Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Teopetu4eckue основы психологической рвбош с ОЕтьти
ли обращаются за помощью только в том случае, когда у ребенка появляются уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь показать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недооценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в целом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения своего Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокиро-ванности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске. Чтобы сохранить логику изложения, продолжим рассмотрение нарушений психологического здоровья детей подросткового возраста. Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики. Основная цель этого — унижение другого человека, и негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность, которая позволяет ему в момент ее проявления почувствовать собственную силу и значимость, поддержать чувство собственного дос-
ГлаВа 4. «Рвкторы риски и типология нпрышЕнип психологического зпоровья оетеп тоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.
Итак, мы рассмотрели основные варианты нарушения психологического здоровья детей, для полноты картины расширив нашу схему включением подростков. Еще раз подчеркнем, что у ребенка может присутствовать несколько нарушений, что затрудняет их различение. Рассмотрели мы также и факторы риска нарушений психологического здоровья. Попробуем, однако, пофантазировать. А что, если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Опасаемся, что довольно скучную, малоинтересную и к тому же абсолютно нежизнеспособную. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Слаба 5. Формы и содержание групповой психологической пошнржки дошкольников
Глава 5 Формы и содержание групповой Психологической поддержки Дошкольников Понятно, что для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально-экономических условиях индивидуальная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слишком большое количество детей приходится на одного психолога. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Перейдем к определению основных задач групповой психологической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.
Анализ опубликованных данных и наши исследования позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при достаточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять и вступить в ди- алог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, умение по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии. Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.005 с.) |