Языкознание как наука. Язык как система знаков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языкознание как наука. Язык как система знаков.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Направление(я) подготовки (специальность) 035700.62 «Лингвистика»

Профиль подготовки «Перевод и переводоведение»

 

Форма обучения очная

Факультет английского языка

Кафедра социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин

Статус дисциплины – базовая

Курс – 1

Семестр – 1, 2

Учебный план набора 2011 года и последующих лет

Распределение рабочего времени:

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ РАБОТ

В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ

семестр Общий объем Учебные занятия (час.) СРС (часы) Форма промежуточной аттестации (зач., зач. с оценкой, экз.)
аудиторные
всего лекции пр.з.
            ---
          22+36 экз.
Итого            

 

Общая трудоемкость в соответствии с учебным планом в зачетных единицах – 3 ЗЕТ.

 

Новороссийск

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели освоения дисциплины «Основы языкознания» 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3
4. Структура и содержание дисциплины 4
4.1. Структура и трудоемкость дисциплины 4
4.2. Содержание дисциплины 10
4.3. Планы практических занятий 16
5. Образовательные технологии 31
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 33
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы 33
6.1.1. Примерные темы рефератов 33
6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины   34
6.2.1.Перечень и краткая характеристика используемых оценочных средств 34
6.2.2. Проверочные средства для текущего контроля 34
6.2.2.1. Образец контрольной работы  
6.2.2.2. Образец теста 35
6.3.Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 37
6.3.1. Список вопросов к экзамену 37
6.3.2.Типы практических заданий к экзамену 38
6.3.3. Требования к оценке знаний студентов 42
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 42
7.1. Основная литература 42
7.2. Дополнительная литература 43
7.3. Сборники задач и упражнений 43
7.4. Справочная литература 43
7.5. Периодические издания 43
7.6. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 44
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 44

1. Цели освоения дисциплины.

Курс «Основы языкознания» представляет собой начальное знакомство с понятийным аппаратом лингвистики, вмещающим в себя базовые теоретические проблемы, как то: место языкознания в системе наук, особенности языка как знаковой системы, соотношение языка и мышления, формы существования языка, сущность языка и др.

Основное внимание студентов обращается на аспекты структуры языка: фонетику, фонологию, лексикологию, грамматику.

Каждый из этих разделов включает обширную систему терминов, представляющих существенную значимость для дальнейшего лингвистического образования.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы языкознания» относится к базовой общеобразовательной части профессионального цикла (Б.З).

Данная дисциплина связана с большинством предметов преподаваемых студентам в течение всего срока обучения, как, например, «Русский язык и культура речи», «Основы теории иностранного языка», «Теория перевода» и др. Теоретический и терминологический аппарат языкознания охватывает все лингвистические специализации.

Для освоения дисциплины «Основы языкознания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения родного и иностранного языка в общеобразовательной школе, а также формируемые в практическом курсе иностранного языка в вузе.

Полученные теоретические и практические знания по данной дисциплине студент может в дальнейшем интегрировать при написании как курсовой, так и выпускной квалификационной работы по любому аспекту лингвистики.

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

 

владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знания основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными компонентами текста (введение, основная, часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства, с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

обладает готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);

умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: предмет и задачи языкознания как науки, основные принципы и методы лингвистического исследования основные базовые понятия (язык, его сущность, функции, формы существования языка, язык и мышление, язык и речи, система и структура языка, структурный отношения в языке, языковые уровни и языковые единицы, разделы языкознания, исторические закономерности развития языка, происхождение языка и письменности; научные направления в языкознании, классификация языков; основные принципы и методы лингвистического исследования);

· Уметь: применять и использовать полученные знания при изучении других лингвистических дисциплин, выделять лингвистическое содержание прикладных задачах профессиональной деятельности;

· Владеть: навыками отдельных языковых единиц в соответствии с изученными в курсе классификациями, навыками изложения изученного материала в устной и письменной форме.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы языкознания»

4.1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр Трудоем-кость час. Лекций, час. Практ. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежут. контроля (экз./зачет)
I       - -  
II       -   36 экз.
Итого       -   36 экз.
               

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (включая экзамен) Всего часов -108 (из них 50 аудиторных, 22 самостоятельной работы, 36 экзамен; 12 лекций, 38 практических занятий).

