Расширение доступа к знаниям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение доступа к знаниям.



Пользователи-эксперты à обычные пользователи.

Изменение от экспертов к пользователям затрагивает пользовательскую базу национальных библиотек, которая движется от небольшой, узкой группы пользователей к широкому и весьма разнообразному по составу корпусу пользователей, отражающему демографические ожидания. Пользовательская база национальных библиотек увеличивается и становится все более широкой и охватывающей разные слои общества в результате широкого распространения цифровых сервисов. В то же время именно из-за роста объема и разнообразия мы меньше знаем о том, кто наши пользователи, что они делают и какие услуги им нужны. Таковы последствия того, что нормой становится, скорее, использование отдаленного доступа, чем визит в библиотеку хорошо знакомого читателя. Это потребует от национальной библиотеки умения реагировать на более дифференцированные требования пользователей вместо вполне предсказуемых пожеланий клиентов, что вызовет необходимость в новой технике исследований маркетинга. Автоматизированный бизнес-интеллект также будет, вероятно, необходим, чтобы объяснить и понять направление развития требований пользователей, которые станут выявляться по моделям поиска и выгрузки данных.

Следующий вопрос о будущем библиотеки возникает из интервью, где очерчиваются две, очевидно, различные роли библиотек. Некоторые считают, что национальные библиотеки должны быть более активны в привлечении людей с помощью выставок и других культурных мероприятий. Другие считают, что когда затраты на цифровое обслуживание с отдаленным доступом в библиотеках станут повседневными, библиотеки будут меньше заниматься личностью пользователя. В этом случае библиотеки вряд ли должны будут вкладывать средства в дорогостоящие выставки и культурные мероприятия, предпочитая предоставлять свои ценные объекты через музеи, для которых это основная деятельность.

Предоставление услуг пользователю à самообслуживание.

Клиенты будут требовать большей индивидуализации, они будут собирать данные из большого числа различных источников, библиотек и от небиблиотечных провайдеров информации, формулируя свои специальные интересы и особенно ценя новый первичный материал, когда он становится доступен.

Существуют данные, что пользователи информации, особенно те, которые выросли «в эпоху Интернет», все больше хотят сами находить тексты (см. «скринэйжеры»: исследование процитированное выше). У пользователей всегда будет альтернатива, и если они захотят получить нужную им информацию самостоятельно (в настоящее время - из таких систем, как Google или Википедия), то они так и поступят. В библиотеках имеется преимущество меньшей стоимости, поскольку во взаимодействии «клиент – библиотека» меньше необходимости в человеческом участии. Однако, как отмечает Таннер, для того, чтобы добиться успеха, необходимо значительно увеличить вложение в организацию самой информации.

 

Традиционная каталогизация à новые формы описательных метаданных.

Фундаментальная проблема для библиотек состоит в следующем: как организовать собрания так, чтобы их единицы могли бы быть найдены и использованы? Принципиальное средство для решения этой задачи состоит в создании каталожных записей, и значительная часть штата Национальной библиотеки Шотландии занимается каталогизацией. Однако, как указывает статья Таннера, «в традиционной практике каталогизации больше внимания уделяется контейнеру (носителю информации), нежели контенту (собственно информации), а еще меньше контексту» (64, p. 50).

Библиотеки старого типа были высоко компетентны в предоставлении пользователю документа в тех случаях, когда пользователь мог точно указать заглавие, автора или год публикации. Хотя такой доступ остается по-прежнему необходимым, пользователи все больше требуют просмотра массива, быстрого доступа и потенциального просмотра информации.

В цифровой среде полнотекстовый поиск становится нормой, пользователи имеют все больше возможности «заглянуть в книгу», не зная (или особенно не интересуясь), как эта книга называется или кто ее автор. Мы ожидаем еще большего уровня автоматизации, так что если, например, специалист находит интересную для него ссылку в статье, он может немедленно в автоматическом режиме получить доступ ко всем другим работам того же автора.

