В современном межкультурном пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В современном межкультурном пространстве



(на примере международного конкурса-фестиваля им. Комитаса в Германии)

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности национальной классической музыки, в частности, музыки Комитаса[15] как средства межнационального культурного диалога на примере международного музыкального конкурса-фестиваля имени Комитаса в замке Прётцель (Бранденбург, Германия). Автор дает возможность ознакомиться с восприятием творчества великого армянского композитора со стороны одного из исполнителей, представляющего иную национальную культуру и показывает ряд преимуществ международных конкурсов и фестивалей с точки зрения развития культурного диалога между странами.

Abstract. The article discusses the possibilities of a national classical music, particularly the music of Komitas as a means of international cultural dialogue. On the example of the Komitas International Music Competition and Festival at the castle Prёttsel (Brandenburg, Germany) author gives the opportunity to get acquainted with the perception of the great Armenian composer Komitas. Тhrough the one of performers, representing different national culture, a number of advantages of the international competitions and festivals in terms of the development of the cultural dialogue are shown.

Ключевые слова: армянское музыкальное искусство, международный фестиваль, конкурс, межкультурный диалог.

Kew words: armenian musical art, international festival, competition, intercultural dialogue.

 

Известно, что музыка – это универсальный язык, посредством которого могут общаться представители различных национальных культур. Независимо от своей национальной принадлежности, музыка производит своё благотворное воздействие, обогащая и облагораживая внутренний, духовный мир человека. «Своеобразие музыки определяется проникновением в глубины человеческих переживаний; благодаря этому музыка обладает такими возможностями познания духовной жизни человека, которых нет ни у одного другого искусства», – писал М.С. Каган [4: 60]. Музыкальная сокровищница мира представляет собою уникальное мультикультурное явление, в котором бок о бок сосуществуют произведения представителей разных наций, эпох и стилей. Благодаря музыке растёт уважение и взаимопонимание между представителями различных национальных культур и религиозных конфессий, что, в свою очередь, способствует повышению толерантности общества в целом.

Роль и значение исполнительского искусства в осуществлении такого диалога трудно переоценить. Сегодня, в контексте процесса глобализации, нивелирующего различия между культурами, особенно важно иметь в виду, что межкультурный диалог подразумевает сохранение возможности самоидентификации участвующих в нём национальных культур и ведёт к их взаимному обогащению. Благодаря международным фестивалям и конкурсам, современное армянское исполнительское искусство, наряду с творчеством армянских композиторов, выполняет важную миссию сохранения её идентичности: представляя миру армянскую музыку, наши исполнители знакомят слушателей с богатствами многовековой армянской культуры и характерными чертами музыкального мышления армянского народа.

Своеобразным символом национальной культуры стало творческое наследие великого Комитаса (1869–1935) – армянского композитора, фольклориста, музыковеда, педагога, основоположника армянской национальной классической музыки. Как пишет видный армянский музыковед, доктор искусствоведения Г.Ш. Геодакян, «у каждого народа имеются свои символы, олицетворяющие самую сущность родной страны, ее природы, внутреннего мира ее людей, ее национальной культуры. <…> В сознании народа образ Комитаса как бы осязаемо воплотил трагическое прошлое Родины и ее вечно живой, созидательный дух» [2: 6–7].

С мнением Геодакяна перекликаются слова молодого японского пианиста Такахиро Акибы[16]: «Я думаю, что музыка Комитаса так глубоко передает искренность армянского народа, потому что она отражает сущность армянской природы, рассказывает о тоске по Арарату… И я знаю, что в его музыке скрыт таинственный ключ, которым можно открыть дверь божественного мира. Я просто чувствую и люблю армянскую музыку, она всегда очень ярко звучит в моей душе» [6].

Музыкальное наследие Комитаса является своеобразной визитной карточкой армянских музыкантов на международной арене. «С творчеством Комитаса новая армянская профессиональная музыка внесла свой первый самостоятельный вклад в общее развитие европейского искусства, в фантастически короткий срок завоевав право занимать равное положение в ряду передовых музыкальных культур», – констатировал Г.Ш. Геодакян [2: 99]. Трудно найти какого-либо армянского музыканта, – будь то солист, музыкант ансамбля, хора, оркестра или дирижёр, который не имел бы личного вклада в благородное дело представления глубоко оригинального и притом органично национального творчества этого композитора за рубежом. Однако здесь нас гораздо больше интересует явление иного рода: а именно, как понимают и интерпретируют музыку Комитаса иностранцы. Включая произведения армянской классической музыки в свой постоянный репертуар, и исполняя их по всему миру, музыканты разных стран способствуют выходу армянской национальной культуры на новый, качественно более высокий уровень.

