Стратегия нововведений в рыночных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия нововведений в рыночных условиях



Управление нововведениями, инновационная деятельность, инновационные процессы и технологии — эти понятия сегодня имеют самые разнообразные и широкие толкования. Размытость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые научные достижения, новые технологии, новые фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки и проектные решения, порождаются смешиванием двух понятий: инновационное и новое.

Научно-технический прогресс в целом можно представить как совокупность двух процессов (рис. 1):

- процесс формирования научно-технических достижений;

- процесс использования полученных научно-технических достижений в целях развития общества.

           
 
 
   
 
   
Научно-технический прогресс

 

 

 


Рис.1. Научно-технический прогресс как процесс формирования и использования научно-технических достижений

К научным достижениям относятся полученные и проверенные знания: законы, явления, теории, изобретения, открытия, технологии (например, технологии обработки поверхности твердого тела, синтеза химических веществ, получения материалов и др.), компьютерные программы, ноу-хау (know-how), технические средства производства (станки, приборы, компьютеры и др.), учебные программы подготовки специалистов, включая электронные учебники, виртуальные лаборатории и др.

Процесс использования этих достижений для устойчивого развития общества предполагает управляемое и целенаправленное воздействие на общество и отдельных его членов путем формирования среды восприятия полученных достижений и создания системы мотивации для их использования. Именно этот процесс мы будем называть инновационным процессом. Он представляет собой совокупность нововведений (или инноваций), результатом которых являются новые товары или услуги, потребляемые обществом.

· Таким образом, с точки зрения потребителя продукт или услугу можно назвать инновационным (созданным в результате реализации нововведения) в том случае, если они:

· по-новому удовлетворяют традиционную потребность;

· способны удовлетворить принципиально новую потребность.

· Инновационными продуктами могут быть:

· «твердый продукт» (hardware) – продукт, физические или химические свойства которого используются непосредственно потребителями или приборами и оборудованием;

· «мягкий продукт» (software) – информация, объекты промышленной и интеллектуальной собственности (программное обеспечение, банки данных, товарные знаки и марки, know-how, изобретения, авторские права и т.п.);

· комбинированный продукт, сочетающий свойство «мягкого» и «твердого» продукта.

Для установления значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций большое значение имеет классификация инноваций по ряду основополагающих признаков.

 

По направленности результатов и по сфере приложений инновации можно разделить на следующие:

· инновации, которые будут использоваться как научный инструментарий; они предназначены для получения новых знаний, обоснования научных идей и новых технологий;

· продуктовые (новые продукты и товары, новые услуги и т.п.), предназначенные для удовлетворения тех или иных потребностей в новых товарах, новых услугах или потребностей новых потребителей;

· рыночные, открывающие новые сферы применения продукции, товара, позволяющие реализовать инновационные продукции и услуги на новых рынках;

· инновации-процессы (технологии, организация производства, управленческие процессы), предназначенные для удовлетворения потребностей в новых функционально ориентированных физико-химических и информационных процессах, процессах социальной и производственной организации предприятий, отраслей и регионов, а также в новых формах управления этими процессами.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть разделены на следующие:

· ориентированные на существующие потребности;

· ориентированные на формирование новых потребностей.

По причинам возникновения инновации могут быть разделены на следующие:

· реактивные, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами; они направлены на обеспечение выживания, сохранения и дальнейшего развития и процветания фирмы, предприятия или организации;

· стратегические, направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

По степени новизны инновации могут быть разделены на совокупности инноваций по однородности уровня новизны с целью оценки их значимости. С этих позиций следует выделить радикальные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам или процессам; инкрементальные, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов и процессов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется также по технологическим параметрам и с рыночных позиций. По технологическим параметрам материалы, полуфабрикаты, комплектующие и получаются продукты и товары с принципиально новыми функциями (продуктивные инновации – это преимущественно новые продукты); процессные, когда применяются новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства. По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяют инновации, новые для данного предприятия, группы предприятий, отрасли, страны и мира.

