Раздел 3 Коммуникативное пространство культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3 Коммуникативное пространство культуры.



3. 1. Сущность социокультурного пространства. (2 часа)

Понятие и сущность межкультурной коммуникации. Структура и детерминанты межкультурной коммуникации. Аккультуризация как освоение чужой культуры. Культурный шок в освоении «чужой» культуры. Стереотипы в межкультурной коммуникации. Предрассудки в МК. Межкультурные конфликты и пути их преодоления. Результаты МК. Толерантность как результат МК.

3. 2. Семиотическое понимание культуры (2 часа)

Семоитическая концепция культуры. Основы семиотического подхода в исследовании культуры в концепции Э. Касссирера. Семиотика в отечественной науке (Ю. М. Лотман).

3. 3. Языки и коды культуры. (2 часа)

Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культуры.

3. 4. Проблема смысла в культуре. (2 часа)

Западная культурология о будущем культуры. Взгляд на современную культуру XXI века. Культура и национализм. Постмодернизм и будущее культуры.

 

 

5.2. Планы практических занятий (проводятся в виде семинаров).

Практические занятия имеют обучающий характер, направленные на определение умений и навыков, а также на осуществление связи между применением теории и практики. Основной формой организации обучения являются семинары. Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

семинары - конференция (преимущественно индивидуальные доклады самостоятельно изученного материала), семинар – консультация (обсуждение проблемных вопросов преподавателя со студентами).

Семинар - один из основных методов обсуждения учебного материала. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Рекомендуется следующий порядок подготовки к семинарам:

1. Изучение соответствующих разделов учебной литературы - учебников, учебных пособий.

2. Непосредственная работа над первоисточником: усвоение фактов, их анализ, осмысление, сопоставление. По каждому источнику желательно составить краткий конспект с четким указанием места и времени появления документа, его характеристик с конкретными ссылками на отдельные статьи закона.

Для правильного понимания первоисточника важно знать общую историческую обстановку, в котором он появился, понимать причины его появления. Для этого перед анализом первоисточника необходимо просмотреть записи лекций, изучить дополнительную литературу. Эта литература позволит расширить учебный материал отдельных разделов учебника. Список дополнительной литературы по каждому изучаемому разделу, не является исчерпывающим. Студенты могут, ориентируясь на программу курса и планы семинарских занятий, самостоятельно подобрать дополнительную литературу. Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. Выборочная подготовка возможна лишь на некоторые семинары. Активность на семинарском занятии учитывается при подведении итоговой оценки знаний студента.

 

 

Тема 1 (2часа) Античные представления о культуре.

1)Предпосылки появления первых представлений о культуре.

2)Гуманизм в античном понимании культуры.

3) Крито-микенская культура. Гомеровская Греция. Мифология и политеизм. Развитие по­лисной демократии, ремесла и торговли. Культура времен архаики: философия, искусство, политика.

4) Культура классической Греции. Золотой век Перикла. Расцвет античной науки, философии, искусства (архитектура, скульптура, литература, театр). Культура эллинизма.

5) Древнеримская цивилизация: город, государство, право. Элементы римской культуры: политика, мораль, философия, риторика, искусство. Синкретизм религий и предпосылки христианства.

6)Культура и личность (Творчество античных историков).

 

Основная литература:

1. Античность как тип культуры. – М., 1988.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М: Проспект, 2001.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: "Правда", 1989.

4. Библер В.С. От Наукоучения – к логике культуры. (Два философских введения в двадцать первый век). М.: Издательство политической литературы, 1991.

5. Гайденко П.П. История Греческой философии в ее связи с наукой./Философские науки, Москва, Гуманитарий, 1999.

6. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986, с. 9.

7. Горан В.П. О социально–исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитар. науки в Сибири. 1996, № 1

8. Гричан Ю.В., Симанов А.Л. Археологическое исследование: методологические аспекты. – В кн.: Проблемы развития современной науки. Новосибирск: Наука, 1978.

