Виды публичных выступлений по цели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды публичных выступлений по цели



 

Важный вопрос, на который необходимо ответить оратору, приступающему к созданию речи, - «Зачем?». С какой целью он будет выступать перед слу­шателями? Причем этот вопрос должен вставать не только перед оратором на митинге или собрании, но и перед каж­дым человеком, готовящимся к любому устному выступ­лению.

Цель речи - это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления.

 

Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Первая классификация речей по цели была предложе­на Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели, в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, су­дебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме со­вета и ставит целью склонить к совершению определенно­го действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсуди­мого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и со­держит похвалу или порицание.

Со времен Аристотеля формы красноречия претерпели существенные изменения, и современные речи не могут быть полностью уложены в эту триаду.

 

Сегодня по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

- информационное;

- протокольно-этикетное;

- развлекательное;

- убеждающее.

 

1. Цель - сообщить некоторую информацию, дать сведения о том или ином предмете, причем так, чтобы слушателям это было интересно.

 

Такая речь называется информационной. Информационный жанр, используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем собы­тии тоже относятся к информационным выступлениям.

 

Желательный результат любой информационной речи - возглас слушателей: «Как интересно!».

Главное в любом информационном выступлении - суметь пе­редать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторить основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схема­ми, иллюстрациями и т.д. (См. подробнее о данном виде публичных выступлений в 1.6.2.1.2 «Виды публичных выступлений по форме» и в 1.1.2.2.2 «Информативный аспект речи»).

 

2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый ритуал, прото­кол, этикет, традиции общения в той или иной офици­альной ситуации.

 

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном вы­ступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, офици­альный тост и др.

 

Виды протокольно-этикетных выступлений:

- Речь при встрече официальных гостей.

- Официальное поздравление юбиляра.

- Траурная речь.

- Приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски.

- Речь с оценкой заслуг какого-либо известного человека (на­пример, писателя, ученого, основателя какого-либо учрежде­ния, научного направления и др. в годовщину его рождения или смерти).

- Представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой.

- Похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, науки, искусства, общего дела и т.д.).

- Официальный тост на банкете или юбилее в честь какого-нибудь лица или события.

- Воодушевляющая речь на торжественном собрании, юбилее коллектива (организации, учреждения, фирмы и т.д.), встрече единомышленников.

- Вступительное слово при открытии какого-либо мероприя­тия (встречи, собрания, конференции, съезда, торжественной линейки в начале учебного года).

- Приветственное слово в адрес какого-либо собрания, съезда или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации или учреждения и др.

- Заключительное слово при подведении итогов, закрытии ка­кого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественно­го заседания).

 

Основные требования к протокольно-этикетным выступлениям.

Протокольно-этикетное выступление должно (быть):

1. кратким;

2. воодушевлять слушателей;

3. в меру энергичным и эмоциональным;

4. не содержать ничего спорного, вызывающего несогласие;

5. произноситься без бумажки;

6. пробуждать благородные чувства: восторг, благодарность, преданность, привязанность, восхищение.

Протокольно-этикетное выступление строится в своей основе на похвале.

Хвалить человека можно: за доброту, ум, готовность помочь другим; за то, что он всегда помогает друзьям и незнакомым лю­дям; за то, что много знает; за интеллигентность, высокую куль­туру в поведении и общении, справедливость, благородство в от­ношении младших и слабых, знания в какой-то конкретной об­ласти, умение объяснить другим то, что знает или понял сам, способности, талант в какой-либо области (он прекрасно умеет... он великолепно...), бескорыстие, умение общаться с людьми, ост­роумие, вкус в одежде и т.д.

Организацию можно хвалить: за сложившиеся хорошие тради­ции, успехи в деятельности, стабильность трудовых показателей, хорошие результаты работы, наличие дружного, сплоченного кол­лектива, умного руководителя, умение работать в трудных усло­виях, стремление сохранить и укрепить сложившиеся за долгое время традиции и т.д.

Группу или коллектив единомышленников можно хвалить: за единство, сплоченность, хорошие взаимоотношения между членами коллектива, умение решать поставленные задачи, ра­ботать коллективно, налаженную взаимопомощь, «сплав моло­дости и опыта», наличие в коллективе многих талантливых лю­дей, традиционно хорошие отношения начальника и подчи­ненных, начальника - за его успешное руководство, умение ладить с людьми, добиваться своего, защищать свой коллектив перед вышестоящими инстанциями, умение работать в трудных условиях и т.д.

 

Правила подготовки поздравительных и приветственных речей:

1. Используйте уважительное обращение: уважаемый, уважа­емая, дорогой, дорогая (если виновник торжества присутствует); глубокоуважаемый - при официальном поздравлении, обраще­нии к старшему (например, к начальнику, руководителю).

