Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы производственной безопасности
Теоретические основы БТ в системе «человек – машина – производственная среда». Условия деятельности. Характерные состояния взаимодействия человека с техносферой. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация. Причинно-следственная связь опасностей. Методы анализа опасностей, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов». Критерии безопасности техносферы. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого риска.. Риск системный, личностный. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей по принципу профессионального риска. Управление риском, экономические методы управления. Принципы обеспечения безопасности, их методологическое значение. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация. Средства обеспечения безопасности - коллективные, индивидуальные, требования к средствам индивидуальной защиты.
риск Понятие о риске. Проблема риска носит комплексный характер, требует привлечения к исследованиям широкого круга ученых - представителей многих дисциплин: математики, физики, биологии, химии, медицины, экологии, технических наук и экономики. Следует изучать и законы взаимодействия общества, техносферы и биосферы. Именно здесь нужен комплексный системный подход к рассматриваемым проблемам. Риск - труднообъяснимая категория. Поэтому риск рассматривают по отношению к заданному вопросу. Соответственно появляется столько ответов, сколько пониманий вопроса: риск погибнуть в данной ситуации, риск выброса ядовитых, радиоактивных веществ, риск разрушения и т. д. В сентябре 1990 года в г. Кельне состоялся Первый Всемирный конгресс по безопасности деятельности, проходивший под девизом “Жизнь в безопасности”. Специалисты из разных стран в своих сообщениях и докладах постоянно оперировали понятием ”риск”. В.Маршалл дает следующее определение: риск - частота реализации опасностей. Наиболее общим определением признается такое: риск - это количественная оценка опасности, равная отношению числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Оценка экологического риска - это научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ и других агентов. В работах, посвященных анализу риска, системный подход определяется как основной, поскольку для оценки риска приходится учитывать самые разнообразные факторы. Процедура определения риска весьма приблизительна и требует достаточно строгого методологического подхода. Обычно выделяют четыре таких подхода: 1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение дерева опасности (происшествий) и других графических методов. 2. Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, профессиональные и социальные группы, окружающую среду и т.п. 3. Экспертный метод, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, то есть экспертов. 4. Социологический, основанный на опросе населения. Поскольку перечисленные методы отражают разные аспекты риска, обычно применяют их в комплексе. Наиболее перспективными областями исследований при анализе и оценке риска считаются: - структурный анализ риска путем выявления соответствующих причинных событий, видов деятельности или явлений и полного спектра интересов и целей заинтересованных сторон; - определение соотношения риска и выгод; - комплексное рассмотрение всех видов риска в регионе; - мониторинг окружающей среды с учетом преобразования химических веществ в природной среде; -оценка изменения экологических систем, их ассимиляционной способности, порогов нестабильности и времени восстановления; - оценка риска для здоровья человека в условиях данной биологической неоднородности, адаптивной реакции и т. п.; - выработка стимулов для совершенствования управления риском; - распределение выгод и ущерба (страхование, выплаты, налоги, коммунальные услуги); - изучение источников риска с анализом его динамики;
- анализ риска при неполных данных и т. п. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (точнее групповой) - это риск для группы людей, то есть это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно. Объективные и субъективные оценки риска по отношению ко многим неблагоприятным воздействиям заметно расходятся. Люди невольно преувеличивают опасность факторов, которые не поддаются индивидуальному психологическому контролю. Управление риском. Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экономические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс. Для анализа риска, установления его допустимых пределов в связи с требованиями безопасности и принятия управляющих решении необходимы: 1) наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности, статистический материал по экологической эпидемиологии; 2) сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятностной оценки связанного с ними риска; 3) экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска; 4) разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с социальной, экономической и экологической точек зрения; 5) составление прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений; 6) формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений; 7) воздействие на общественное мнение и пропаганда научных данных об уровнях экологического риска с целью ориентации на объективные, а не эмоциональные или популистские оценки риска. В соответствии с принципом уменьшающихся рисков важным средством управления является процедура замещения рисков. Согласно ей риск, вносимый новой техникой, социально приемлем, если ее использование дает меньший вклад в суммарный риск, которому подвергаются люди, по сравнению с использованием другой, альтернативной техники, решающей ту же самую хозяйственную задачу. Эта концепция тесно связана с проблемой экологической адекватности качества производства.
опасность - центральное понятие безопасной жизнедеятельности Опасность - центральное понятие безопасной жизнедеятельности, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека, окружающей среде непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. По природе происхождения опасности бывают природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.
Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные. По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом. По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д. По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический и т.п. По сферам проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др. По структуре (строению) опасности делятся на простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы и др. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы) признаки опасностей. Номенклатура опасностей. Номенклатура - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. В настоящее время представляется возможным представить общую номенклатуру опасностей в алфавитном порядке. Алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха и т.д. Вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машин и др. Квантификация опасностей. Квантификация - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Причины и последствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др. Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т.д. Триада “опасность - причины - нежелательные последствия” - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна.