9. Гуманитар. науки в Сибири. 1996, № 1

10. Проблемы развития современной науки. Новосибирск: Наука, 1978.

11. Свободная мысль. 1992. №2.

12. Философские науки, Москва, Гуманитарий, 1999.

13. Фромм Э.- Бегство от свободы./ Свободная мысль. 1992. №2.

Дополнительная литература:

1. 1 П.П. Гайденко История Греческой философии в ее связи с наукой./Философские науки, Москва, Гуманитарий, 1999.

2. 2 П.П. Гайденко История Греческой философии в ее связи с наукой./Философские науки, Москва, Гуманитарий, 1999.

3. 3 Гричан Ю.В., Симанов А.Л. Археологическое исследование: методологические аспекты. – В кн.: Проблемы развития современной науки. Новосибирск: Наука, 1978.

4. 4 Горан В.П. О социально–исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитар. науки в Сибири. 1996, № 1

5. 5 Горан В.П. О социально–исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитар. науки в Сибири. 1996, № 1

6. 6 Кнабе; Историческое пространство и историческое время Древнего Рима;1994; с. 194

7. Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 6-ти кн.– М.,1974-1994

9. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.– М.,1993

 

Тема 2 (2 часа) Понимание культуры в Средние века.

1. Теоцентризм средневековой культуры. Церковь, государство, феодализм. Общественная жизнь: город, замок, монастырь. Религиозная мораль и рыцарство.

2. Теология, философия, наука: поединок веры и разума. Первые университеты. Средневековое искусство: романский и готический стили. Народный театр и литература.

3. Гуманизм культуры Возрождения: самосознание, философия, литература, архитектура, живопись. Титаны Возрождения. Идеал гармонически развитого человека.

4. Натурфилософия Возрождения и новая космология (Н.Коперник). Великие открытия и изобретения. Социальные утопии Возрождения. Религиозная Реформация.

 

Литература

1) Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

2) Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

3) Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М., 1996.

4) Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992.

5) Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1988.

6) Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

7) Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989.

8) Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. В 2-х т. – М., 1978.

9) Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

10)Культура эпохи Возрождения. – Л., 1986.

11)Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

12)Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. – М., 1996.

13)Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991.

14)Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. – М., 1993.

15)Эстетика Ренессанса. В 2-х т. – М., 1981.

 

Тема 3 (2 часа) Осмысление культуры в европейской философии Нового времени.

1) Характерные особенности культуры эпохи Нового времени

2) Научные и технические достижения культуры эпохи Нового времени

3) Европейская культура XVII века. Буржуазные революции и становление капитализма.

4) Культура эпохи Просвещения. Буржуазная идеология и социальные утопии. Энциклопедизм разума и моральный скептицизм. Эстетика и искусство Просвещения (барокко, рококо, классицизм).

5) Европейская культура XIX века: экономика, политика, философия, наука. Сциентизм и антисциентизм. Романтизм и реализм в искусстве.

6) Культурные трансформации 2-й половины XIX века (импрессионизм, символизм, модерн и т.д.)

 

Литература

1) Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. В 3-х т. – М., 1986-1992.

2) Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь.– СПб., 1995-1997. Т.1-3.

3) Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

4) Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь. – М.: Феникс, 2001.

5) Западноевропейская художественная культура XVIII века. – М., 1980.

6) Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1983.

7) Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина – М., 2001

8) Ларошфуко Ф.де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж.де. Характеры. – М., 1974.

9) Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

10)Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие. / 11)Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.

12)Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов. / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.: Оникс, 2007.

 

Тема 4 (2 часа) Проблемы типологии культуры.

1) Истоки проблемы типологической классификации культуры

2) Понятия типа, типологии и типологизации культур

3) Осуществление типологизации культур

4) Характеристика типологических моделей культур (Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, Ф. Ницше, П.Сорокина)

Литература

1. Культурология. Уч. пособие/ Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

2. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 59.

3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 204.

4. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1999. С. 430.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. 1993. Т. 1. С. 255.

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 54.

7. Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие. Ростов. РГПУ, 2006

8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 59

9. Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006

10. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 204.

11. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1999. С. 430.

12. Флиер А.Я. «Культурогенез в истории культуры»/ «Общественные науки и современность», №3, 1995

13. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. 1993. Т. 1. С. 255.

14. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 54.

 

 

Тема 5 (2 часа) Теории цивилизации XIX века.

1. Истоки представлений о цивилизации

2. Развитие линейно-стадиальных и локальных моделей теории цивилизаций в первой половине XIX века.

3. Становление теории локальных цивилизаций во второй половине XIX века

4. Концепция технического развития культуры П.Сорокина

5. Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда

6. Концепция коллективного бессознательного К.Юнга

7. Функциональная теория культуры Б.Малиновского

8. Игровая концепция культуры И.Хейзинги

9. Пассионарная теория культуры Л.Гумилева

Литература

1. Ионов И. Н., Хачатурян В. И. Теория цивилизаций от античности

2. до конца XIX века. — СПб.: Алетейя, 2002

3. Альтернативные пути к цивилизации/Отв. ред. (совместно с Н. Н. Крадиным, А. В. Коротаевым, В. А. Лынша, Д. М. Бондаренко. М.: Логос, 2000.

4. Бондаренко Д. М. Теория цивилизаций и динамика исторического процесса в доколониальной Тропической Африке. М.: Институт Африки РАН, 1997.

5. Э. В. Сайко. Цивилизация в пространственно-временном континууме социальной эволюции и проблема ее системного слома // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003, с. 16—26.

6. Ерасов Б.С. "Сравнительное изучение цивилизаций"

7. Черницкий А.М. История исчезнувших цивилизаций. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 432 с. - (Всемирная история цивилизаций).

Тема 6(2 часа) Современные теории цивилизации

1) Концепции традиционного общества

2) Теории индустриального общества

3) Теории постиндустриального общества

4) Теории модернизации

Литература:

1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с.

2. Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. - Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. - 416 с.

3. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. - Университетская книга, 1997, - 640 с. -(Культурология, XX век)

4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 304 с.

5. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 400с.; карт.

6. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. - 574с.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с.

Тема 7 (2 часа) Русская цивилизация

1) Концепция русской цивилизации

а) Славянский культурный тип (по Н. Я. Данилевскому)

б) Русский народ — народ-богоносец (по Ф. М. Достоевскому)

в)Русская цивилизация (по Л. Н. Толстому)

2)Культурологические идеи славянофилов (В.С.Соловьев)

3)«Русская идея» В.Соловьева

4)Революционно-демократическое направление-западничество (А.И.Герцен, В.Г. Белинский)

 

Литература:

1. Глобальный мир. Выпуск 10. Российская цивилизация. Специфика массовых решений: — Санкт-Петербург, Новый век, 2003 г.- 72 с.

2. Григорьев Д. Достоевский и церковь: У истоков религиозных убеждений писателя / Протоирей Д. Григорьев — М., 2002. 175 е.: ил.

3. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа./ Н.Я. Данилевский М., 1991.- 574с.

4. Достоевский Ф.М. Письма: В 4 т. М., Л.,: Госуд. изд-во, 1928-1959. - Т. 1.-590 е.; Т. 2.-618 е.; Т. 3. - 390 е.; Т. 4. - 606 с.

5. Древняя Российская история: М. Ломоносов — Москва, Фолио, 2009 г.- 224 с.

6. История исчезнувших цивилизаций: А. М. Черницкий — Санкт-Петербург, Феникс, 2007 г.- 432 с.

7. Очерки доисторических цивилизаций: Чарльз Ледбитер — Санкт-Петербург, Амрита-Русь, 2008 г.- 128 с.

8. Российская Метрологическая энциклопедия: — Москва, Лики России, 2001 г.- 840 с.

9. Российская многонациональная цивилизация. Единство и противоречия: — Санкт-Петербург, Наука, 2003 г.- 378 с.

10. Российская цивилизация. Содержание, границы, возможности: В. В. Ильин, А. С. Ахиезер — Москва, Издательство МГУ, 2000 г.- 304 с.