Именно поэтому нас заинтересовал международный конкурс-фестиваль, посвящённый творчеству Комитаса, который проводится раз в два года с 2011 г. в замке Прётцель близ Берлина[17] (Бранденбург, Германия). Конкурс проводится в двух номинациях: вокальной и фортепианной и основу программы конкурса составляют, соответственно, вокальные и фортепианные произведения композитора. Цель конкурса – ознакомить музыкантов разных стран с творчеством Комитаса, способствовать включению произведений Комитаса в их репертуар и, тем самым, процессу восприятия культурного наследия армянского народа как части мирового музыкального наследия.

В разные годы в конкурсе принимали участие музыканты из США, Японии, Хорватии, России, Мексики, Венгрии, Туркменистана, Германии, Исландии, Армении и других стран.

Фортепианное творчество Комитаса – наиболее скромная часть его наследия: несколько пьес, сочинённых в студенческие годы, двенадцать детских пьес и семь детских песен в фортепианной обработке автора, цикл «Шесть армянских танцев» и композиция «Мшо шорор». В программу фортепианного конкурса были включены также разнообразные по фактуре фортепианные транскрипции на темы песен Комитаса, созданные пианистами-композиторами Р.Х. Андриасяном, Г.В.Сараджяном и другими авторами.

«Танцы» Комитаса по силе и проникновенности художественных образов были и остаются украшением репертуара выдающихся исполнителей (3: 56–61). «Я часто играю и от души люблю его танцы для фортепиано. Они такие божественные, благородные и невероятно чистые!», – сказал в своём интервью японский пианист Такахиро Акиба [6].

Что касается исполнения на конкурсе разнообразных по характеру песен Комитаса в вокальной номинации, то оно ставит перед исполнителями не менее сложные задачи, но одновременно даёт возможность конкурсантам – представителям иных культур – ощутить и воспроизвести особенности звучания армянской речи, ознакомиться с присущим национальному духу армян строем образного мышления. Как известно, Комитас в своих научных трудах придавал особое значение внутренней связи между языком и музыкой того или иного народа, считая их единым и неделимым целым. Он подчёркивал, что «…музыка любого народа рождается и развивается из звуков его речи. Армянская речь имеют свои особенности звучания, а значит, должна существовать и соответствующая ей музыка» [6: 49]. Опыт эмоционального переживания и постижения армянской музыки представителями иных национальных культур, который получают участники конкурса имени Комитаса, является прекрасным примером реализации межнационального культурного диалога. Здесь исполнители получают возможность понять особенности музыкального мышления иного, в данном случае, армянского народа, познать и претворить в своём творчестве мир его духовных ценностей и связанных с ними эмоций. Конкурс является прекрасной возможностью транслировать в мир богатое наследие армянской классической музыки, и, посредством сопереживания пробуждать в внимание и интерес к армянскому народу и к его стране.

Профессия музыканта подразумевает постоянное соприкосновение с различными культурами: исполнение произведений композиторов разных национальностей дарит музыкантам возможность вести диалоги с иной культурой в своем внутреннем мире и расширять собственное мировоззрение, заново открывая собственные творческие возможности. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и «человек в человеке», как для других, так и для себя самого», – писал М.М.Бахтин [1]. И признание японского музыканта, победителя конкурса Комитаса Такахиро Акиба глубоко созвучно этой мысли: «Я уверен, что только музыка может передавать внутренний голос человека, голос его души. И самым ярким открытием для меня было удивительное, ни с чем не сравнимое богатство души армянского народа» [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. – URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/08.html (Дата обращения 17.09.2016).

2. Геодакян, Г.Ш. Комитас / Г.Ш. Геодакян. – Ереван, 1969. – 109 с.

3. Еражишт, Д. «Танцы» Комитаса в Парижских концертах Григория Соколова (на армянском) / Д. Еражишт // Музыкальная Армения. – 2014. – 1(46). – С. 56–61.

4. Каган, М.С. Изменение места музыки в развитии мировой художественной культуры / М.С. Каган // Музыка в мире искусств. – Санкт-Петербург: Ut, 1996. – С. 121–212.

5. Комитас фестиваль: официальный сайт [Электронный ресурс] – URL: http://www.komitas-festival.de/ (Дата обращения 17.09.2016).

6. Комитас. Армянская фольклорная музыка (на армянском): статьи и исследования / сост. Р. Терлемезян. – Ереван, 1941. – 198 с.

7. Из личной переписки с Такахиро Акиба, июнь, 2016 г. [Электронный ресурс]. – URL: www.takahiroakiba.com (Дата обращения 17.09.2016).

УДК 78.082.4.

Г.Б. МЕЛИКСЕТЯН

Армянский государственный педагогический

университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.011 с.)