении издержек.

3. Какие из перечисленных доходов не входят в состав доходов от

внереализационных операций.

а) доходы по ценным бумагам;

б) арендный доход;

в) доходы от реализации основных средств;

г) признанные должником штрафы за нарушение условий хозяйственных

договоров?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.024 с.)