11. Российская цивилизация. Энциклопедический словарь: — Санкт-Петербург, Республика, 2001 г.- 544 с.

12. Русская идея. М., 1992. -456с.

13. Традиция и русская цивилизация: — Москва, АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г.- 286 с.

14. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений.-М. 1986 г. С. 109

15. Цивилизация. Утопия и трагедия: Джордж Франкл — Москва, АСТ, Астрель, 2007 г.- 256 с.

 

 

Тема 8 (2 часа ) Социокультурный кризис в России и мире, пути выхода из него

1) Сущность кризиса и его проявления

2) Пути выхода из кризиса

3) «Утопия» Томаса Мора (идеал общественного устройства)

4) Россия сегодня. Существующие проблемы и их решения.

Литература:

1. Аверьянов B.B. Феноменология Смутного времени: откуда ждать Минина и Пожарского? //ОНС. 1996. N 3.

2. Авраамова Е. М. Формирование новой российской макроидентичности//ОНС. 1998. N4.

3. Авраамова Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса //ОНС. 1999. N 3.

4. Альтицер Т. Россия и апокалипсис //Вопросы философии. 1996. N 7.

5. Бердяев H.A. Героизм и подвижничество//Вехи. Из глубины. М., 1991.

6.. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре/ /Бердяев H.A. Смысл истории. М.-Л., 1990.

7.. Бердяев H.A. Русская идея //О России и русской культуре. М., 1990.

8. Вернадский В.И. Несколько строк о ноосфере //Научная мысль как планетное явление. М., 1991.
Гудков Л.Д. Русское национальное сознание: потенциал и типы консолидации //Куда идёт Россия? М.: 1994.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Доклад, прочитанный в Вене в 1935 г. Опубликован в 1954 г. //Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве//Социологический журнал. 1994. N 3.
Ерыгин А.Н. Восток Запад - Россия /становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях/. Ростов н/Дону, 1993.
Клямкин И.М. Историческая незавершённость советского человека / /Этика успеха. Тюмень-Москва: 1994.

9.. Коваленко В.А. К вопросу о взаимосвязи философии и естествознания. Канд. дисс. М., 1974.

10.. Козлова Е.В. Запас устойчивости и критические состояния//Механизмы устойчивости геосистем. М., 1991.

11.. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений/ /Социс, 1993, N 11.

12.. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту "Кто я"//Социс. 1995. N 5/.

13.. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

14.. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

15.. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры/ /Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М., 1993.

16. Сорокин Питирим. Структурная социология //Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

17. Сорокин Питирим. О так называемых факторах социальной эволюции //Сорокин П. Человек. Цивилизация общество. М., 1992

Тема 9 (2 часа) Психоаналитические концепции культуры

1) Культурология классического психоанализа (З. Фрейд)

2) Аналитическая психология (К.Г.Юнг, К.Хорни)

3) Экзистенциальные потребности по Э.Фромму

Литература:

  1. Автономова Н.С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана // Вопросы философии. - 1973. - №11.
  2. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. - 1991. - №4. - С.58-75.
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 1992. - 113 с.
  4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Перевод А.Б. Хавина. - М.: КСП, 1996.
  5. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.
  6. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., 1991. - 197 с.
  7. Дадун Р. Фрейд. - М., 1994. - 512 с.
  8. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1997. - 448 с.
  9. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997. - 284 с.
  10. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие. - СПб.: Б.С.К., 1997.
  11. Лакан Ж. Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда. - М., 1997. - 184 с.
  12. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954). - М., 1998. - 432 с.
  13. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество (Критический анализ). - Киев, 1980. - 159 с.
  14. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М., 1977. - 246 с.
  15. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - 397 с.
  16. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность. - М., 1997 - 60 с.
  17. Лоренцер А. Археология психоанализа. Интимность и социальное страдание. - М., 1996 с. - 304 с.
  18. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. - Киев, 1995. - 314 с.
  19. Марти Ж. Психоанализ в России и в Советском Союзе с 1909 по 1930 г. // Российский психоаналитический вестник. - 1992. - №2. - С.33-48.
  20. Овчаренок В.И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994. - 307 с.
  21. Осборн Р. Знакомьтесь: Фрейд. - М., 1997. - 176 с.
  22. Основы социального психоанализа / Под общ. ред. В.Д. Попова. - М., 1996. - 191 с.
  23. Пачеко К.Б. Азбука аналитической трилогии (Интегральный психоанализ). - М., 1994. - 223 с.
  24. Психоанализ и науки о человеке / Под ред. Н.С. Автономовой, В.С. Степина. - М., 1995. - 416 с.
  25. Фрейд З. Я и Оно. - М., 1990. - 56 с.
  26. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. - М., 1996. - 141 с.
  27. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1995. - 320 с.

