Основные трудности публичного выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные трудности публичного выступления



 

Хорошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: ора­тор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боит­ся, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

- нельзя прервать выступление, когда хочется;

- нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

- трудно понять отношение аудитории к себе;

- слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми, кого видят по телевизору;

- нельзя вести себя свободно, так, как хочется;

- по вашему выступлению о вас соста­вят мнение, которое потом будет трудно изменить.

 

70% начинающих ораторов считают неконтролируе­мый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказы­вают про известного критика В.В. Стасова, который <...> в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся да с тем и ушел, не сказав ни единого сло­ва».

Лучшим средством против страха является непрерыв­ная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позво­лит оратору накопить некоторый опыт - знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и мно­гого избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока - хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в боль­шую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

 

Действительно, трудностей много, поэтому первые выступле­ния людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анали­зировать и исправлять свои ошибки.

1.6.2.5 Общие требования к публичному выступлению

 

Когда мы готовимся к публичному выступлению, одни виды выступлений кажутся нам не очень сложными - например, объяв­ление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудно­сти), другие - например, доклад по какой-нибудь теме, офици­альная речь на юбилее института, торжественном собрании - гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудито­рией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информа­ционные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлека­тельные.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступле­ния (лекция, доклад, выступление и др.), имеют общие требования к пуб­личному выступлению. Назовем основные из них:

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

10. Решительное начало выступления.

 

1. Первая фраза выступления должна быть продумана, подго­товлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы нач­нете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, не­компетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепе­тировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступ­ления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или траги­ческих событиях, происшествиях. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

 

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слуша­тель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. В связи с этим пред­почтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмо­ции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

 

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудито­рий как умные, более правильные, содержащие истинную ин­формацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хорошие рекомендации на эту тему дал своему сыну амери­канский президент Франклин Делано Рузвельт: будь искренен, будь краток, садись.

 

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слу­шателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего, краткие диало­ги со слушателями в ходе самого выступления.

 

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговор­ным, выступление должно носить характер непринужденной бе­седы. В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Разговорность ора­торского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иност­ранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требо­вания разговорности. Можно использовать (умеренно) разговор­ные слова, юмор, шутку.

 

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смо­треть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакци­ей, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готов­ность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудито­рию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

 

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем жела­тельно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от ора­тора в сформулированном виде.

 

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, яс­ным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоцио­нально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы ауди­тория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завер­шение вашего выступления.

 

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из при­веденных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных; краткость важнее в инфор­мационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных вы­ступлений; эмоциональность в протокольно-этикетных выступле­ниях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. В большинстве случаев основные требо­вания должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

1.6.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

 

1. Какие виды публичных выступлений вы знаете?

2. Какие виды публичных выступлений по цели вы знаете?

3. Какую речь называют информационной?

4. Назовите её особенности.

5. Какое выступление называют протокольно-этикетным?

6. Назовите его особенности, виды.

7. Перечислите основные требования к протокольно-этикетным выступлениям.

8. Каковы правила подготовки поздравительных и приветственных речей?

9. Какое выступление называют развлекательным?

10. Назовите его особенности.

11. Назовите основные правила подготовки развлекательного вы­ступления.

12. Какие виды развлекательных выступлений вы знаете?

13. Расскажите о каждом из них.

14. Расскажите о правилах рассказывания анекдотов.

15. Каковы правила слушания анекдотов?

16. Какие бывают тосты?

17. Каковы правила произнесения тостов?

18. Назовите виды публичных выступлений по форме.

19. Расскажите о каждом из них.

20. Что называется риторическим каноном?

21. Назовите этапы подготовки выступления, согласно античному риторическому канону.

22. Для чего необходима данная риторическая модель?

23. Что понимается под инвенцией?

24. Какая задача является первоочередной при подготовке текста (речи)?

25. Поясните трехчленную структуру речевой ситуации: говорящий - информация (речь) – адресат.

26. Что включает в себя понятие «общее место» текста?

27. Какие «общие места» бывают в тексте?

28. Расскажите о каждом из них.

29. Что понимается под синтаксическим развертыванием материала?

30. Какова традиционная композиция текста?

31. Что представляет собой каждая часть?

32. В чем заключается техника подготовки публичного выступления?

33. Каковы ступени подготовки материала?

34. Каковы основные трудности публичного выступления?

35. Каковы общие требования к публичному выступлению?

 

Ваше мнение:

 

1. Протокольно-этикетные выступления по своему содержанию неиск­ренни. Почему тем не менее они очень распространены и во многих си­туациях необходимы?