 

№ модуля Раздел дисциплины и дидактические единицы семестр Всего часов   В том числе аудиторных самостоятельная Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
экзаменационных лекции практические
Модуль 1 Языкознание как наука. Язык как система знаков. Система и структура языка 1.Языкознание как наука. Основные проблемы и разделы языкознания.             Конспект лекций, выполнение микротеста
2.Язык как система знаков. Особенности языкового знака. Система и структура языка.             Конспект лекций, выполнение микротеста, подготовка презентации с использованием литературы для самостоятельной работы и интернет - источников
3.Фонетико-фонологический уровень языка. Акустический и артикуляционный аспекты изучения звуков. Принципы и классификации звуков речи.             Конспект лекций, выполнение микротеста
4.Звуковые процессы, звуковые законы. Супрасегментный уровень.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
5.Функциональный аспект в изучении звуков речи. Определение фонемы и аллофона. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
6.Фонологические оппозиции. Виды дистрибуции.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
7.Лексико-семантический уровень. Слово как единица языка. Слово и понятие. Лексическое значение слова.             Конспект лекции, выполнение самостоятельного задания, тестов
8.Отношения слов в языковой системе. Пути изменения словарного состава языка. Вторичная номинация.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
9.Виды социальной дифференциации лексики. Лексикография.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
10.Фразеологические единицы языка. Виды фразеологизмов по степени идиоматичности.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
11.Понятие грамматической категории. Типы и способы выражения грамматического значения.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
12.Морфемно - морфологический уровень языка. Морфемная и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Способы словообразования.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
13.Части речи. Принципы классификации.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания
1 семестр                
  14.Синтаксический уровень языка. Синтаксические связи и синтаксические функции. Способы выражения синтаксических связей и синтаксических функций               Конспект лекции, выполнение микротеста, выполнение самостоятельных заданий, подготовка рефератов по теме
15.Словосочетания: типы синтаксических связей. Классификация словосочетаний             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
16.Предложение и его категории. Структурно-семантические особенности предложения. Функциональная перспектива предложения.               Работа на практическом занятии, выполнение контрольной работы, самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
Итого Модуль 1 1/2            
Модуль 2 Основные принципы и направления развития современного языкознания 17.Язык как общественное явление. Природа и сущность языка. Язык и мышление.             Конспект лекции, выполнение микротеста, выполнение самостоятельных заданий, подготовка рефератов по теме
18.Язык и речь. Основные функции языка. Языковые универсалии.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
19.Формы существования языка. Социальная и территориальная дифференциация языка             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
20.Происхождение и развитие языка. Развитие языка и развитие общества. Типы взаимодействия языков.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
21.Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Метод глоттохронологии.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
22.Возможности типологической классификации языков. Морфологическая классификация.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
23.Фонетическая и синтаксическая классификации языков. Языковая картина мира.             Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
24.Письмо. Графика, орфография. Транскрипция и транслитерация.               Работа на практическом занятии, выполнение самостоятельного задания, подготовка конспектов с использованием литературы для самостоятельной работы
25.Современные тенденции в языкознании             Работа на практическом занятии, выполнение контрольного задания
2 семестр                
Итого Модуль 2              
Итого                

4.2. Содержание дисциплины

 

МОДУЛЬ 1.

Система и структура языка

 

МОДУЛЬ 2

Языковая картина мира.

Фонетическая классификация: возможность классификации языков по характеру основной фонологической единицы, по соотношению гласных и согласных фонем, по просодическим признакам.

Синтаксическая классификация: возможность классификации языков с точки зрения оформления основных синтаксических связей: номинативный, эргативный, классный и активный строй языков.

 

Модуль 1.

Задания

1. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый; в) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) переднеязычный, взрывной, зубной, глухой, мягкий; д) переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий; е) со­норный, переднеязычный, небный, дрожащий, мягкий; з) переднея­зычный, зубной, аффриката, глухой.

2. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиальный; б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиальный; в) среднего ряда, среднего подъема, нелабиальный; г) переднего ряда, верхнего подъема, ла­биальный; д) заднего ряда, среднего подъема, носовой, лабиальный; е) среднего ряда, среднего подъема, лабиальный.

3. Определите, какие получатся слова, если:

а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка первый согласный произнести с участием небной занавески; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка (поднимающейся к твердому небу); г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен, панты первый согласный произнести как щеле­вой, а не как смычный.

4. Дайте полную артикуляционную характеристику следую­щим звукам:

[d], [z], [т], [v], [п], [m], [а], [л], [е] [о].

