Тема 1. Основные технологии нововведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основные технологии нововведений



Тема 1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВОВВЕДЕНИЙ

Основные виды технологий нововведений

Упрощенная модель научно-технического прогресса (НТП), представленная на рис.1, позволяет проанализировать вопрос, вызывающий в научной литературе достаточно много различных толкований: как соотносятся научно-технические достижения и нововведения? Что в данном случае является побудительным мотивом (толчком), а что следствием? Для ответа на эти вопросы проанализируем два достаточно типичных варианта появления инновации.

 

 

Существует два различных подхода к реализации нововведений: технологии «от научно-технических достижений» и технологии «от проблемы заказчика» (рис. 3).

 

 

       
   
 

 


 

       
   
«От проблемы Заказчика»(консалтинг, инновационный инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов)  
 
«От научно-технических достижений» (внедрение, трансфер технологий)
 

 

 


Рис.3. Основные виды технологий нововведений

Завершая рассмотрение основных методов реализации нововведений, обратим внимание на двунаправленность процессов инновационной деятельности. Процесс инновационной деятельности протекает в непрерывном встречном взаимодействии возможностей науки и техники (научных достижений) и потребностей развиваемого производства (рис. 4).

 

Рис. 4. Взаимодействие науки и производства

Таким образом, инновационная деятельность – это деятельность, направленная на интеграцию научно-технического прогресса в научно-технологической сфере с прогрессом в производственной сфере в целях развития общества.

 

 

Контрольные вопросы по главе:

  • В чем, по-вашему, состоит коренное отличие системы управления техническим объектом от системы управления инновационной деятельностью?
  • Перечислите ключевые вопросы инновационной деятельности и прокомментируйте их применительно к какому-либо известному вам инновационному проекту.

Тема 2. ТЕХНОЛОГИИ НОВОВВЕДЕНИЙ «ОТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ»

Рис. 26. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ


Перечень критических технологий Российской Федерации

(Пр-578 от 30 марта 2002 г.)

· Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений

· Безопасность атомной энергетики

· Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логические системы

· Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов

· Биологические средства защиты растений и животных

· Быстрое возведение и трансформация жилья

· Высокопроизводительные вычислительные системы

· Генодиагностика и генотерапия

· Добыча и переработка угля

· Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, CAE- технологии)

· Информационно-телекоммуникационные системы

· Искусственный интеллект

· Каталитические системы и технологии

· Керамические и стекломатериалы

· Компьютерное моделирование

· Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии

· Материалы для микро- и наноэлектроники

· Мембранные технологии

· Материалы и сплавы со специальными свойствами

· Мехатронные технологии

· Микросистемная техника

· Мониторинг окружающей среды

· Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования

· Обезвреживание техногенных средств

 

Рис. 27. Перечень критических технологий Российской Федерации

· Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом

· Опто-,радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь

· Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного сырья

· Переработка и воспроизводство лесных ресурсов

· Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа

· Полимеры и композиты

· Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля

· Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов

· Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов

· Производство и переработка сельскохозяйственного сырья

· Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе

· Распознавание образов и анализ изображений

· Синтез лекарственных средств и пищевых добавок

· Синтетические сверхтвердые материалы

· Системы жизнеобеспечения и защиты человека

· Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф

· Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия

· Технологии биоинженерии

· Технологии высокоточной навигации и управления движением

· Технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности

· Технологии иммунокоррекции

· Технологии на основе сверхпроводимости

· Технологические совмещаемые модули для металлургических минипроизводств

· Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана

· Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт

· Элементарная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров

· Энергосбережение

· Базовые и критические военные и специальные технологии

 

Рис. 27. Перечень критических технологий Российской Федерации (окончание)

Инновационная деятельность должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применением на развиваемом (создаваемом) предприятии.

Следовательно,специалист в области инновационной деятельности – это всегда ученый, который сочетает в себе знания специалиста в некоторой предметной области со знаниями в области инноватики – науки об управлении инновациями.

