Активный и пассивный словарь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активный и пассивный словарь



Сколько слов включает словарь человека? Ответ не прост. Людоедка Элл очка из романа И. Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» обходилась тридцатью словами. Словарь языка произведений A.C.Пушкина насчитывает примерно двадцать тысяч слов. Таким образом, объем словаря человека зависит от того, о каком человеке идет речь. Но не только от этого. Само понятие «словарь языка человека» нуждается в истолковании. Какие слова входят в этот словарь? Те,которые он употребляет сам, или те, которые он понимает? Между этими двумя группами слов есть важные различия.Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь.

Слова, которые человек не употребляет, но узнает в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

Понятие «активный и пассивный словарь» применимо не только к языку определенной эпохи,но и к языку отдельных лиц. Состав активного и пассивного словаря разных лиц зависит от их специальности, возраста,образования, общего культурного уровня (знание языков,начитанность и т.п.), места жительства (город, деревня) и личных качеств, вкусов, интересов.

Слова, относящиеся к пассивному словарю, отличаются от слов активного словаря тем, что мы часто их понимаем приблизительно, неточно, лишь в контексте. Читая, мы проскальзываем мимо этих слов, но в словарь не смотрим, контекст нам служит единственной опорой. Однако если бы нас попросили объяснить такие слова, мы бы вряд ли смогли это сделать.

Употребление слов, значения которых человек не знает, может вызывать возмущение специалистов и порождать комическую ситуацию. Во избежание этого, а также, чтобы точно понимать текст, надо почаще заглядывать в словарь: узнавать точное значение слова, превращая его из слова пассивного словаря в слово вашего активного словаря.

(По ≪Энциклопедическому словарю юного филолога≫).

Задание 1. Выпишите из текста лингвистические термины. Пользуясь словарями лингвистических терминов, объясните их значение.

Задание 2. Найдите в тексте общенаучные термины и запишите их в тетрадь.

Задание 3. Определите ключевые слова в каждом абзаце и запишите.

Задание 4. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль каждого абзаца и запишите.

Задание 5. Найдите в тексте синтаксические конструкции для выражения сравнения, сопоставления.

Задание 6. Используя составленный вами план (в зад.8) и синтаксические конструкции сравнениясопоставления, сформулируйте отличительные черты активного и пассивного словаря.

Задание 7. Используя слова и сочетания, характерные для делового стиля, (см. в теоретическом материале) составьте образец одного из видов документов.

Составьте деловые тексты с применением именных предлогов и с предлогом «по» в П.п. во временном значении.

Задание 8. Выпишите из законодательных документов РК синтаксически осложненные предложения. Для чего они используются в документах?

Задание 9. Перечислите разновидности словарей. Скажите в чем их различие.

Используя словарь-справочник и толковый словарь, найдите толкование-следующих слов: профессия, специальность, должность, квалификация, разряд, полномочие, реквизит, формуляр. Сделайте вывод, в каком из словарей вы нашли полные сведения о словах.

Задания для СРО:

1. Подготовить ролевую игpу «Трудоустройство».

Тема 6.

Профессиональная этика.

Формулы речевого этикета

Цель: ознакомить с особенностями, нормами, принципами профессиональной этики и речевого этикета.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о профессиональной этике.

2. Виды и особенности профессиональной этики.

3. Основные нормы и принципы профессиональной этики.

4. Понятие о речевом этикете.

5. Формулы речевого этикета.

 

Справочный материал

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики: во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса, во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.005 с.)