2. Если у вас особенно теплые, дружеские отношения с винов­ником торжества, можно обратиться к нему милый, милая. Если вы хотите усилить выражаемые добрые чувства, то можно доба­вить наш или мой к обращениям милый, дорогой.

3. Охарактеризуйте повод, событие, в честь которого вы произ­носите свою речь: Сегодня мы отмечаем ...; Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить..:, Событие, которое состоится сегодня, имеет большое значение для всех нас...

4. Скажите, почему вам приятно выступать с поздравлением сегодня: Мне особенно приятно произнести это слово, потому что я... (выпускник этого вуза, один из учеников этого преподавателя и т.д.); Сегодняшнее событие особенно важно для меня, потому что...

5. Выскажите эмоциональную похвалу в адрес того, кого вы поздравляете, отметьте его заслуги: можно отметить в нем то, что отличает с положительной стороны, перечислить его поло­жительные качества; перечислить, за что вы его особенно лю­бите; поблагодарить его за то, что он вам помогает, выручает вас и т.д.

6. Не используйте стандартных фраз, постарайтесь быть в своем поздравлении оригинальным.

7. Приветливо улыбайтесь, говорите теплым искренним тоном, смотрите на виновника торжества.

8. Завершите эмоциональными пожеланиями.

 

3. Цель - развлечь собравшихся, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время

 

В таком случае перед нами развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Развлекательная речь должна поддерживать внимание и инте­рес слушателей, быть занимательной, приятной для них на всем протяжении. Она предназначена для общения на досуге и должна оставить слушателей в хорошем, оптимистическом настроении, с улыбкой на устах.

 

Основные правила подготовки развлекательного вы­ступлений:

1. Основная особенность развлекательной речи - бесконф­ликтность. Она ни в коем случае не должна никого обидеть, не должна содержать критики присутствующих.

2. В таком выступлении необходимо на протяжении всего рас­сказа удерживать внимание слушателей.

3. Речь должна быть короткой, но неоднословной.

4. Она должна сочетать серьезное и шутку, юмор должен пре­обладать.

5. В ней эффективны примеры из личной жизни рассказчика или присутствующих.

6. В ней часто присутствует ирония, а часто и самоирония.

7. Развлекательная речь обычно содержит преувеличения, в ней много сравнений и метафор.

8. Произносится без конспекта.

9. Она должна произноситься совершенно гладко, без запи­нок и остановок, в импровизированном стиле.

10. Должна иметь краткое, афористичное, заранее продуман­ное завершение - шутливый призыв, вывод или мораль.

 

Основными видами развлекательных выступлений являются:

 

1. Смешной случай из жизни (собственной или жизни других людей).

Веселые случаи из реальной жизни - вашей или ваших знакомых, вашей компании -самые интересные для развлекательного общения: т.к., кроме вас, этот случай никто не знает, и это де­лает ваш рассказ особенно ценным для собравшихся и всегда обес­печивает рассказчику внимание.

Случаи из жизни начинают рассказывать с вводной фразы: Вы знаете, со мной был очень интересный случай; Я хочу рассказать вам один интересный {забавный) случай, который произошел со мной, моим знакомым...

Рассказ должен быть коротким, необходимо сопровождать его «сигналами достоверности» - упоминанием конкретного места события, времени, называть имена участников или присутство­вавших при этом людей, знакомых всем.

Важно правильное завершение рассказа - он должен заканчи­ваться какой-либо фразой, которая показала бы его окончание (Вот такая история с нами приключилась; После этого я решил больше туда никогда не ездить; Теперь всегда, когда я иду в поход, я беру с собой только фарфоровые кружки и т.д.).

После завершения рассказа делается пауза для реакции собрав­шихся, а также оставляется возможность для ответа на шутливые вопросы слушателей.

 

2. Анекдот.

Существуют определенные правила рассказывания анекдотов.

 

Публичный анекдот (его рассказывают публично, громко, группе слушателей) должен быть:

1. Приличным. То, что можно рассказать группе близких лю­дей, далеко не всегда рассказывается публично. Анекдот не дол­жен содержать грубых слов и выражений.

2. В нем не должно содержаться намеков на какие-либо каче­ства или особенности людей той или иной национальности, про­фессии, присутствующих здесь же.

3. Рассказывать его нужно в среднем темпе, не спеша, серьез­но, самому ни в коем случае не смеяться (улыбаться можно, за­вершив рассказ). Не надо заранее говорить, что анекдот смешной.

4. Если в анекдоте есть прямая речь, можно изобразить речь персонажей и (умеренно) их самих.

5. Анекдот должен быть коротким.

6. В процессе рассказывания анекдота нельзя запинаться, пу­таться - анекдот должен быть рассказан гладко и по возможности артистично.