Весь опыт проведения инновационных проектов убедительно свидетельствует, что успех дела в решающей степени зависит от менеджера. Особенно ярко роль менеджеров проявляется при становлении предприятий малого бизнеса, при реализации международных инновационных проектов и при выполнении проектов по инновационному комплексному развитию производств и территорий.

Диапазон обязанностей руководителя проекта как системного интегратора отличается широтой (рис. 28).


Рис. 28. Функции управления инновационным проектом

 

Руководитель должен согласовывать, примирять, удовлетворять противоречивые интересы сред (технической, финансовой, социальной и даже политической), на пересечении которых реализуются все этапы жизненного цикла инновационного проекта.

Реализация стратегии инновационного развития требует формирования отрядов отечественных менеджеров инноватики двух типов.

Менеджер-руководитель инновационного проекта формируется как творческая личность и ученый-организатор, способный организовать заказ на перспективный проект производства конкурентоспособных товаров или услуг, подобрать коллектив исполнителей и реализовать проект со сдачей объектов "под ключ". Он отвечает за конечный результат, включая организацию производства и обучение персонала.

Руководитель инфраструктурного подразделения инноватики формируется как ученый-организатор и специалист-системотехник, способный создавать и развивать наукоемкие инновационно-инвестиционные инструментальные средства и подразделения на базе компьютеризированного информационного, финансового и организационного сопровождения, обеспечивающие эффективную работу руководителей инновационных проектов.

В обоих случаях менеджер инноватики – это ученый-организатор, понимающий, что успех его бизнеса прямо зависит от успехов науки.

Контрольные вопросы по главе:

  • Какими знаниями должен обладать специалист по управлению нововведениями?
  • Цифровой фотоаппарат – это научно-техническое достижение или инновационный продукт?
  • Как взаимодействуют между собой научно-технические достижения и рынок нововведений?
  • Сформулируйте основные черты стратегии в области инноваций для предприятия, основные виды деятельности которого сосредоточены в научно-технической сфере.

 

Тема 4. ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема заказчика»

Само название данной группы инновационных технологий предполагает, что побудительным мотивом, своего рода толчком к началу инновационного проекта служит появление заказчика, у которого имеется какая-то проблема, требующая своего решения. Следует заметить, что немаловажным фактором является платежеспособность заказчика (проблемы есть у всех, но далеко не все готовы платить за их решение).

Если заказчик встречает специалиста в области нововведений, который может проанализировать проблему, провести ее декомпозицию и представить в виде совокупности задач, требуемых решения, а затем предложить набор организационно-технических мероприятий для решения этих задач – значит, мы имеем дело с применением одной из технологий нововведений «от проблемы заказчика».

5.2. Логическая схема и логическая таблица проекта

Вне зависимости от того, какая инновационная технология будет использована в рамках проекта, будет ли это технология инновационного инжиниринга, консалтинга или реинжиниринга бизнес-процессов, во всех случаях ключевым моментом является системный анализ проблемы заказчика, результаты которого оформляются в виде логической таблицы проекта.

Рекомендуемая последовательность проектного анализа при разработке логической таблицы приведена на рис 41.

Нисходящие стрелки здесь показывают логическую последовательность формулирования частей проекта, восходящие – последовательность его осуществления.

 

 
 

 


 

 

Рис. 41. Логическая схема проекта

Результаты анализа проекта в соответствии с приведенной схемой оформляются в виде логической таблицы проекта (Табл. 1), которая служит основой для экспертной оценки эффективности проекта.

 

Таблица 1. Логическая таблица проекта

Компоненты проекта (части проекта) Объективные свидетельства (показатели, обоснования) Внешние условия (предпосылки, факторы, допущения)
Постановка проблемы: 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? Какие источники информации, помимо самого заявителя, свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?  
Цель: 1. Какова цель, на движение к которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию? 1. Каковы средства проверки движения к цели? 2. Каким образом проверяющие организации (лица) смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?  
Задачи. Ожидаемые результаты: 1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, то есть, если проект будет завершен, то какого конкретного улучшения или изменения следует ожидать 2. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? 3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? 1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу? 2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать ход выполнения работ? 1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: - выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; - достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта): Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям про-екта для получения указанных в проекте результатов? Почему выбраны именно эти методы? - применение указан-ных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидае-мых результатов
Ресурсы: 1. Какие ресурсы – кадры, товары, услуги – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? 2. Из каких источников поступают эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.) 1. На основании чего планируются уровень зарплаты, стоимость оборудования, уровень расходов на транспорт и другие услуги? 2. Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? - выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов). 2. Каковы возможные препятствия в каждом из этих «переходов»?

