Принципы российского федерализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы российского федерализма



Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основопола­гающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном дого­воре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4. Национально-территориальный принцип образования форм го­сударственности в сочетании с территориальным принципом образо­вания субъектов федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации.

Рассмотрим содержание этих принципов.

1. Добровольность объединения наций и народностей в фе­деративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присое­динения завоеванных народов, однако большинство наций и народ­ностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе. В частности, на такой основе вошли в Российское государство:

Башкирия, Калмыкия, Украина, Молдавия, Грузия, Восточная Арме­ния, Азербайджан, Казахстан и другие земли. Содержание договоров их вхождения в состав «единой и неделимой» России, являвшейся унитарным государством, свидетельствует о наличии элементов фе­дерализма в ее государственном устройстве.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 г., а также Преамбулы документов, составляющих федератив­ный договор, подписанных представителями субъектов федерации. Так, в Преамбуле Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено: «Мы, полномоч­ные представители федеральных органов государственной власти Рос­сийской Федерации и органов власти суверенных республик в соста­ве Российской Федерации..., стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления..., договорились о нижеследующем...». Аналогичные положения содержатся и в других документах, составляющих Федеративный договор.

О добровольном характере объединения наций и народностей в Российскую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 г. была принята путем всенародного голосования во всех субъектax федерации.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого прин­ципа состоит в признании суверенного права всех наций и народно­стей на свободное самоопределение политической формы суще­ствования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов».

В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

Суверенность и равноправие наций как принцип федеративного устройства Российской Федерации закрепляется также в Преамбулах документов, составляющих Федеративный договор, где подчерки­вается, что, заключая его, представители субъектов федерации реа­лизуют «приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также прав народов на самоопределение».

Равноправие наций проявляется также в конституционном за­креплении положения о том, что «во взаимоотношениях с федераль­ными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п. 4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все однопорядковые субъекты имеют равный статус в федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федера­тивной территории и территории субъектов; федеративного граж­данства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д. Вместе с тем, Российская Федерация имеет своими субъектами не только государ­ства, но и автономные образования, а также административно-терри­ториальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Россий­ской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России обусловил исто­рически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия — это форма национальной государственности, вопло­щающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рам­ках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федера­тивного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.) и национально-терри­ториальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-госу­дарственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеоб­разием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. Российская Федерация строилась только по национально-тер­риториальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства — автономные республики и нацио­нально-государственные образования — автономные области и ав­тономные (до 1977 г. — национальные) округа.

В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен До­говорю разграничении предметов ведения и полномочий между фе­деральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга Российской Федерации. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-тер­риториальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принци­пом формирования субъектного состава федерации. В этой связи характер взаимоотношений между федерацией и субъектами значи­тельно усложнился, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей — субъектов феде­рации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

5. Государственная целостность Российской Федерации. Данный принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и закреплен в п. 3 ст. 5 Конституции РФ, которая устанавливает, что «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...».

Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и другие нормы, гарантирующие единство и целостность России.

Статья 15 Конституции РФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, а также обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объеди­нений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федера­ции включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целостности обеспечивается и установлением русской языка в качестве государственного на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конституции РФ).

На обеспечение государственной целостности Российской Феде­рации направлены положения Конституции о том, что на ее террито­рии не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы — рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения Российской Федерации. В отличие от ранее действовавших конституций, Конституция РФ 1993 г. устанавливает исчерпывающий перечень полномочий федерации.

В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий феде­рации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей террито­рии России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации.

7. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип выте­кает из более общего принципа национально-государственного уст­ройства Российской Федерации — суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

В Конституции имеется ряд положений, дополнительно обеспечи­вающих принцип равноправия субъектов федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п. 2 Конституции РФ); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изме­нения статуса; право на пользование родным языком; распростране­ние ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей предмет совместного ведения федерации и субъектов на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предме­там совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76 Конституции РФ); равное представительство в Совете Федерации (ст. 95 Конституции РФ); право законодательной инициативы для каждого субъекта федерации (ст. 104 Конституции РФ) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.01 с.)