7. Закончив рассказывать анекдот, ничего не прибавляйте к нему дополнительно от себя, не комментируйте только что рассказан­ное, сделайте паузу для смеха.

 

Поводом для того, чтобы рассказать анекдот, может быть:

- ситуация в компании, напомнившая вам анекдот, который вы знаете. В этом случае рассказывание анекдота предваряется сло­вами: Кстати, это напомнило мне анекдот; Кстати, на эту тему есть анекдот;

- анекдот, рассказанный предыдущим рассказчиком. Тогда свой анекдот можно начать словами: Кстати, еще один анекдот на эту тему; Это напомнило мне еще один анекдот и др.;

- возникшая в общем разговоре пауза. В этом случае анекдот может помочь возобновить общий разговор. Начать можно слова­ми: Вы знаете, я недавно услышал новый анекдот; Кстати, слыша­ли ли вы новый анекдот про…

 

Есть и правила слушания анекдотов:

1. не перебивать,

2. не комментировать анекдот по ходу рассказывания;

3. слушать внимательно;

4. не говорить, что анекдот старый, если вы его уже слышали;

5. улыбнуться или посмеяться над анекдотом вместе со всеми
присутствующими.

 

3. Дружеский тост.

 

Тост – это застольное пожелание, которое завершается пред­ложением выпить в честь кого-либо или чего-либо.

Тосты - важнейшая застольная традиция, обязательный эле­мент дружеского застолья.

Тосты бывают:

- официальные (тогда это протокольно-этикет­ное выступление). Официальные тосты строятся по законам похвального слова; единственное их отличие - это завершающая часть, содержащая предложение поднять бокал за то или иное лицо или событие; кроме того, официальный тост обычно несколько коро­че протокольно-этикетных выступлений, длится не более минуты (длинные официальные тосты произносятся только в рамках дипломатического этикета на официальных банкетах в честь какого-либо человека или события);

- дружеские (а это уже развлекательное выс­тупление). Дружеские тосты произносятся за столом на дружеской вечеринке, дне рождения, дружеском застолье в честь какого-либо лица или события. Дружеский тост - это небольшое пуб­личное выступление, которое должно доставить приятное всем собравшимся, а если тост произносится в адрес конкретного человека, то, прежде всего, ему. Дружеский тост содержит эле­менты развлекательного выступления и строится по законам последнего.

 

Тосты бывают конкретными - в адрес определенного че­ловека, в честь конкретного события, за здоровье и счастье, осу­ществление желаний присутствующих людей, за этот дом, за но­вую квартиру и др. и абстрактными - за дружбу, любовь, за счастье всех, за прекрасных дам, за сильных и добрых мужчин, за людскую доброту и красоту, за порядок и стабильность, за улыбку и дружелюбие и т.д. Абстрактными такие тосты называют потому, что они не связаны непосредственно с той конкретной ситуацией и теми людьми, которые здесь присутствуют, содержат общие пожелания, относящиеся ко всем людям, всему обществу. Абстрактные тосты обычно произносятся в конце вечера или бан­кета, когда уже произнесены конкретные тосты за виновника торжества.

Собственные традиции произнесения тостов есть в каждой стране. В России, например, на дне рождения и на свадьбе при­нято первый тост произнести за юбиляра или молодоженов, а второй - за их родителей. У англичан на любом застолье надо произнести тост за королеву.

 

Правила произнесения дружеских тостов:

1. Тост должен быть коротким, не более минуты.

2. В России в отличие от Кавказа не приняты длинные тосты (на Кавказе считается, что чем длиннее тост, тем больше уважения демонстрируется в адрес того, кому тост предназначен; в России так не считается - длинный тост скорее будет рассматриваться как неуважение к присутствующим).

3. Начинается тост словами: Я хочу предложить тост за...; Я пред­лагаю выпить за...; Давайте выпьем за...

4. Ваш тост не должен повторять то, что сказано в предыдущих тостах, а по возможности развивать и дополнять мысли, выска­занные ранее. Можно сказать: Здесь уже говорили о...; Здесь уже поднимали тост за..; Я хочу добавить к тому, что уже сказали, еще
несколько слов...; Я хочу сказать о том, о чем сегодня еще никто не говорил за этим столом.

В тосте принято указать на ваше личное отношение к челове­ку, событию, за которые вы поднимаете тост, рассказать, как этот человек или это событие связаны с вами, положительно на вас повлияли и т.д.

 

Развлекательные выступления обычно бывают необходимы в дружеской компании за столом, на отдыхе в компании друзей, на банкете в честь какого-либо события.

 

4. Цель - убедить.

 

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, предвыбор­ные, агитационные, рекламные выступления (см. подробнее об убеждающих речах в 1.9 «Убеждающее выступление и его основные особенности»).

 

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-эти­кетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешан­ные типы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.043 с.)