Приведенные слова сгруппируйте попарно: а) отличающие­ся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, гора, сени, блеск, беда, плеск, крот, клен, заря, риск, клеть.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, tail, road, broad, time, brick, look, mine, crook.

Основная литература

1. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.72-115.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 2.

3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1 – 8.

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

Практическое занятие2:

Задания

Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса.

Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования?

Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле!

Образования типа знаменитого примера Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Окказионализмы художественной речи типа мритва, вес-ничий, крылышкуя

(Хлебников), обсидиане, луночь, саночь (Л. Мартынов) и т. п.

Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джой­стик; кичка, пажить.

Известно, что имя собственное может со временем пере­ходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких приме­ров, как а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, Хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозна­чаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одина­ковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?

Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и воз­вышенную лексику: сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, ма­ленький.

Определите тип переносного значения в следующих словах: хворост - «кондитерское изделие», штопор - «фигура выс­шего пилотажа», переварить - «усвоить», расписаться - «заклю­чить брак», предбанник - «приемная», надымить - «накурить», зеленый - «неопытный», хвост - «задолженность после сессии», пожевать - «поесть», кирпич - «дорожный знак, запрещающий проезд.

Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (по­лисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омони­мию от полисемии?

Лисичка «животное» - лисичка «гриб», огонь «пламя» - огонь «стрельба», вид «зрительный образ» - вид «грамматическая категория», отпуск «отдых» - отпуск «выдача», язык «орган» -язык «средство общения», лопух «растение» - лопух «простак»

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.149-165.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 3.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3, 5.

 

Дополнительная литература

Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7.

Практическое занятие5:

Практическое занятие7.

Задания

Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже случаях и какими средствами:

Русск. стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий-синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шёл, окно - окна, говорю - говоришь, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы.

Англ. man – men, sing – sang, good – better – best, easy – easiest, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy’s, I – me, speaks – is speaking, girl – girls.

2. Определите, какими грамматическими значениями разли­чаются приведённые ниже словоформы и какими грамматически­ми способами эти различия выражены.

Высокий - очень высокий; пишет - пишущий; вырезать - вырезать; человек - люди; частый - чаще; знаем - знаете; мать - матери; брат - братья; класть - положить; синий - синий-синий; отдыхать - отдохнуть; ищу - буду искать; нога - на ноги; пи­сать - расписать.

Основная литература

1. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.182-187.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие8.

Морфемно - морфологический уровень языка. Морфемная и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Способы словообразования.

1. Грамматика и грамматический строй языка; понятия морфемы, алломорфы, варианта морфемы.

2. Существующие классификации морфем: корни и аффиксы, типы аффиксов по отношению к корню.

3. Исторические изменения в морфемной структуре слова: опрощение, усложнение, переразложение.

4. Основные понятия сло­вообразования: основа, производность, регулярность, словообразо­вательная модель; способы словообразования.

Задания:

Разделите на морфемы следующие слова:

Русск. забор, ловля, убеждаю, сидевший, головешка, любовь, братья, ненавистный, любовь, объявление.

Англ. children, bookish, worked, wisdom, impossible, rooms, discover, available.

2. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов?
Русск. а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, ко­ней, мышей.

Англ. а) chatter, greater, writer, daughter, diner, either, ever; b) writes, whiles, needs, ours; c) evening, duckling, meeting, earring.

3.В следующих словах укажите омонимичные аффиксы:
Русск. а) беру, воду, врачу, несу, (в) боку; б) море, шире, се­стре, (о) добре; в) родина, домина, долина, скотина, свинина.

Англ. а) teacher, quicker, chapter; b) ships, speaks; c) income, innocent, inhabit, invite.

4.Определите тип основы в следующих словах (производ­ная, непроизводная). Обоснуйте свой ответ.

Кость, радость, село, родина, детство, лебедь, сотня, пень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, го­рец, зрелище, шорох, воля.

5. Укажите слова, у которых производная основа стала не­производной. Как называется такое явление?

Колесник, ожерелье, облако, вкус, кольцо, окорок, пояс, ро­весник, борец, брак, забор, заноза, конец, молодец, крыльцо, забава, кончик, позор.

6. Выделите из данного ниже списка слова, обладающие ну­левым показателем. Обоснуйте своё решение и укажите, какие грам­матические значения этими показателями выражены:

Cтол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа.

Основная литература

1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.187-197.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие9.

Модуль 2.

Практическое занятие10.

Практическое занятие11.