 

В некоторых случаях логическая таблица проекта рассматривается как основной объект для оценки предложений по реализации проекта. Основная идея метода оценки проекта на основе логической таблицы состоит в том, что наиболее эффективным (т.е. заслуживающим финансовой поддержки) признается проект, в логической таблице которого наиболее четко представлена решаемая проблема, соответствующая приоритетам,выделенным заказчиком, а также обоснованы цель проекта и пути достижения этой цели.

 

Таким образом, логическая таблица проекта, претендующего на бюджетное финансирование, может служить неким аналогом финансового раздела бизнес-плана проекта, претендующего на получение финансирования из коммерческих источников.

Контрольные вопросы по главе:

Каково основное назначение логической таблицы проекта?

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (benchmarking) – метод управления развитием предприятия, основанный на непрерывном процессе измерения основных параметров, характеризующих предприятие, и оценки их по отношению к основным конкурентам или компаниям – признанным лидерам в данной предметной области. Задача состоит в поддержании основных параметров на уровне, который соответствует данному параметру у компании-образца. Технологию бенчмаркинга можно сравнить со спортивным методом «гонка за лидером», которая позволяет велосипедистам существенно сократить затраты сил в гонке за счет использования воздушного коридора, формируемого лидером гонки при движении.

Первый этап реализации технологии бенчмаркинга состоит в выборе компании-образца. Эта компания должна удовлетворять следующим основным условиям:

· иметь устойчиво хорошую репутацию на рынке;

· полностью удовлетворять потребности клиентов;

· производить товары или услуги наивысшего качества в своей нише рынка;

· быть признанным и узнаваемым лидером в своей предметной области.

Вторым этапом является выбор совокупности параметров, по которым будет производиться сопоставление с компанией-образцом. Эти параметры должны удовлетворять следующим условиям:

· быть определяющими (существенно влиять на конкурентоспособность развиваемого предприятия);

· быть наблюдаемыми (должна существовать возможность получения актуальной информации о значении выбранных параметров у компании-образца);

· быть измеряемыми (должна существовать возможность получения достоверной и объективной информации о численных значениях параметров).

При выборе параметров следует учитывать, что в условиях конкуренции компании весьма неохотно идут на открытое распространение информации, характеризующей источники эффективности, справедливо считая ее своей коммерческой тайной. Поэтому технологию бенчмаркинга имеет смыл применять для развития тех сторон деятельности предприятия, которые являются наиболее открытыми, т.е. ориентированными на работу с внешним окружением предприятия (клиенты, партнеры, средства массовой информации, государство и т.п.).

Источниками информации о компаниях-образцах могут служить:

· открытые отчетные данные о финансовом положении компании;

· рекламные материалы компании-образца, публикуемые в Интернете, специализированных печатных изданиях, распространяемые на выставках и презентациях новых разработок;

· научно-технические публикации компании-образца;

· информационно-аналитические публикации специализированных компаний.

Следует отметить, что в рыночных условиях любое нормально работающее предприятие использует в своей деятельности элементы технологии бенчмаркинга, даже если эти элементы не отождествляются с данной технологией. Действительно, при отслеживании поведения конкурентов (а это обязательная функция предприятия при работе в рыночных условиях) предприятие осознано или неосознанно выбирает основные параметры, характеризующие товары или услуги конкурента, сопоставляет их с параметрами собственной продукции, при необходимости разрабатывает план мероприятий по совершенствованию своей продукции и реализует его. Укрупненно этот процесс сравнения и оценки может быть представлен последовательностью следующих стадий и этапов (рис. 50).