2. Любое похвальное слово содержит преувеличения. Почему? Необходимо ли это?

3. Некоторые люди полагают, что чокаться после тоста надо только ви­ном. А что делать, если вы не пьете, а тост произнесен и у вас в руке бокал с минеральной водой или соком?

4. Почему люди, рассказывая о событиях своей жизни, часто приукра­шивают себя и свое поведение, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле?

5. Почему наши политики так плохо говорят?

6. Что эффективнее, с вашей точки зрения - агитировать людей или убеж­дать их?

 

 

1.6.4 Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Ответ ученика на уроке - это убеждающее выступление.

2. Информационная речь - это лекция, рассказ учителя.

3. Тост - это развлекательное выступление.

4. Речь на открытии нового учебного заведения - протоколь­но-этикетное выступление.

5. Речь на траурном митинге - это протокольно-этикетное выступление.

6. Анекдот для публики - это развлекательное выступление.

7. Речь с оценкой заслуг юбиляра - убеждающее выступле­ние.

8. Речь с оценкой заслуг юбиляра - развлекательное выступ­ление.

9. Доклад - всегда подготовленное выступление.

10. Сообщение - это краткое неподготовленное выступле­ние.

11. Выступление - это подготовленное или неподготовленное сообщение.

12. Лекция строится по строгому плану.

13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).

Упражнение 2

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Протокольно-этикетное выступление имеет целью соблю­сти общественный ритуал.

2. Протокольно-этикетное выступление должно быть крат­ким.

3. Протокольно-этикетное выступление должно носить в сво­ей основе эмоционально-развлекательный характер.

4. Протокольно-этикетное выступление должно содержать юмор.

5. Протокольно-этикетное выступление должно произноситься без конспекта.

6. Протокольно-этикетное выступление основывается на по­хвале.

7. Протокольно-этикетное выступление адресуется отдельно­му лицу.

8. Протокольно-этикетное выступление адресуется лицу или организации.

9. В протокольно-этикетном выступлении должны быть отме­чены заслуги лица или организации.

10. Протокольно-этикетное выступление должно завершаться эмоциональным пожеланием

 

Упражнение 3

 

Вас пригласили первого сентября выступить перёд первоклассни­ками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать?

 

Упражнение 4

 

Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сум­ки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на кото­ром вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т.д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.

 

Упражнение 5

 

Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американ­ской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш университет. Вам надо за 2 мин. поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный вуз и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об университете, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш вуз от­личается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть универсистет, сказав, на что они в первую очередь должны обратить вни­мание.

 

Упражнение 6

 

Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов бу­дут соревноваться в искусстве публичного выступления. Вы должны про­изнести минутную приветственную речь перед открытием этого фес­тиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всем успеха.

 

Упражнение 7

 

Составьтепохвальную речь, с которой вы выступите на открытии памятника Белому Биму, Волку и Зайцу из мультфильма «Ну, погоди», пепси-коле, футбольному мячу, телевизору, видеомагнитофону, лавоч­ке у подъезда, шоколадке «Аленка», компьютеру и т.д.

 

Упражнение 8

 

Прочитайте сначала неэмоционально, а затем эмоционально любой анекдот.

Какое прочтение анекдота оставляет более приятное впечатление?

Почему?

 

Упражнение 9

 

Расскажите ваш любимый анекдот. Следуйте правилам рассказыва­ния анекдотов.

 

Упражнение 10

 

Подготовьте тост с использованием любого афоризма на выбор:

 

1. Говорят: кто не знает и не поет песен, тот должен жить в хлеву, а не в доме...

2. Один мудрый человек сказал: «Любое здание без фундамента быстро разрушится. Любой дом без доброго хозяи­на быстро разорится...».

3. Как сказал один мудрец: «Человек в жиз­ни либо катится, либо карабкается».

4. На Кавказе говорят: время, проведенное с гостями, не засчитывается в возраст.

5. «Спешите делать добро!» - восклицал легендарный доктор Гааз.

6. Царь Соло­мон говорил: «Празднуй каждый день!».

7. Правильно говорят: луч­ше сто раз протянуть руки, чем один раз - ноги.

8. Есть такая пого­ворка: «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй».

9. Говорят: один отец значит больше, чем сто учителей.

10. Говорят: любое на­строение хорошо, если его есть с кем делить.

11. Древние говорили: сорванный цветок должен быть подарен.