Задания

Найти в записи следующих предложений все возможные случаи неоднозначного прочтения и определить, как это сказывается на их актуальном членении: Роняет лес багряный свой убор (Пуш­кин). И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться на Кипр (Бунин). Отзвенел давно звеневший сад (Есенин).

Определите, в роли какого члена предложения выступает слово один в приведенных ниже предложениях. Какие формальные признаки помогли вам установить его грамматическую сущность?

У меня есть один номер этого журнала. Все эти дома построены на один манер. Вопросы размещения и питания может решить один ди­ректор. Гости ушли, и Петя остался один. Тут тебя один человек спрашивал.

Нижеследующие словосочетания преобразуйте в предложе­ния с сохранением лексического тождества. Опишите произошед­шие изменения.

Его приезд, хорошая погода, решение вопроса.

4.Определите коммуникативную установку и предикатив­ность следующих предложений. Какими средствами это выражено?

Русск. Сидел бы ты дома. Земля вращается вокруг солнца. Ты не мог бы пойти к нему вместо меня? Муж и работай и учись, а ты будешь дома сидеть? Возможно, ты прав. Скорее бы он приехал! Вон отсюда!

Англ. I really want to talk to you. The sun rises in the east. You must do it immediately! Surely, he will come! You shold see the play, it’s marvelous!

Нем. Was soll es bedeuten? Ich wolte ea ware Fruhling! Jeder Stoff besteht us Atomen.

5.Сопоставьте логическую и грамматическую структуры предложений. В каких предложениях эти структуры совпадают, а в каких нет?

Поздравить юбиляра пришли все друзья. Друзья познаются в беде. Дождь заставил их забраться в шалаш. Новый драматиче­ский театр строят уже второй год. Дом этот построен совсем недавно.

6. На примере приведенного ниже текста продемонстрируйте основные виды внутритектсовой связи (вводные слова, прономинализация, лексические повторы, семантические связи и т. п.).

Егор Скумбриевич расположился рядом с членом лиги дураков и живо разделся. Голый Скумбриевич был разительно непохож на Скумбриевича одетого. Суховатая голова англичанина сидела на белом дамском теле с отлогими плечами и очень широким та­зом. Егор подошел к воде, попробовал ее ногой и взвизгнул. Потом опустил в воду вторую ногу и снова взвизгнул. Затем он сделал не­сколько шагов вперед, заткнул большими пальцами уши, указа­тельными закрыл глаза, средними прищемил ноздри, испустил ду­шераздирающий крик и окунулся четыре раза подряд. Только после всего этого он поплыл вперед наразмашку, отворачивая голову при каждом взмахе руки. И мелкая волна приняла на себя Егора Скум­бриевича - примерного геркулесовца и выдающегося общественно­го работника. Через пять минут, когда уставший общественник перевернулся на спину и его круглое глобусное брюхо закачалось на
поверхности моря, с обрыва над пляжем послышался чей-то голос.

(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.197-211.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.

Дополнительная литература

1.Вендина Т.Н.Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.

Практическое занятие12.

Задания

1. Определите, какие функции языка реализуются в следую­щих высказываниях:

«Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ноч­ных» (О. Мандельштам).

«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» (из учебника геометрии).

«Здравствуйте, меня зовут Владимир Петрович!» (учитель, входя в класс).

«Учет» (табличка на двери магазина).

2. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Какие языко­вые функции «не срабатывают»?

... А вот если подойдёт к тебе человек и спросит: «Шарле ву франсе?» - ты что подумаешь?

Ничего не подумаю, возьму да и тресну по башке.

3. Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не понимаешь сам - объяс­ни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила при­менительно к вопросу о языковых функциях?

4. Прокомментируйте следующие диалоги с точки зрения структуры речевого акта. Что способствует правильной интерпре­тации данных вопросов и ответов?

«У вас спички есть?» - «Не курю». «Вы уже ложитесь?» - «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где Петров?» - «Сейчас будет».

5. Ниже приводятся, казалось бы, совершенно однотипные высказывания. Однако коммуникативные задачи этих фраз заметно различаются. Попытайтесь восстановить более широкий контекст и спрогнозировать ответную реакцию слушающего:

У тебя часы есть? У тебя карандаш есть? У тебя брат есть? У тебя совесть есть?

6. В лингвистике известен феномен так называемых окказио­нальных слов (индивидуально-авторских неологизмов). Причём они создаются не только писателями, но и обычными людьми в обычных бытовых ситуациях. К сфере языка или речи относятся такие слова, и какое свойство языка/речи они демонстрируют? Приведите соответствующие примеры.

