Г. И. Батыршина, А. Р. Валеева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. И. Батыршина, А. Р. Валеева



Казанский федеральный университет, г. Казань

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

РУКОВОДИТЕЛЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы функционирования автономного образовательного учреждения, отражающиеся на требованиях к управленческим компетенциям его руководителя. Особенности управленческих компетенций для руководства автономным учреждением дополнительного музыкального образования рассмотрены на примере деятельности руководителя Детской музыкальной школы.

Abstract. The article discusses the issues of autonomous educational institutions that influence the requirements for managerial competencies of its leader. On the material of children's music school, characterized the managing competence of autonomous musical educational institution’s leader.

Ключевые слова: управленческие компетенции, автономное образовательное учреждение, дополнительное музыкальное образование, Детская музыкальная школа.

Keywords: managing competence, autonomous educational institution, additional musical education, children's music school.

 

Современное состояние отечественной системы образования характеризуется активными процессами модернизации, затрагивающими различные аспекты ее функционирования: образовательно-технологические, организационно-правовые и финансово-хозяйственные.

Следствием принятия в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» [5] стал переход многих государственных и муниципальных образовательных учреждений, наряду с организациями в сфере науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в статус автономных учреждений.

Статус автономного учреждения, по сравнению с другими типами учреждения – бюджетным и казенным, с одной стороны, значительно увеличил финансово-экономическую самостоятельность и свободу организации в распоряжении имуществом и доходами, способствовал активизации ее предпринимательской деятельности и открытости для общественности (обязательным является публичное представление финансовых документов, устава и ежегодных отчетов о результатах деятельности).

С другой стороны, он повлек изменения в организационной структуре управления (руководитель осуществляет управление совместно с учредителем, наблюдательным советом, педагогическим советом или иными органами, предусмотренными федеральными законами и уставом учреждения), сопряжен с финансовыми рисками в условиях рыночной конкуренции, повышением ответственности и расширением профессиональных управленческих компетенций руководителя.

Проблема управленческих компетенций современного руководителя в настоящее время активно обсуждается в России и за рубежом. Авторами создаются универсальные компетентностные модели и прикладные методические разработки по их диагностике и развитию в конкретных сферах профессиональной деятельности.

Так, В.Е. Субботин, руководитель московской консалтинговой компании «Антропос-консалтинг» и разработчик методического инструментария по управлению персоналом, описывает модель компетенций менеджеров (руководителей) финской ученой, профессора Ритты Витала (Riitta Viitala). Модель включает:

- специальные профессиональные компетенции, относящиеся к определенной предметной области деятельности руководителя, процессам и функциям управления конкретной организацией;

- бизнес-компетенции, универсальные для любых сфер деятельности, включающие основополагающие для руководителя способности к системному анализу ситуации, принятию стратегических решений, привлечению внешних и внутренних ресурсов компании для решения бизнес-задач и т.д.;

- компетенции управления знаниями, позволяющие работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в организации и т.д.;

- лидерские компетенции, отражающие способность менеджера распоряжаться собственной властью, управлять коллективом, поддерживать творческую активность подчиненных и формировать в организации чувство общности и т.д.;

- социальные, или межличностные компетенции, отражающие готовность строить и поддерживать оптимальные отношения с людьми (общественностью, акционерами и другими заинтересованными сторонами) и свидетельствующие о развитых навыках коммуникации, умении предотвращать и разрешать конфликты и т.д.;

- внутриличностные компетенции, проявляющиеся в развитых личностных качествах, сформированных самосознании и самоконтроле, нацеленности на результат и саморазвитие и т.д. [4].

Концепция В.Е. Субботина базируется на представлении о необходимости включения в модель таких компетенций руководителя, которые позволяют решать различные задачи управления персоналом (подбор, адаптация, обучение, развитие и мотивация персонала, формирования кадрового резерва, управление корпоративной культурой и др.).