12. Русская поговорка гла­сит: «В тесноте люди поют, а на просторе волки воют».

 

Упражнение 11

 

Предложите тост за смех, юмор, хорошее настроение, используя приведенные ниже поговорки:

 

1. Смех - силе брат.

2. Шутку шутить - всех веселить.

3. Умеючи пошутить - людей повеселить.

4. Посильна беда со смехами, а невмочь беда со слезами.

5. Кто в радости живет, того и кручина неймет.

6. Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем.

7. За хлебом-солью всякая шутка хороша.

8. Есть нечего, да жить весело.

9. Веселье лучше богатства.

10. Хохочи, коли зубы хороши.

11. Смех тридцать лет у ворот стоит, а свое возьмет.

12. Станут люди смеять­ся, и мы посмеемся.

 

Упражнение 12

 

Придумайте начало тоста, заканчивающегося следующими поже­ланиями:

 

1. За замечательное человеческое качество - доброту!

2. За вер­ность человека своей мечте!

3. За то, чтобы сбылись все ваши меч­ты и надежды!

4. За то, чтобы вы были счастливы в вашей новой квартире!

5. За твой замечательный успех!

6. За моих замечатель­ных родителей, которых мы с братом очень и очень любим!

7. За человека, без которого я не могу представить своей жизни!

8. За тех, кто всю душу вкладывает в воспитание детей!

9. Друзья, пре­красен наш союз!

 

Упражнение 13

 

Предложите свой («авторский») тост.

 

1. За своего верного и преданного друга, не раз выручавшего вас в трудную минуту.

2. За свою необыкновенно добрую бабуш­ку, равной которой нет в мире.

3. За свою компанию, которая вся в полном составе пришла поздравить вас с днем рождения.

4. За гостеприимство родителей вашего сокурсника, к которому вы пришли.

 

Упражнение 14

 

Оформите в виде тоста следующие пожелания:

 

- здоровья (бабушке и дедушке в день их золотой свадьбы);

- дол­голетия (дедушке в день рождения);

- поступления в институт (стар­шему брату, сестре);

- успехов в работе (отцу в день рождения);

- счастья и радости в жизни (маме в день рождения);

- успехов в учебе (сокурснику, товарищу);

- счастья, успехов, удачи в новом году (компании, на Новый год);

- новых интересных статей (жур­налисту, в день его рождения);

- успехов в научной работе (челове­ку, защитившему диссертацию);

- новых интересных книг (писате­лю, выпустившему новую книгу).

 

Упражнение 15

 

Подумайте о значении средневековых крёстных ходов вокруг монастырей.

Для чего они были необходимы монахам?

 

Упражнение 16

 

Прокомментируйте слова Гете о том, что, дви­жение на свежем воздухе придает человеку «продуктивно действую­щие силы».

 

Как это сказывается на рождении мыслей, на создании публицистических текстов?

 

Упражнение 17

 

Подумайте над детским вопросом: «Что делает ветер, когда он не дует?» (Эрих Кестнер).

Какую роль в решении этого вопроса отводится самоопросу?

 

Упражнение 18

Философ Иоганн Фихте указывал на важность размышления вслух. Он писал: «Размышление вслух дает новую степень ясности и определенности. Оно объединяет чувство и разум; абстрактнейшие идеи последнего обостряет, а образы первого упрощает и упорядочивает».

 

Прокомментируйте данное высказывание с точки зрения чередования состояний – размышления вслух и прослушивания «внутреннего голоса.

Упражнение 19

Плиний писал о художнике Апеллесе, который не позволял себе ни дня без хотя бы одного мазка кистью: nulla dies sine linea (ни дня без линии).

 

Прокомментируйте слова Плиния с точки зрения осуществления регулярной работы над текстом, которая приведет к большему успеху.

Упражнение 20

«Выдающийся оратор-пи­сатель Вольф фон Нибельшутц прогова­ривал весь текст, когда писал, произносил его снова и снова, проверяя предложения на ясность и эффектив­ность, шлифовал и упрощал, пока все в целом в сло­весном отношении не зазвучит почти свободно» (Ильза фон Нибельшутц).

 

Для чего он это делал? Поясните.

Упражнение 21

Вот история XVI столетия: один меценат, наблюдая за Микеланджело, когда тот тщательно обрабатывал детали своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи!» На что художник отвечал: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут мелочи,асовершенство - то, в чем мелочей нет».

 

Какое отношение данное высказывание имеет к речи? Поясните.