Принципы, методы и средства обеспечения безопасности Принцип - это идея, мысль, основное положение. Метод - это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным, в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны. Средства обеспечения безопасности в широком смысле - это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов. Принципы, методы, средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев. В практике важно в самом начале определиться в применении того или иного принципа. Все остальные решения не должны от него отклоняться, если поставлена задача достижения означенной цели. Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Приняты четыре основных признака: ориентирующие (гуманизации деятельности, замены оператора, классификации, активности оператора, системности и др.), технические (герметизации, прочности, слабого звена, блокировки, экранирования и др.), организационные (защита временем, информации, резервирования, нормирования, эргономичности и др), управленческие (контроль, планирование, стимулирование и др). Методы обеспечения безопасности могут быть различными, связанными с конкретными условиями протекания технологического процесса или условий деятельности. В целом для обеспечения безопасности важно разделить человека (гомосфера) и опасное место (ноксосфера). С позиции безопасности совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо. Используются три основных метода обеспечения безопасности:
Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др. Метод Б состоит в нормализации ноксосферы, путем исключения или снижения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами защиты. Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. К этому относится обучение, профотбор, психологическое воздействие, средства индивидуальной защиты и т. п. В реальных условиях используется комбинация названных методов. Кроме того. в зависимости от характера опасностей средства обеспечения безопасности применятся в определенном порядке. Во всех случаях в первую очередь решается задача использования средств коллективной защиты (СКЗ), т.е. мероприятий методов А и Б и лишь использовав все СКЗ, нужно обратиться к средствам индивидуальной защиты (СИЗ). Естественно, что и при всевозможных мерах коллективной защиты не исключается применение СИЗ, но есть условия, когда СИЗ назначаются срезу. Это чаще всего тогда, когда контроль за состоянием среды или невозможен вообще, а потенциальная опасность известна, или он затруднен, как в случае с запыленностью, загазованностью, или допустимые концентрационные пределы вредных веществ настолько малы, что техника сегодняшнего дня не позволяет вести за ними контроль. Физический и умственный труд - умственный труд - физический труд - монотонный труд Физический и умственный труд. В зависимости от доли физического и умственного труда различают следующие его формы: 1. труд, требующий значительной мышечной активности; 2. механизированные виды труда, требующие средних или лёгких мышечных усилий; 3. Полуавтоматизированные и автоматизированные виды труда; 4. групповой (конвейерный) труд 5. Труд, связанный с использованием дистанционного управления; 6. Умственный (интеллектуальный) труд. Принята классификация видов физического труда по тяжести или величине энергозатрат: 1. легкий труд: до 2,5 ккал/мин; 2. средний: 2,5 - 4,1 ккал/мин; 3. тяжелый: 4,1 - 6,0 ккал/мин; 4. очень тяжелый: больше 6,0 ккал/мин. Напряженность труда отражает нагрузку (определяется нагрузкой) на ЦНС, психические функции, характеризуется объемом воспринимаемой информации, скоростью изменения параметров командных сигналов, состоянием анализаторных систем, выраженностью эмоций и определяется степенью напряжения внимания. По проценту длительности работы, требующей концентрации внимания, труд делят на 4 группы: 1. ненапряженный: до 25 %; 2. мало напряженный: до 50 %; 3. напряженный: до 75 %; 4. очень напряженный: больше 75 %. Любую разновидность труда можно оценить критериями тяжести и напряженности. Например, труд студентов по тяжести относится к 1 группе, а по напряженности: к 3 - 4. Умственный труд. Умственный труд имеет ряд особенностей, отличающих его от физического. Для умственного труда характерны большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие в ЦНС различную информацию, необходимость принятия конкретных, иногда нестандартных решений. Принятие решения – наиболее ответственная стадия умственного труда. Здесь проявляются интеллектуальные возможности человека. Например, врач принимает решение, оформляемое в виде диагноза. По ходу лечения осуществляется наблюдение за состоянием больного, уточняется диагноз, осуществляется коррекция лечения, его способов и средств. Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного и свойственен лишь человеку. С учётом того обстоятельства, что темпы охвата контингента и интенсивность самого умственного труда в истории цивилизации исключительно велики, можно считать, что на протяжении развития человека как вида в его организации ещё не сформировались механизмы удовлетворительной адаптации к нему. По – видимому это обусловлено двумя взаимопротивоположными обстоятельствами. Во – первых, объём информации в мире каждые 10 – 12 лет удваивается, что ведёт к заметному уплотнению объёма информации, которую человек должен усвоить в единицу времени, - это требует от него высокой психической устойчивости, длительных нервных напряжений, длительного поддержания внимания и т. д. Во – вторых, пропорционально снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании обоих этих условий наступающее умственное утомление в отличии от мышечного не приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведёт к перевозбуждению и невротизации. Накапливаясь во времени и углубляясь, эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким снижением работоспособности и к развитию многих стоматических заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных