Особенности тематики и содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности тематики и содержания



КУРСОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ САЙТЕ COURSERA

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам тематики и содержания образовательных ресурсов, размещенных на интернет сайте свободного доступа Coursera предметной области музыкальное искусство. Выявлены актуальные тематические направления, представленные в учебных курсах, и принципы построения содержания на примере курса «Введение в классическую музыку» (Йельский университет, США).

Abstract. The article is devoted to the themes and content of educational resources available on the Internet site free access Coursera subject area. The identified relevant topics are presented in training courses, and principles of the content on the example of the course "Introduction to classical music" (Yale University, USA).

Ключевые слова: образование, искусство, музыка, Интернет, курс, тематика, содержание.

Key words: еducation, art, music, Internet, course, themes, content.

 

Значительное усиление роли виртуального пространства в жизни современного человека постепенно приводит к росту популярности в широких кругах населения и востребованности дистанционных форм обучения. Это связано с огромным спектром образовательных возможностей, которые открывают интернет-ресурсы для пользователей, имеющих ряд преимуществ по сравнению с традиционной классно-урочной системой обучения. Дистанционный формат позволяет снять ряд ограничений для получения образования, с учетом возможностей и образовательных потребностей обучающихся: географических, физических, временных и т.п. Эта форма позволяет получать образования во время пребывания в другой стране; в случаях, когда посещение занятий затруднено по физиологическим причинам (при постоянном или временном ограничении физиологических возможностей в связи с состоянием здоровья); по причинам перенасыщенности рабочего графика (длительные командировки или активная работа в исследовательской лаборатории и т.п.).

Первый проект дистанционного обучения был реализован в 2001 г., когда Массачусетский технологический университет выложил в Интернете материалы для самостоятельного изучения на правах бесплатного пользования. Вслед за ними благотворительная инициатива была подхвачена ведущими вузами мира. Спустя десять лет были разработаны технологии, позволяющие полноценно участвовать в процессе обучения всем желающим. Эти технологии функционируют на платформах, называемых МООК – «массовые открытые онлайн-ресурсы». Наиболее известными среди них являются Coursera, Udacity, edX (США), Iversity (Германия), Futurelearn (Великобритания).

Основателями сайта Coursera стали профессора Стэнфордского университета Э. Ын и Д. Коллер. На сайте представлен каталог образовательных материалов, созданных при активном сотрудничестве с ведущими университетами мира. После несложной регистрации все желающие получают бесплатный доступ к ресурсам, могут слушать лекции, сдавать тесты, участвовать в обсуждении, задавать вопросы непосредственно преподавателю. По итогам можно получить сертификат, подтверждающий освоение материала курса. В настоящее время на сайте размещено 1912 on-line курсов, разработанных преподавателями из 145 вузов мира из 28 стран.

Анализ каталога курсов, представленных на сайте в разделе Music and Art, позволил сделать вывод о широком спектре рассматриваемых в них вопросов предметной области музыкальное искусство. Университетами Беркли, Рочестера, Филадельфии представлены курсы по проблемам музыкального исполнительства и индустрии, вопросам истории музыкального искусства и отдельных направлений, в т.ч. современных стилей джаз и блюз. Особенно много на сайте представлено курсов по вопросам музыкального продюсирования. Преподавателями университета Дьюка разработаны курсы, рассматривающие физиологические основы музыкального восприятия. История и теория классической музыки представлена курсами Йельского университета. Содержание курсов сайта охватывает также историю современной популярной музыки, в частности истории рока и легендарных групп ХХ в. Биттлз, Роллинг Стоунз.

Ряд курсов направлен на совершенствование музыкально-исполнительских навыков, в частности в рамках курса «Развитие музыкальности» (Беркли) рассматриваются принципы сочинения в современных джазовых стилях; курсы «Основы игры в ансамбле» (Северная Каролина) и «Исполнение бетховенских сонат» (Филадельфия) посвящены отдельным аспектам творческой деятельности.

Некоторые курсы имеют названия рекламного характера, с целью привлечения максимально широкой аудитории. Таковыми являются: курс национального университета Сингапура «Сочинять как Моцарт: Введение в классическую музыкальную композицию», курс Мельбурнского университета «Как музыка может изменить Вашу жизнь» (посвящен психотерапевтическим возможностям этого вида искусства), курс университета Сиднея «Место музыки в образовании XIX в.» и т.д.

С целью подробного изучения принципов организации содержания нами был рассмотрен курс с сайта Coursera Йельского университета Introduction to Classical Music (Введение в классическую музыку). В содержании этого курса профессор Крейг Райт рассматривает историко-теоретические основы классической музыки. Им раскрыто «значение базовых понятий элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, музыкального анализа; дана характеристика основных художественных периодов и стилей, рассмотрено творчество выдающихся композиторов Западной Европы» [1: 4].