Упражнение 22

Прокомментируйте слова Фонтане: «Три четверти моей литературной деятельности заклю­чается в сущности в правке и шлифовке. И, возможно, три четверти - сказано слишком мало».

 

Упражнение 23

 

Писатель Ганс Магнус Энценсбергер однажды сказал: «Интенсивная работа всегда ведет к сокращению. Все кни­ги, кроме словарей, слишком длинны».

 

Прокомментируйте данное мнение с точки зрения окончательной редакции ключевых слов в тексте.

 

Упражнение 24

Прокомментируйте данные высказывания:

 

- Речь не должна застыть в окончательно отлитом виде. Она остается, так сказать, в подвижном аг­регатном состоянии.

- Чтобы иметь представление о предмете, нужно не только собирать материал для конкретной речи, но и постоянно расширять свои знания с помощью всесто­ронне разветвляющегося сбора данных.

- Усилия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными.

- Умственной работой нужно заниматься по возможности регулярно.

- Во время медитации необходимо четко уяснить основные положения речи и выразить их в законченных фразах. Терпеливое обдумывание деталей и связок можно рекомендовать, но не со всей настойчивостью.

- Мы снова и снова перерабатываем разделы речи, со­храняя в качестве мысленного ориентира ключевые слова, но подыскиваем все новые формулировки. При этом вполголоса произносим текст про себя.

- Речь можно назвать совершенной, если улучшились все, даже ее заведомо мелкие детали.

- Речь не должна застыть в окончательно отлитом виде. Она остается, так сказать, в подвижном аг­регатном состоянии.

- Высочайшая ступень ораторского искусства - речь-импровизация.

 

Согласны ли вы с ними?

 

Упражнение 25

Прокомментируйте слова Карнеги:

- «Хорошая подготовка - половина дела».

- «Мир любит слушать о борьбе».

- «Хорошее вы­ступление – это, прежде всего, разговорный тон и непосредствен­ность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объ­единенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов».

Упражнение 26

Прокомментируйте знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?».

 

Упражнение 27

 

Какие утверждения правильные?

 

1. Первая фраза выступления должна быть подготовлена за­ранее.

2. Первая фраза выступления должна быть импровизационной.

3. Содержание выступления должно быть построено на каком-либо конфликте, столкновении идей, точек зрения.

4. Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе вы­
ступления.

5. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе вы­ступления.

6. Оратор должен быть логичен и малоэмоционален в процес­се выступления.

7. Использование оратором простых, общеупотребительных
слов снижает доверие к нему, создает впечатление о его некомпе­тентности.

8. Использование оратором простых, общеупотребительных слов повышает доступность выступления.

9. Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю.

10. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

Упражнение 28

Прокомментируйте слова Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра» с точки зрения целевой установки в публичном выступлении.

Упражнение 29

 

Относятся ли к публичным следующие выступления? Если да, то к какому виду по цели?

 

1. Выступление кандидата на выборах перед избирателями.

2. Объяв­ление сокурсникам о завтрашней экскурсии.

3. Разговор декана со студентом в его кабинете.

4. Устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании.

5. Выступление на митинге.

6. Рассказ роди­телям о делах в институте.

7. Представление курсу почетного гостя.

8. Тост, который произносит отец на юбилее своего начальника.

9. Выступление на похоронах.

10. Рассказ дворовым друзьям о проис­шествии во время экскурсии.

11. Выступление, в котором вы поздрав­ляете с праздником своих преподавателей.

12. Поздравление ректо­ром выпускников вуза.

13. Объявление по радио.

14. Анекдот для публи­ки.

15. Поздравление школьником учительницы с праздником 8 Марта от имени класса.

16. «Расскажу вам интересный случай» (выступле­ние на занятии по риторике).

17. Новости, которые читает диктор в программе «Время».

18. Инструкция о том, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха.

19. Похвальное слово школе (на вы­пускном вечере).

20. Речь учителя о необходимости организации лет­них оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании).

21. Речь перед учащимися о вреде курения.

22. Приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке.

23. Реклама жева­тельной резинки (по телевизору).

24. Аннотация книги для сокурсни­ков (на занятии по риторике).

25. Речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов).

26. Рассказ попутчикам о себе (в поезде даль­него следования).

 

Упражнение 30

 

Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа)?

 

1. Отчет Председателя Совета Министров о работе правитель­ства за год.

2. Речь кандидата в депутаты на предвыборном ми­тинге.

3. Объяснение материала учителем на уроке.

4. Получасовое выступление ученого на научной конференции.