Автор группирует компетенции в три категории, опираясь на определяющие их психические процессы:

- когнитивные, или познавательные компетенции, базирующиеся в основном на процессах восприятия, памяти и мышления;

- регулятивные компетенции, опирающиеся на процессы управления поведением – принятие решения, постановку целей, разработку программ деятельности и оценку ее результатов;

- коммуникативные компетенции, основанные на процессах, обеспечивающих передачу информации, общение и межличностное взаимодействие [3].

Важным для нас представляется выявление характерных черт управленческих компетенций руководителей учреждений в сферах образования и культуры.

О.И. Сторожева пишет, что управленческая компетенция руководителя общеобразовательного учреждения – это готовность и способность применять управленческие знания, умения и личностные качества в практике управления школой. Она выделяет специальную и методическую управленческие компетенции руководителей общеобразовательных учреждений.

Автор включает в состав специальной компетенции способность самостоятельно разрабатывать варианты управленческих решений; способность и готовность находить нестандартные решения типовых управленческих задач; умение грамотно использовать в своей управленческой деятельности профессиональную лексику; владение элементарными навыками анализа управленческих ситуаций; способность и готовность разрабатывать программы нововведений.

К компонентам методической управленческой компетенции, по ее мнению, относятся способность и готовность осуществлять управленческие функции; умение использовать и составлять нормативные документы; умение организовать работу сотрудников; владение методами прогнозирования и оценки развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления; умение разрабатывать и использовать программы экономического роста; способность и готовность к аналитической, исследовательской работе в сфере управлении [2: 7-8].

Интерес представляют взгляды З.Р. Ажимова на управленческую компетенцию художественного руководителя творческого коллектива. Автор считает ее важнейшей составляющей профессиональной компетентности руководителя; структурой, включающей психолого-педагогические убеждения и мастерство, общее развитие и управленческо-организаторские качества, управленческую этику и систему многогранных отношений, стиль деятельности и поведения [1: 9].

Данные характеристики управленческих компетенций в полной мере применимы в отношении руководителя Детской музыкальной школы. При этом необходимо учитывать особенности управления ДМШ, которые связаны с музыкально-творческим характером и эстетической направленностью образовательного процесса, ярко выраженными индивидуальными особенностями кадрового состава, определенным кругом представителей музыкальной и педагогической общественности, участвующих в ее работе, первостепенной значимостью музыкального профессионализма ее руководства.

Статус автономного музыкально-образовательного учреждения ставит перед руководителем ДМШ цели развития не только традиционных для него компетенций в области организации учебно-воспитательной, музыкально-просветительской и научно-методической работы, но и компетенций менеджера, способного к разработке стратегии развития школы и решению задач долгосрочного финансового планирования; осуществлению маркетинговой и фандрайзинговой деятельности; налаживанию эффективной коммуникации с партнерами в сферах культуры, образования, науки, государственной власти; управлению организационной культурой школы и руководству инновационными музыкально-образовательными проектами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ажимов, З.Р. Формирование управленческой компетенции у будущих художественных руководителей творческих коллективов: автореферат дис. … канд. пед. наук (13.00.08) / Ажимов Загид Рашидович. – Казань, 2008. – 16 c.

2. Сторожева, О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореферат дис. … канд. пед. наук (13.00.08) / Сторожева Ольга Ивановна. – Екатеринбург, 2010. – 26 с.

3. Субботин, В.Е. Компетенции руководителя. Словарь-справочник / В.Е. Субботин. – М.: Антропос-консалтинг, 2007. – 66 с.

4. Субботин, В.Е. Модель компетенций менеджеров (руководителей) [Электронный ресурс] / В.Е. Субботин // Сайт компании «Антропос-консалтинг». – URL: http://www.antropos.ru/art.php?lang=&aid=48 (Дата обращения 16.10.2016).

5. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3.11.2006 № 174-ФЗ // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 32. – С. 6–27.

УДК 65/005



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.01 с.)