Ведущим принципом построения курса является приоритет духовно-нравственных ценностей над всеми другими компонентами, в т.ч. когнитивным. В самой первой теме автор подчеркивает морально-нравственный аспект, связанный с ролью музыки в жизни общества как средства объединения людей. В тексте лекции есть подтверждение этой идеи, основанное на взаимообусловленности музыкальных вкусов и социального самоопределения, которое проявляется, по мнению К. Райта, в невозможности испытывать ненависть к человеку, слушающему точно такую же музыку.

Следующим по значимости с точки зрения организации содержания курса является принцип контекстных связей при объяснении материала лекции. Во время рассказа о жизни и творческой деятельности того или иного композитора, или при характеристике стилистических закономерностей эпохи, автор прибегает к широкому использованию культурологических связей. При объяснении каждого музыкального понятия в качестве примера приводятся произведения разных видов искусств: архитектуры, живописи и т.д. соответствующего периода; уделяется внимание описанию характера общественных отношений и особенностей мировосприятия человека той эпохи.

Необычным явлением с позиций отечественной общепринятой методики изучения теории музыки, предполагающей строгую последовательность предметного знания от элементарной теории музыки, к гармонии и полифонии, становится нарушение автором традиционной логики объяснения материала ради приоритета содержательно-смысловых аспектов. Привычные элементы теории музыки рассматриваются им не с позиции структуры и строения, а с точки зрения эмоционального эффекта, производимого на слушателя. Для отечественной музыкальной педагогики выглядит довольно парадоксальной логика объяснения понятия модуляции до знакомства с основным тонально-функциональным рядом. Автор подчеркивает смысловую суть тонального сдвига как характерного феномена, способного привлечь непроизвольное внимание. Здесь будет уместным, с нашей точки зрения, вспомнить о замечании отечественных ученых В.Н. Холоповой и Л.Н. Шаймухаметовой о наличии заметного перекоса методики музыкального искусства, и преобладание вопросов композиционно-грамматических приемов построения музыки над изучением содержательно-смысловых аспектов. В данном контексте логика объяснения теоретического материала американского преподавателя представляется обоснованной.

Важным принципом при организации содержания курса является совершенство его технического сопровождения. В рамках лекционного видеоматериала чрезвычайно широко использовано программное обеспечение визуализации музыкального звука. Оно позволяет продемонстрировать в графическом формате звучание оркестровой партитуры в виде линий и геометрических фигур, наглядно отражающих структуру симфонической партитуры. Восприятие музыкальной партитуры является одним из самых трудных навыков для профессионального музыканта. В совершенстве этим умением обладает только дирижер. Метод визуализации позволяет даже начинающему музыканту справиться с этой задачей довольно успешно, т.к. зрительное восприятие простых символов является гораздо более доступным способом. Такой же способ использован для иллюстрации музыкального строения формы фуги и др.

В курсе представлены разнообразные и многочисленные виды графических визуализаций, среди которых движущийся по нотной партитуре курсор, как запрограммированный, так и в ручном режиме, позволяющий указывать на любой фрагмент, параллельно с комментариями и мн.др. Широкое применение подобного метода является достаточно инновационным явлением для отечественной методики музыкального образования, основанной на безусловном приоритете слухового восприятия. В тоже время принятие во внимание индивидуальных различий, связанных с доминирующими способами восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики), основанных на психологическом знании, позволяет принять подобный метод как теоретически обоснованный.

Следует отметить активное эмоциональное участие в изложении теоретического материала самого автора курса профессора Йельского университета Крейга Райта. На протяжении цикла лекций он демонстрирует уверенное владение разными, в т.ч. старинными, музыкальными инструментами, разучивает характерные движения танцев ранних эпох, поет и участвует в демонстрационной постановке фрагмента сцены из оперы В. Моцарта «Дон Жуан», на примере которой наглядно поясняет особенности оперного искусства того времени.

На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что тематика курсов, представленных на Интернет-сайте Coursera предметной области музыкальное искусство, предусматривает широкий круг интересов и образовательных потребностей слушателей и позволяет организовать процессы саморазвития и самообразования посредством построения индивидуальной траектории развития личности. Достижению этой же цели способствуют основные принципы организации учебного материала. Анализ выделенных принципов как особого комплекса позволил сделать заключение об имеющейся в методике курса субъектной направленности, центром которой является самоактуализирующаяся творческая личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каркина, С.В. Принципы субъектно-ориентированного подхода в музыкальном дистанционном образовании американских вузов // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – №4 (4). – URL: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN416.pdf (Доступ свободный).


УДК 37.036.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.009 с.)