функциональных систем организма. Умственный труд объединяет работы связанные с приёмом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В зависимости от того, на какие системы или процессы падает нагрузка, различают зрительно напряженные работы, работы с напряжением внимания, эмоционально и интеллектуально напряженные работы, интеллектуально – творческие работы. I. Разновидности умственного труда. Операторский труд связан с дистанционным управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Этот вид трудовой деятельности реализуется с помощью различных пультов. Управленческий труд осуществляют руководители учреждений. В данном виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерного объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для работы руководителей характерны необходимость принятия нестандартных решений, нерегулярность нагрузки, периодическое II. Физиологические сдвиги при умственной работе. Умственный труд, как и физический, но в меньшей степени, вызывает изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, минутного объема крови, усиливает обмен веществ. Любой вид умственного труда сопровождается генерализованным увеличением активности мозга. Вместе с тем наблюдаются и локальные изменения активности в структурах, участвующих в осуществлении конкретных видов деятельности. Лобные доли мозга играют существенную роль в психической деятельности. Благодаря обширным связям с различными областями мозга в лобных долях интегрируется разнообразная информация, поступающая из окружающей среды и внутренней среды организма, от нижележащих структур мозга и центров старой коры. Умственный труд, сопряженный с нервно-эмоциональным напряжением, увеличивает активность симпатико – адреналовой и гипоталамо – гипофизарно – адреналовой систем, обеспечивающих мобилизацию вегетативных компонентов эмоций. Повышается возбудимость ЦНС, увеличивается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, активизируется углеводный, жировой обмен. Отмечены увеличение частоты дыхания, уменьшение дыхательного объема, нарушение структуры дыхательного цикла. При напряженной умственной деятельности происходит значительное увеличение расхода энергии, что связано с непроизвольным сокращением скелетных мышц, не имеющих непосредственного отношения к выполняемой работе. При этом нередко возникают двигательные реакции (жестикуляция, хождение по комнате, перекладывание предметов на письменном столе), а при их произвольном подавлении усиливается познотоническое (изометрическое) сокращение мускулатуры. Физический труд. Различают несколько видов физического труда. Труд, требующий значительной мышечной активности (землекопы, лесорубы, косари, кузнецы, хоккеисты), характеризуется: а) повышенными энергетическими затратами; б) стереотипностью, повторяемостью движений, что ведет к гипертрофии в основном проксимальных мышечных групп конечностей и вспомогательной мускулатуры; в) социальной неэффективностью, выражающейся в том, что для достижения оправдывающей себя производительности требуется высокое, неоптимальное напряжение физических сил. Механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий (токари, фрезеровщики и др.), характеризуются: а) средними энергетическими затратами, меньшими мышечными усилиями; б) определенной направленностью мышечных усилий; в) усложнением программы действий. Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев конечностей на дистальные. Это обеспечивает большее разнообразие в двигательных актах, более тонкую градацию мышечных движений для управления механизмами (станками), позволяет увеличить скорость и точность производственных движений. Монотонный труд. Механизация и автоматизация трудовых процессов привели к появлению монотонного труда. Монотонный труд – это труд однообразный, требующий от человека длительного выполнения однотипных простых операций или непрерывной концентрации внимания в условиях поступления малого объема профессионально значимой информации. Одним из видов монотонного труда является работа на конвейере. Основой высокой производительности на конвейере являются дифференциация труда и автоматизация двигательных навыков у человека. Для человека характерна естественная вариабельность реакций. Поэтому четкий ритм конвейера в сочетании с упрощенными рабочими операциями представляет собой неблагоприятный фактор, создающий условия для развития гипокинезии. Помимо конвейерных работ, монотонностью характеризуется и ряд других групп трудовых процессов: • работы, выполняемые поточным способом, темп и ритм которых определяются головным рабочим; • работы, выполняемые в свободном темпе и ритме с использованием простых рабочих операций на станках-автоматах и полуавтоматах; • контрольно-измерительные работы, связанные с браковкой изделий; • многие виды операторского и диспетчерского труда, связанного с регулированием работы конвейеров; • труд операторов, связанный с длительным пассивным наблюдением за ходом технологических процессов по показаниям приборов; • однообразный труд в условиях непрерывно действующих факторов рабочей обстановки (шум, вибрация и др.). При монотонном труде в организме человека может развиться комплекс физиологических и психологических изменений, известный как состояние монотонии. Наиболее типичными психологическими проявлениями состояния монотонии являются апатия, скука, потеря интереса к работе, рассеянность внимания, сонливость, а нередко раздражительность, утомление, нежелание работать. В конкретных производственных условиях монотонный по внешним признакам труд, как правило, сочетается с другими факторами профессиональной деятельности. Одни из них могут усиливать синдром монотонии, другие – уменьшать или даже предотвращать его. В ряде случаев, несмотря на объективно существующие признаки монотонного труда, состояние монотонии может не возникать.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.054 с.) |