Часть I. Teopetu4eckue основы психологической рвбош с ОЕтьти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Teopetu4eckue основы психологической рвбош с ОЕтьти



ли обращаются за помощью только в том случае, когда у ре­бенка появляются уже те или иные невротические или психо­соматические проявления или ухудшается успеваемость в шко­ле. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь по­казать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недо­оценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в це­лом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения сво­его Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокиро-ванности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными те­лесные изменения: скованность движений, монотонность голо­са, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Чтобы сохранить логику изложения, продолжим рассмот­рение нарушений психологического здоровья детей подрост­кового возраста.

Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стре­мится компенсировать это чувство через проявление агрессии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстни­ки и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненорма­тивной лексики. Основная цель этого — унижение другого че­ловека, и негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность, которая по­зволяет ему в момент ее проявления почувствовать собствен­ную силу и значимость, поддержать чувство собственного дос-


 

 

ГлаВа 4. «Рвкторы риски и типология нпрышЕнип психологического зпоровья оетеп

тоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрес­сивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте при­нимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Итак, мы рассмотрели основные варианты нарушения пси­хологического здоровья детей, для полноты картины расши­рив нашу схему включением подростков. Еще раз подчеркнем, что у ребенка может присутствовать несколько нарушений, что затрудняет их различение.

Рассмотрели мы также и факторы риска нарушений пси­хологического здоровья. Попробуем, однако, пофантазиро­вать. А что, если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоро­вым? Какую личность мы получим в случае полного отсут­ствия внешних стрессогенных факторов? Опасаемся, что до­вольно скучную, малоинтересную и к тому же абсолютно не­жизнеспособную.

В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внут­ренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы мо­гут модифицировать внешние воздействия. И еще раз под­черкнем, что для психологически здоровой личности необхо­дим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.


 


Слаба 5. Формы и содержание групповой психологической пошнржки дошкольников



 


Глава 5

Формы и содержание групповой

Психологической поддержки

Дошкольников

Понятно, что для эффективной психологической поддерж­ки детей необходимо использовать как групповые, так и инди­видуальные формы работы в зависимости от выраженности на­рушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально-экономических условиях индивиду­альная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слиш­ком большое количество детей приходится на одного психоло­га. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Перейдем к определению основных задач групповой психо­логической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.

Анализ опубликованных данных и наши исследования по­зволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инстру­ментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при дос­таточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особен­ностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является лич­ностная целостность, а также умение принять и вступить в ди-


алог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружа­ющих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, уме­ние по возможности взаимодействовать именно с этим «свет­лым началом» и дать право на существование «темному нача­лу» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способнос­тью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему со­ответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно­го и открытого проявления чувств без причинения вреда дру­гим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет нали­чие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, име­ет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потреб­ности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их вза­имосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека спо­собствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном вза­имодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позво­ляет определить следующие задачи психологической поддерж­ки детей:


 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.005 с.)