 

Контрольные вопросы по главе:

  • Каким требованиям должна удовлетворять компания-образец для применения технологии бенчмаркинга?
  • Каковы достоинства и недостатки технологии бенчмаркинга с точки зрения развивающейся компании?
  • Каковы основные трудности на пути реализации технологии бенчмаркинга?
  • Перечислите основные этапы технологии бенчмаркинга.

 

 

Рис. 50. Процесс сравнения и оценки параметров по отношению к мировым лидерам и конкурентам (бенчмаркинг)

 

Модели консалтинга

Процесс управления инновациями укрупненно можно представить в виде совокупности следующих основных стадий:

  • стадия подготовки инновационного проекта;
  • стадия реализации инновационного проекта;
  • стадия мониторинга и утилизации.

Консалтинг – это один из видов бизнес-услуг, используемых на стадии подготовки к реализации инновации. Характерной особенностью данного вида услуги является привлечение к процессу управления инновациями профессионально подготовленных специалистов (консультантов), в сферу ответственности которых в общем случае входят следующие вопросы:

· анализ проблемы клиента;

· разработка рекомендаций по решению проблемы;

· участие в реализации выработанных рекомендаций на предприятии клиента.

Следует отметить, что в общем случае консультант не несет ответственности за то, насколько эффективно клиент реализует на практике выработанные рекомендации, поэтому вопросы грамотного выбора консультанта и максимально эффективного использования его профессионального опыта и знаний (консультаций) представляют собой достаточно сложную задачу, которая должна решаться на основе соответствующей технологии.

Различают три основных модели консалтинга [1]:

· экспертный консалтинг (ответ на вопрос «Что делать?»);

· проектный консалтинг (ответ на вопрос «Как решить проблему?»);

· процессный консалтинг (ответ на вопрос «Как повысить эффективность процессов деятельности организации?»).

Выбор той или иной модели консалтинга должен производиться с учетом особенностей задачи, требуемой решения, степени открытости организации клиента и профессиональных качеств консультанта.

 


Таблица 2. Функции клиента и консультанта при различных моделях консалтинга

Модель   Этапы Экспертный консалтинг Проектный консалтинг Процессный консалтинг
Клиент Консультант Клиент Консультант Команда (консультант и клиент)
Анализ проблемы клиента Исчерпывающая формулировка проблемы Осознание точки зрения клиента, помощь ему в детализации проблемы Формулировка проб-лемы в общем виде, осознание точки зрения консультанта по формулировке проблемы Детальная формулировка проблемы, разъяснение ее клиенту Исчерпывающая формулировка проблемы, сбор и обработка необходимых данных
Разработка рекомендаций по решению проблемы клиента Осознание рекомендаций консультанта, разработка детальных программ и планов-графиков для решения проблемы Выработка рекомендаций (плана мероприятий) по решению проблемы Осознание (принятие) плана консультанта, ресурсное обеспечение разработанной системы мероприятий. Выработка дета-льного плана ре-шения проблемы (цели, задачи, методы, ресурсы) Выработка детального плана решения проблемы (цели, задачи, методы, ресурсы), обучение персонала новым методам работы
Реализация выработанных рекомендаций на предприятии клиента Принятие управленческих решений, организация внедрения рекомендаций консультантов     ­ ___ Принятие соответствующих управленческих решений, организация внедрения рекоменда-ций консультантов Мониторинг результатов, опре-деление перспек-тив дальнейшего сотрудничества с клиентом Совместное принятие необ-ходимых управленческих ре-ений, реализация плана ме-ориятий по решению проб-емы, Мониторинг, определение перспектив дальнейшего сотрудничества

 


Наиболее эффективным является консалтинг, основанный на принципах тесного сотрудничества клиента и консультанта на всех этапах жизненного цикла консультационного проекта.

Этот процесс содержит три основных этапа: системный анализ проблемы клиента; разработка плана решения проблемы клиента; реализация мероприятий по решению проблемы клиента.

Взаимоотношения клиента и консультанта в ходе консалтинга строятся на основе консультационного контракта. С этой точки зрения процесс консалтинга можно представить в виде следующих стадий: подготовительная стадия; контрактная стадия; завершающая стадия (таблица 3).