Идеи, содержащиеся в произведении автора, могут быть интуитивно проиндексированы для выявления произведений других авторов на ту же тему с указанием географических названий и биографических сведений. Все это может быть достигнуто, скорее, посредством интеллектуального автоматического индексирования и семантической паутины[68], чем посредством решения человека-каталогизатора.

В то же время мы понимаем, что Web 2.0 стал теперь позволять пользователям генерировать метаданные просто, быстро и в больших объемах, в основном через сайты YouTube и Flickr. Это означает, что ресурсы не будут больше контролироваться библиотекарями в соответствии с четко определенными правилами (AACR2, MARC21), но доступ к ним становится возможным через массив неконтролируемых ключевых слов, описывающих само содержание документа («контент»), а не носитель информации, формальные признаки («контейнер»).

Материальные вложения в читальные залы à вложения в организацию каналов информации.

Для большинства исследователей читальные залы утратили свою роль в качестве канала доступа к фондам библиотек. Помимо online-каналов, Национальная библиотека Шотландии предоставляет большие объемы ценного содержания для широкой, отдаленной аудитории посредством таких средств передачи, как телевидение, печатные и цифровые издания. Данные, полученные из опроса, проведенного Шотландским информационным агентством, ясно показали жизненно важную роль национальных библиотек в руководстве и координации национальных работ по оцифровке, которые нуждаются в финансировании. Возрастающее разнообразие каналов информации должно поставить вопрос: могут ли библиотеки и дальше поддерживать службу читальных залов на прежнем уровне, и в то же время осуществлять необходимые вложения в развитие отдаленного доступа, оцифровку и обеспечение сохранности. В Великобритании большое количество институтов рассматривают, какую часть читальных залов можно закрыть (Национальный архив уже ограничил время работы читального зала одним днем в неделю).

Поскольку вложение в цифровые сервисы и цифровую инфраструктуру становятся более важными для выполнения миссии библиотек, изменения в финансовых планах должны отражать эти стратегические приоритеты. Тем не менее, остается постоянная потребность изучения оригинальных объектов, книг в читальных залах, возможно, несколько отличающихся по своей природе от традиционных читальных залов, таких, например, которые наряду с традиционными «тихими» читальными залами позволяли бы совместную работу, дискуссию. Это направление уже появилось в британских университетских библиотеках.

Платно à бесплатно.

Национальная библиотека Шотландии имеет устойчивую традицию бесплатного обслуживания. Библиотека ограничивает платные услуги оплатой работ по копированию или скромной оплатой за разрешенные специальные услуги. Однако устойчивое предоставление бесплатных услуг может, в связи с целым рядом причин, быть пересмотрено. Разработка издательских online-систем позволяет организовать небольшую оплату («micro-charging»), полученную от большого числа пользователей за доступ к информации и эффективно собираемую с помощью различных автоматизированных средств. Библиотеки, получающие обязательный экземпляр, будут собирать такие публикации или, по крайней мере, предоставлять к ним доступ в рамках лицензий издательства, предусматривающих устанавливать оплату, которую библиотека обязана взимать. Кроме того, каналы предоставления цифровых данных дадут все больше возможности библиотекам взимать, если они найдут нужным, плату за доступ, особенно - к собраниям уникальных материалов. Мы не настаиваем, чтобы национальные библиотеки перешли от повсеместного бесплатного обслуживания - к платному; однако библиотеки станут более тонко дифференцировать свои услуги, предлагая бесплатно базовый доступ, но применяя оплату к дополнительным сервисам.

Такие сервисы, как «Люди Шотландии», основанные Национальным архивом Шотландии и его партнерами, показали, что в отношении генеалогии существует потребность в сервисе с оплатой за доступ. Как мы видели, правительства склонны поощрять, чтобы государственные учреждения сами искали себе доходы и уменьшали зависимость от государственных субсидий, и это может оказаться стимулом для развития предпринимательской активности библиотек при поиске новых рынков информации (с различием между информацией, которую следует предоставлять свободно, и той, за которую можно получать разумную плату).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.007 с.)