Тема 21. Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Метод глоттохронологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Метод глоттохронологии.



Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.

Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков. Материальная общность корней и аффиксов родственных языков. Регулярные фонетические соответствия. Языковая семья, группа, подгруппы. Индоевропейская семья, ее основные группы.

Ареальное сходство языков. Языковая семья и языковой союз.

Тема 22. Возможности типологической классификации языков. Морфологическая классификация.

Структурный тип языка. Языки изолирующие, агглютинативные, флективные, полисинтетические (инкорпорирующие) языки. Языки синтетического и аналитического строя.

 

Тема 23. Фонетическая и синтаксическая классификации языков.

Языковая картина мира.

Фонетическая классификация: возможность классификации языков по характеру основной фонологической единицы, по соотношению гласных и согласных фонем, по просодическим признакам.

Синтаксическая классификация: возможность классификации языков с точки зрения оформления основных синтаксических связей: номинативный, эргативный, классный и активный строй языков.

 

Тема 24. Письмо. Графика, орфография. Транскрипция и транслитерация.

История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, Соотношение письменного и звукового языка. Происхождение и основные этапы развития письма. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Пиктограммы.

Алфавиты. Графика, орфография и ее основные принципы. Происхождение греческого алфавита. Латиница. Кириллица. Письменность народов изучаемых языков.

Транскрипция и ее виды.

 

Тема 25. Современные тенденции в языкознании

Формирование принципов системно-структурного языкознания. Господство структурализма в языкознании. Холистический (целостный) подход и основные направления в языкознании 20 - 21века. (Генеративная лингвистика, когнитивная лингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, лингвистика текста и др.

4.3.Планы практических занятий

Модуль 1.

Языкознание как наука. Язык как система знаков. Система и структура языка

Практическое занятие 1:

Звуковые процессы, звуковые законы. Супрасегментный уровень.

1. Определите следующие понятия «звук», «гласный», «со­нант», «согласный».

2. Акустический (физический) аспект фонетики. Основные акустические характеристики звуков: тон, шум, тембр, высота (час­тота), длительность, сила.

3. Физиологический (артикуляционный) аспект фонетики. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы речи.

4. Классификации звуков речи.

а) гласные: ряд, подъем, лабиальность, долгота/краткость;

б) согласные: место образования; способ образования; участие голоса.

 

Задания

1. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый; в) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) переднеязычный, взрывной, зубной, глухой, мягкий; д) переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий; е) со­норный, переднеязычный, небный, дрожащий, мягкий; з) переднея­зычный, зубной, аффриката, глухой.

2. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиальный; б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиальный; в) среднего ряда, среднего подъема, нелабиальный; г) переднего ряда, верхнего подъема, ла­биальный; д) заднего ряда, среднего подъема, носовой, лабиальный; е) среднего ряда, среднего подъема, лабиальный.

3. Определите, какие получатся слова, если:

а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка первый согласный произнести с участием небной занавески; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка (поднимающейся к твердому небу); г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен, панты первый согласный произнести как щеле­вой, а не как смычный.

4. Дайте полную артикуляционную характеристику следую­щим звукам:

[d], [z], [т], [v], [п], [m], [а], [л], [е] [о].

Приведенные слова сгруппируйте попарно: а) отличающие­ся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, гора, сени, блеск, беда, плеск, крот, клен, заря, риск, клеть.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, tail, road, broad, time, brick, look, mine, crook.

Основная литература

1. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.72-115.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2.

3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

Практическое занятие2:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.008 с.)