 

Таблица 3. Процессный консалтинг

Стадии и этапы процессного консультирования Процедуры
  Системный анализ проблемы     Подготовительная стадия Осознание клиентом наличия проблемы и ее предварительный анализ
Принятие решения о приглашении консультанта для решения проблемы
Поиск и выбор консультанта
Переговоры и формулировка задания консультанту
Разработка консультационного предложения и его анализ клиентом
Заключение контракта на консалтинговые услуги
Контрактная стадия Формирование единой команды и разработка совместного плана действий
Сбор данных, выявление существенных фактов
Анализ данных, выявление существенных связей между наблюдаемыми событиями
Планирование действий по решению проблемы Разработка альтернативных путей решения проблемы
Анализ альтернатив и выбор варианта решения
Разработка плана решения проблемы
Реализация мероприятий по решения проблемы Принятие управленческих решений
Обучение персонала клиента
Мониторинг хода реализации решений
Корректировка плана решения проблемы по результатам мониторинга
Завершающая стадия Оценка результатов и расчет по обязательствам
Формирование планов будущего сотрудничества
Прекращение контракта, уход консультанта

 

Таким образом, процессный консалтинг представляет собой последовательность логически связанных процедур, направленных на решение проблем организации клиента и выполняемых совместными усилиями представителями клиента и консультанта.

Реализация модели процессного консалтинга на основе использования рекомендаций профессиональных консультантов может стать весьма эффективным средством решения проблем клиента.

Контрольные вопросы по главе:

· Перечислите основные стадии консалтинга и содержание на работ на этих стадиях.

· Перечислите основные «правила клиента» при работе с консультантами.

· Каковы основные функции консультанта при экспертном консалтинге? Где кончается его зона ответственности?

· Перечислите основные критерии выбора консультанта.

· Чем отличается проектный консалтинг от экспертного?

· Что является наиболее распространенными причинами неудовлетворенности заказчика результатами консультационного контракта?

 

 

Управление качеством

Международная организация по стандартизации ИСО определила понятие качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в первую очередь речь идет об удовлетворении потребностей потребителей (покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его потребностям по благоприятной цене и в установленный срок.

В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" потребителя через качество, но с выгодными затратами, которые принесут ему наибольшую прибыль или другую выгоду, которую он сможет использовать в будущем. Например, завоевать на рынке новых и постоянных клиентов.

Для получения заданного уровня качества продукции необходимо обеспечить системное сочетание следующих основных методов.

Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

Обеспечение качества - совокупность планируемых и систематически осуществляемых мероприятий, направленных на создание достаточной уверенности в том, что объект будет удовлетворять требования к качеству.

Управление качеством - методы и виды целенаправленного воздействия на объект управления для выполнения требований к качеству.

В соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000 система качества должна:

  • обеспечивать управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции;
  • обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;
  • устанавливать ответственность руководства;
  • обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат;
  • обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
  • обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю (т.е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения);
  • устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
  • устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

Таким образом, для обеспечения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям должна быть создана и документально оформлена система качества. Это, в частности, означает:

· применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т.е. актуализироваться;

· установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям.

· должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций.

Одним из основных положений стандарта, касающихся системы качества является следующее: система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

 

Контрольные вопросы по главе:

· Перечислите основные этапы развития подходов к проблеме качества.

· Какую роль играет сертификация в проблеме управления качеством?

· Перечислите основные черты системы качества предприятия согласно требованиям стандартов ISO серии 9000.

· Можно ли утверждать, что наивысшее качество производимой продукции является стратегической целью любого предприятия?

· Зачем с финансовой точки зрения необходимы затраты на создание системы качества предприятия?


Инновационный инжиниринг

Инновационный инжиниринг – это комплексная технология реализации инноваций, охватывающая все этапы инновационного цикла: маркетинг; предпроектное обследование; аванпроектирование; технико-экномическое и экологическое обоснование и бизнес-проектирование; эскизное, техническое и рабочее проектирование; технологическую подготовку производства; изготовление и комплектную поставку оборудования, технологий и программного продукта для созданной системы; подготовку кадров и кадровое сопровождение; пусконаладочные работы созданной системы; сдачу системы «под ключ» заказчику; авторское сопровождение и сервисное обслуживание системы у заказчика.