По функциональному назначению области применения различают следующие инновации:

· технические, которые предназначены для производства новой продукции, продукции с новыми или улучшенными свойствами; появляются они, как правило, в производственной сфере;

· технологические, которые предназначены для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в области физико-химических наук, автоматизации и компьютеризации; и возникают они, как правило, в производственной сфере при изыскании более улучшенных, совершенных способов изготовления продукции;

· организационно-управленческие, которые связаны с процессами управления и оптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения;

· информационные, которые решают задачи организации рациональных информационных потоков, оптимального управления этими потоками в различных областях научно-технической, инновационной, производственной деятельности, повышения оперативности получения информации, ее полной надежности и достоверности;

· социальные, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем населения.

Различные виды инноваций (согласно приведенной классификации) находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к практической реализации инноваций и осуществлению инновационной деятельности. Так, например, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для эффективной реализации организационно-управленческих инноваций, а последние, в свою очередь, оказывают влияние на содержание социальных инноваций.

Классификация инноваций по рассмотренным выше признакам позволяет:

· осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного поведения их реализации и практической инновационной деятельности, разрабатывать эффективную рыночную стратегию, направленную на реализацию нововведений;

· создавать экономические механизмы и организационные формы управления инновациями и инновационной деятельностью в зависимости от типа инноваций (организационно-экономического механизма инновационной стратегии);

· определять методы, способы и формы реализации и продвижения инновационного продукта и инновационных технологий в зависимости от различных типов инноваций;

· оптимизировать организационные формы инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, экономические отношения в инновационной сфере и управление активизацией инновационными процессами в отраслях и регионе.

По характеру изменений объекта (т.е. товаров или услуг) инновации можно разделить на модифицирующие (улучшающие), прорывные и интегрирующие инновации.

Модифицирующие инновации направлены на количественное изменение параметров объекта, т.е. потребительских свойств товаров или услуг

. Прорывные инновации нацелены на такое изменение потребительских свойств товаров, которое позволяет удовлетворить потребности потребителя на ином качественном уровне и приводит к появлению на рынке принципиально новых товаров или услуг.

Существует вид инноваций, которые обеспечивают изменение качественных или количественных потребительских характеристик объекта за счет системной интеграции ряда прикладных научно-технических достижений. Такие инновации принято называть интегрирующими инновациями.

В рыночных условиях самой мощной мотивацией для развития нововведений и вывода на рынок инновационных товаров или услуг является прибыль, получаемая от их продажи

Таким образом, в современном обществе рынок является одной из основных движущих сил нововведений. Можно выделить отдельный сегмент рынка – рынок нововведений, как совокупность экономических отношений, регулирующих инновационный процесс.

Вопросы политики, идеологии, религии, экологии, безопасности и т.п. всегда оказывали, оказывают, и будут оказывать сильнейшее влияние на систему мотивации нововведений, а значит, и на рынок нововведений.

 

Учет всех важнейших факторов, определяющих направление развития общества, включая «нерыночные воздействия», позволяет получить существенные преимущества в борьбе на рынке нововведений. Фактор времени прямо влияет на экономические показатели реализуемого нововведения (рис. 2). Поэтому одним из критериев эффективности инновационной технологии должна служить длительность стадии подготовки инновации к выходу на рынок нового продукта или услуги.

 

 

 


Рис.2. Рост прибыли за счет опережения выхода инновации на рынок

 

Необходимо анализировать не отдельные проявления, взаимосвязей явлений, а необходимый срез общества в целом, рассматривая его как единую систему. Инструментом такого анализа может служить технология системного анализа COMOD (Conceptual Modelling Paradigm) [16].

Основной целью применения технологии COMOD для анализа будущего рынка инноваций является выявление системы устойчивых связей между параметрами, характеризующими рынок инноваций, и степени их влияния на поведение рынка.

·

Контрольные вопросы по главе:

· Назовите основные признаки инновационного продукта

· К какому типу инноваций вы бы отнесли выпуск новой модели автомобиля?

· Что является основными движущими силами нововведений?

· Почему фактор времени так важен для решения задачи управления нововведениями?

· Как связаны между собой научная и инновационная деятельность?

· Перечислите основные функции руководителя проекта, реализуемого по технологии «от проблемы заказчика». В чем состоит принципиальное отличие его системы мотивации от системы мотивации руководителя проекта, внедряющего научно-техническое достижение?

· При каких условиях научно-техническую работу можно отнести к инновационной деятельности?

· Поясните разницу понятий «новое» и «нововведение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.023 с.)