5. Десятиминут­ное выступление студента на научной конференции.

6. Выступле­ние трех учеников с подготовленными материалами (по 3 мин) в ходе объяснения учителя по теме урока.

7. Классный час с вы­ступлением психолога, который рассказывает о проблемах пси­хологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы.

8. Выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.

 

Упражнение 31

 

Прочитайте вслух текст.

 

Речи лились рекой, благо ни характер тем, ни время не были ограничены. Можно было вволю поболтать. Этим особенно злоупотребил член Государственного совета Гурко...

- Господа, - начал свою речь Гурко, - приехал в Париж, как-то еще перед войной, владетельный царек одного из африканских племен. Его очаровали прелестные ножки парижанок, и, уезжая, он возымел, мысль обуть своих соотечественниц в такие же очаровательные туфельки, какими он любовался на парижских бульварах.

Присутствовавшие, ожидавшие либеральных, умных речей, в первые минуты были заинтригованы подобным оригинальным началом. И Анатоль Франс даже повернулся в сторону занятного оратора. Скоро, однако, пришлось разочаровываться. Прошло еще добрых полчаса, а бывший царский министр продолжал скучно объяснять, как туфли, заказанные неграм в Париже, ока­зались слишком тесными, как в Африку поехал немецкий сапожник, снял там мерки с ног негритянок и сколь выгодную аферу он сумел на этом сделать. Никто ничего не понял. Сидевший направо от председателя Милюков побаг­ровел от негодования, а я, уставившись в тарелку, старательно очищал одну грушу за другой (А.А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. — Петрозаводск, 1964, Т. И. - С. 192, 193).

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Произвел ли оратор впе­чатление на аудиторию занятным и забавным введением?

- В чем заключается его главная ошибка?

- Устраивает ли вас завершение речи?

- Какое заключение предложили бы вы, оказавшись на месте этого оратора, слабо подготовленного в красноречии?

- Может ли предложенный вами вариант ответа быть однозначным?

- Можно ли было бы, по вашему мнению, завершить речь яркой поговоркой, которыми так богаты Франция и французский язык? Например, о том, что немецкий сапожник оказался проворнее и негри­тянского царька, и парижских законодателей модельной обуви?

- Подберите подходя­щую к данному сюжету пословицу или поговорку.

- Можно ли использовать в данной ситуации русские поговорки: «не по Сеньке шапка» или «Волка ноги кормят»?

 

Упражнение 32

 

Прокомментируйте данные цитаты с точки зрения правил публичного выступления:

 

1. «Секретарем при мне был Карнеев: из-за застенчивости он не смел объясниться ни с одним из посетителей, хотя говорил идеально по-французски» (А.А. Игнатьев).

 

2. «Он стал гибким политиканом, столь ценным для лавированья среди бесчисленных и надводных и подводных шхер беспринципной бур­жуазной республики. Писал он мало, говорил много, побеждая даже врагов да­ром своего красноречия» (А.А. Игнатьев).

 

Упражнение 33

Что Вам известно о таких личностях, как:

 

- И.Л. Андроников,

- А.А. Ахматова,

- Е.С. Боткин,

- М.А. Булгаков,

- М.Н. Ермолова,

- Лжедмитрий,

- А.Д. Меншиков,

- Г.С. Ула­нова,

- М.И. Цветаева,

- П.А. Фло­ренский,

- кн. И.И. Шереметев,

- В.М. Песков.

 

Задание:

 

Расскажите о некоторых из них подробнее, оформив свой рассказ в виде публичного выступления.

Упражнение 34

Вставьте фамилию/год/факт/событие:

 

1. 11 декабря 1610 г. под Калугой был убит...

2. 13 февраля/ 2 марта 1931 г. венчался в Москве.... накануне слушал песни ….

3. 19 октября 1811 г. в царском Селе был открыт...

4. Таню и Олю Лариных по отчеству звали...

5. В 1723 г. от простуды в Санкт-Петербурге умер...

6. 8 сентября 1380 г. состоялась битва...

7. 7 сентября 1812 г. состоялось сражение...

8. Осенью 1430 под Калугой на реке Угре было...

9. Высшим военным орденом Российской Империи был...

10. Высшим военным орденом СССР была...

11. Князь Владимир Святой крестил Русь в... г.

12. Большая часть населения Грузии исповедует... религию.

13. 14 декабря 1825 г. в Петербурге был убит герой войны 1812 г. …

14. 19 декабря 1699 г.... издал Указ о переносе Нового Года на 1 января с...