Инновационный инжиниринг – это технология решения научно-технических проблем заказчика, основанная на широком использовании интегрирующих инноваций путем организации совместной целенаправленной работы групп специалистов различных научных школ. Эта технология в наибольшей степени реализует принцип максимального удовлетворения потребностей заказчика за счет использования самых передовых научно-технических достижения. В отличие от технологий «от научно-технических достижений» инновационный инжиниринг не ограничивается «своими» научно-техническими достижениями, а привлекает для решения проблемы исполнителя «чужие» научно-технические достижения научных школ всего мира.

Основные принципы инновационного инжиниринга следующие.

1. Профессионализм, базирующийся на следующих положениях:

· добросовестное и качественное обслуживание заказчика, являющегося для руководителя инновационного проекта центральной фигурой;

· объективное и заинтересованное отношение к «чужим» знаниям, наукоемким технологиям, оборудованию и системам. (Эти два положения дополняют друг друга, обеспечивая наилучшее удовлетворение потребностей заказчика за счет оптимального выбора и системной интеграции уже проверенных решений, технологий, оборудования и систем.

2. Заинтересованность исполнителей, базирующаяся на ориентации исполнителей всех этапов инновационного цикла на конечный результат: ответственная сдача объекта инновации «под ключ» и участие в реализации товаров и услуг созданного объекта. Такая заинтересованная ориентация на конечный результат позволяет использовать инновационный инжиниринг как основу для построения замкнутых (с обратной связью по конечному результату) систем управления инновациями.

3. Организация работы на основе социо-технического подхода, когда главным является постоянный творческий труд людей, определяющих поведение системы в целом. Главное движущее и доверительное начало в инновационном инжиниринге принадлежит руководителям проектов (учеными-организаторами) с именем. Именно им полностью доверяется весь инновационно-инвестиционный процесс по конкретным проектам, они распоряжаются (без промедлений и задержек) инвестициями, они же отвечают за конечный результат, успешность которого определяет благосостояние руководителей и их команд.

Основные этапы технологии инновационного инжиниринга приведены на рис. 54.

 

 


Рис. 54. Основные этапы инновационного инжиниринга

Алгоритм работы предприятия по технологии инновационного инжиниринга приведен на рис. 55.


Контрольные вопросы по главе:

· Перечислите основные этапы инновационного инжиниринга.

· Что такое социо-технический подход?

· В чем состоят отличия инновационного инжиниринга от консалтинга?

Основные понятия и этапы реинжиниринга бизнес-процессов

Под бизнес-процессами понимаются логически взаимосвязанные серии действий подразделений предприятия, которые используют материальные, финансовые, информационные и другие виды ресурсов предприятия для создания в настоящее время или получения в измеримо предсказуемом будущем продукта или услуги, удовлетворяющих потребности заказчика.

Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) – это технология фундаментального переосмысления и радикальной реконструкции всех процессов деятельности предприятия с целью достижения радикальных улучшений показателей эффективности. Следует подчеркнуть, что речь идет не о каких-либо частных усовершенствованиях отдельных бизнес-процессов, а о кардинальном повышении их эффективности. Таким образом, реинжиниринг бизнес процессов – это один из методов управления изменениями в организации.

Для того, чтобы управлять изменениями какого-либо объекта, необходимо выполнить следующую последовательность действий (рис. 80).

 
 

 

 


Рис. 80. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов

 

Соответственно, основным содержанием работ по реинжинирингу бизнес-процессов предприятия является:

· построение модели бизнес-процесса с целью получения его объективного описания;

· анализ модели с позиций эффективности использования ресурсов с целью выявления основных источников затрат по видам ресурсов;

· построение альтернативной модели бизнес-процесса с целью поиска путей повышения эффективности бизнес-процесса;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.128 с.)