7. Метафора может быть как явлением языка, так и явлением речи. Метафоры языка: нос (корабля), ручка (кресла), лист (бума­ги) и т. п. Приведите примеры метафор речи (из газет, художест­венной литературы, разговорной речи).

Основная литература

Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.15-24.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 1, 17

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 1. § 1.

Практическое занятие13.

Практическое занятие14.

Практическое занятие15.

Метод глоттохронологии.

4. Генеалогическая классификация языков (языковая семья, языковая ветвь, языковая подгруппа).

Выберите из списка названия мертвых языков: датский, скифский, урду, латышский, башкирский, булгарский, коми-зарянский, старославянский, алтайский, калмыцкий, ретророманский, латинский, курдский, прусский, иврит, готский, древнегреческий, галльский, словацкий, лезгинский, хазарский, финский.

4. Распределите по группам следующие индоевропейские языки:

Греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский, кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, латгальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, французский, молдавский, провансальский, русский, фризский, латышский, полабский, африкаанс, испанский, латинский, хеттский, шотландский, немецкий, ретророманский, галльский, армянский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский, таджикский, словацкий.

Практическое занятие16.

Распределите следующие языки по группам: японский, грузинский, вьетнамский, бирманский, азербайджанский, казахский, молдавский, мордовский, итальянский, датский, словацкий, башкирский, сванский, афганский, лезгинский, осетинский, пенджаби, сербский, хорватский, латышский, норвежский, голландский, латинский, уэльский.

а) флективным, б) агглютинативным, в) инкорпорирующий,

г) изолирующий.

Большинство грамматических форм русского языка являются синтетическими или аналитическими (приведите примеры).

Большинство грамматических форм английского языка являются синтетическими или аналитическими (приведите примеры).

Разделите синтетические и аналитические формы в русском и английском языке:

Русск. стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий-синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шёл, окно - окна, говорю - говоришь, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы.

Англ. man – men, sing – sang, good – better – best, easy – easiest, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy’s, I – me, speaks – is speaking, girl – girls.

 

Основная литература:

1.Вендина Т.И., Введение в языкознание, М.2003, С.260-280

2.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород.1999.: с. 211-226.

3.Головин Б.Н. Введение в языкознание. М. 1983.:С.256-263

4.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М. 1987С.221-237

5.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М. 1987.С.285-329

6.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М. 1996 (М. 1967).:С.382-464.

Практическое занятие17.

Практическое занятие18.

Практическое занятие19.

Модуль 1.

Языкознание как наука. Язык как система знаков.

Система и структура языка

1.Укажите возможные варианты корня (не менее пяти), определите тип чередований: выбор.

2.Найдите случаи ассимиляции, дайте их полную характеристику: сказка, просьба, сжать, из сада, мостик, возчик

3.Омонимия или полисемия? В последнем случае определите тип переноса.

Новый дом - торговый дом, охота на медведя - охота к перемене мест, серебряное блюдо - сладкое блюдо, точка ножей - точка на карте, отдаленная точка - жирная точка, золотое кольцо - золотая осень, лисий мех - кузнечный мех, молодой человек - молодой задор.

4.Найдите окончания в словах: медвежий, свежий, чей, свечей, ведро, метро, вымой, стремление, небось, хаки.

5.Дайте примеры: внутренней флексии, редупликации, супплетивизма.

6.В каких случаях можно говорить об ударении как о грамматическом средстве? (дайте пример).

7.Укажите принципы классификации словосочетаний и дайте примеры словосочетаний различных типов.

8.По каким признакам предложение выделяется как особая языковая единица?

9.Чем отличается актуальное членение предложения от анализа по членам предложения?

6.2.2.2 Образец теста

Тест по модулю 2

Основные принципы и направления развития современного языкознания

Вариант 1

Назовите живой индоевропейский письменный язык

а) старославянский

б) скифский

в) латинский

г) валлийский

д) санскрит

Назовите язык уральской семьи финно- угорской группы:

а) киргизский

б) литовский

в) норвежский

г) голландский

д) эстонский

В каком из указанных алфавитов впервые появились буквы для обозначения гласных:

а) угаритский

б) финикийский

в) греческий

г) арабский

Определите, какой принцип орфографии лежит в основе написания следующих слов: слава, Слава, надежда, Надежда

а) фонетический

б) морфологический



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.226 (0.188 с.)