15. В селе Троицком, между Москвой и Калугой жил и похоронен Президент двух Российских Академий. Его зовут...

16. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну...

17. Знаменитый русский актер К.С. Станиславский (1863-1938) родился в семье...

18. 12/24 октября 1812 г. состоялось сражение под …, закрывшее Наполеону дорогу в южные области России.

19. 1 марта 1881 г. в результате пятого покушения был убит русский император…

20. Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета... снова

Смотрела... на нас? (Н. Заболоцкий. Портрет. 1953)

Задание:

 

Расскажите об одном из перечисленных событий подробнее, оформив свой рассказ в виде публичного выступления.

Справка:

1. Лжедмитрий II,

2. А.С. Пушкин, цыганки Тани,

3. Лицей,

4. Дмитриевны,

5. Петр I Великий,

6. на Куликовом поле,

7. вбли­зи Бородино,

8. Великое стояние между войсками Ивана III и хана Ахмата, завершившее татаро-монгольское иго на Руси,

9. Орден Свя­того Георгия I степени,

10. Золотая Звезда Героя Советского Союза с одновременным вручением ордена Ленина,

11. в 987 - 989 гг.,

12. пра­вославную религию,

13. генерал-губернатор Санкт-Петербурга князь М.А. Милорадович,

14. Петр I, с 1-го сентября,

15. княгиня Екатерина Романовна Дашкова,

16. войну России,

17. фабриканта Алексеева,

18. Малоярославцем,

19. Александр II,

20. Рокотова... Струйская.

 

Упражнение 35

Прочитайте текст:

Выступление на собрании

Я позволю себе потратить на сообщение две минуты, потому что знаю менеджмент и ценю работу фирмы в этом направлении.

Нужно послать ваши образцы в дирекции на местах и получить на них отзывы.

Это будет не возвращением к начальной стадии работы, а напротив, ее продолжением.

В кассе пусто и в результате придется закрывать филиал, объявив весь персонал «персонами нон грата».

Поэтому путь один - вперед и вверх, не смотреть назад, не надеяться на дядю, а только на себя, если мы считаем себя профессионалами.

Если есть вопросы, то я попытаюсь ответить на них.

Прошу остаться на несколько минут инженеров из отделов.

Наша цель - два-три миллиона, что и станет процветанием для фирмы.

Благодарю всех за внимание.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Все ли вас устраивает в предложенном тексте?

- Если в тексте ошибки?

- Найдите их, объяс­ните, как нужно сказать в каждом отдельном случае.

- Как текст должен выглядеть, по вашему мнению?

 

Упражнение 36

Это задание ориентировано на знание истории России, ораторское обсуждение отдельных ее страниц:

Задание:

У А.С. Пушкина были сложные отношения с царем Николаем I, a пoтомок царской фамилии Романовых женился на внучке поэта. Подготовьте ораторское выступление на эту тему по специально подго­товленному плану. С этой целью прочитайте спе­циальную литературу, там найдется немало ярких сюжетов и деталей, касающихся этого вопроса.

Упражнение 37

Прокомментируйте слова И.Л. Андроникова: «Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно. Помни, что это нетрудно...».

 

Упражнение 38

Включите вечером телевизор (или радио), прослушайте кого-нибудь из ведущих программы, постарайтесь выбрать из них того, кто, на ваш взгляд, в наибольшей степени отвечает вашей творческой ораторской манере (или противоречит ей).

Объясните сами себе (а потом, может быть, и какой-нибудь аудитории), почему «нравится» этот, а не тот. Вспомните все то, о чем мы говорили в представленной лекции, и, подготовив план выступления на эту тему, рас­скажите его содержание аудитории.

Упражнение 39

Прочитайте (вслух) отрывок из «Воскресенья» Л.Н. Толстого (см. Приложение 21).

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как можно охарактеризовать главное действующее лицо этого отрыв­ка - «товарища прокурора», выступающего в судебном заседании с обвине­ниями в адрес Катюши Масловой - главной подозреваемой по этому делу:

а) содержание речи обвиняющего,

б) форма речи обвиняющего,

в) почему, по мнению автора, товарищ прокурора «глуп чрезвычайно»?

 

2. Каковы особенности речей защитников Катюши Масловой и другого адвоката?

3. Каково отношение автора романа к происходящему в зале судебного заседания в целом (может быть, для ответа на этот вопрос нужно будет прочитать и другие страницы романа по первоисточнику)?

4. Как соотносятся ло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 3819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.321 с.)