 

 

Тема 10 (2 часа) Культурологическая концепция О.Шпенглера

1) Принцип цикличности в культурологической концепции О.Шпенглера.

2) Характеристика восьми культур высшего типа

3) «Закат Европы». Основные идеи.

Литература:

1. Зимовец Л.Г. Шпенглер о смысле истории // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. №6. С. 123 – 131.

2. Зимовец Л.Г. Морфологизм и редукционизм как основа методологии О. Шпенглера. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. №6. С. 8 – 13.

3. Зимовец Л.Г. О. Шпенглер о русской культуре // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. №1. С. 45 - 55.

4. Зимовец Л.Г. Н. Бердяев и О. Шпенглер о России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. №6. С. 51 - 56.

5. Зимовец Л.Г. Особенности философского миросозерцания Н.А. Бердяева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 2. С. 8 - 15.

6. Терехов. Освальд Шпенглер и «консервативная революция» в историографии ФРГ // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2011, № 347. Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1. Новосибирск, 1993 С. 464-4658. Афанасьев. Социология политики Освальда Шпенглера. М.: КДУ, 2009. — 192 с.

Тема 11(2 часа) Культурологическая концепция К.Ясперса

1.Идея историзма К.Ясперса2.Линейная типология культур.3.Понятие «осевого времени»4.Культурно-исторические фазы человечества Литература:

1.Дианова В.М. Культурология:основные концепции. Спб. 2005 г. 202 с.

2.Иконникова С.Н. История культурологических учений Спб. 2005 г.134 с.

3.Кармин А.С. Культурология Спб.2003 г.315 с.

4.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

5.Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

6. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. М., 2000.

7.Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс. М., 1991.

8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

9.Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 54.

10.Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 242.

 

Тема 12(2 часа) Интеграционная теория культуры П.Сорокина 1.Теорию социальной стратификации (социального расслоения общества) 2.Социальной мобильности (обновления общества).3.Энергия культуры4.Принцип «альтруизации» Литература:

Антология исследований культуры. В 2 т. СПб., 1997.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. СПб., 1999.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1987.

Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

 

Тема 13(2 часа) Социокультурная коммуникация и коммуникативное пространство культуры 1. Сущность социокультурной коммуникации2. Понятие коммуникативного пространства3. Символический интеракционизм4.Коммуникационные процессы Литература:

Баткин Л. М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.

+ Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

+ Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000.

+ Быховская И. М., Флиер А. Я. Коммуникация социокультурная // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга,1997.

Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики / Пер. с англ. М., 2001.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997.

Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

+ Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

+ Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998.

+ Маслова В. А. Лингвокультурология. М., 2001.

+ Неретина С. С., Огурцов А. П. Язык и речь — векторы определения пространства культуры // Теоретическая культурология. М.; Екатеринбург, 2005.

+ Овчаренко В. И. Коммуникация // Всемирная энциклопедия: Философия XX века. М.; Минск, 2002.

+ Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2003.

+ Режабек Е. Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М., 2003.

+ Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Тема 14(часа) Сущность семиотического подхода к культуре

1. Сущность семиотического подхода2.Знак как объект семиотики3. «Основы теории знаков» Чарльза Морриса4.Семиология Фердинанда де Соссюра5. Основные идеи Умберто Эко в работе «Отсутствующая структура»6.Семиозис Ч.Пирса Литература:

Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья // Другой Рим: Избранные статьи. СПб., 2005.

+ Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. 1989.

+ Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2004.

+ Марков Б. В. Знаки бытия. СПб., 2001.

+ Ментальная репрезентация: Динамика и структура. М., 1998.

+ Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

+ Модели мира. М., 1997.

+ Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. М.; Екатеринбург, 2001.

+ Петров М. К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

+ Петров М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М., 2004.

+ Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.,

1995.

+ Розин В. Семиотические исследования. М.; СПб., 2001.

+ Скрипник К. Д. Семиотика. Ростов н/Д, 2000.

+ Щедровицкий Г. П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967.

+ Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,

1998.

Тема 15(2 часа) Знаки в культуре 1.Понятия знака и значения2. Коды культуры3.«Конденсационные» и «референциальные» символы Э.Сепир.4.Символ в системе культуры. Ю.М.Лотман5.Интерпретация культуры М.Фуко Литература:

+ Айдукевич К. Язык и смысл // Логос. 1999. № 7.

+ Алексеев В. К осмыслению модели смысла // Здравый смысл. 1998. № 7.

+ Ганжин В. Т. Смыслоприобретения и смыслоутраты в культуре и биографии личности (опыт аксиологического анализа проблематики) // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997.

+ Гусев С. С. Смысл возможного: Коннотационная семантика. СПб., 2002.

+ Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.

+ Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

+ Деррида Ж. Эссе об имени. М.; СПб., 1998.

+ Козловский В. П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев,

1990.

+ Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М., 1999.

+ Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

+ Налимов В. В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? // Человек в системе наук / Отв. ред. И. Т. Фролов. М., 1989.

Тема 16(2 часа) Культура как механизм создания текстов 1.Понятие текста Ж.Деррида2.Проблема интерпретации текста Г.Г.Гадамера3.Ф.Шлейермахер и его герменевтическая теория4.Грамматическое толкование теста5.Психологическое толкование текста.6.Герменевтическая задача поколения.(творческая работа)

 

Литература:

+ Гудимова С. А. Символы культур: Сб. статей. М., 2002.

+ Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1992.

+ Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быть и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). 2-е изд. СПб, 1999.

+ Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2001.

+ Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М., 1967.

+ Пирс Ч. С. Из работы «Элементы логики. Grammatica speculative» // Семиотика: Антология. М.; Екатеринбург, 2001.

+ Семакина И. А. Бытие как текст: проблема самоопределения смысла. М., 1998.

+ Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.

Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.

- Штомпелъ Л. А. Лики времени. Ростов н/Д; СПб., 1997.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

+ Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. Языки как образ мира. М.; СПб., 2003.

 

5.3. Планы лабораторного практикума (при наличии в учебном плане)

Не предусмотрено учебным планом

5.4. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК1, ОК-2, ПК-1, ПК-2.   1.1Вводная. Предмет теории культуры,ее методы. Структура культурологического знания.   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2. 1.2 Сущность, структура, и функции культуры. Основные понятия культурологи.Семинар 1. Античные представления о культуре Семинар 2. Понимание культуры в Средние века Семинар 3. Осмысление культуры в европейской философии Нового времени   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2. 1.3 Социально- исторические формы и типы культуры Семинар 4 Проблемы типологии культуры Семинар 5 Теории цивилизации XIX в. Семинар 6 Современные теории цивилизации Семинар 7 Русская цивилизация Подготовка к КР СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3 1.4 Динамика культуры Семинар 8 Социокультурный кризис в России и мире, пути выхода из него подготовка реферата КСР    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2. 2.1 Общая характеристика культурологических исследований XXв. Семинар 9 Психоаналитические концепции культуры Семинар 10 Культурологическая концепция О.Шпенглера Семинар 11 Культурологическая концепция К.Ясперса Семинар 12 Интеграционная теория культуры П.Сорокинав.   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9,ПК-1, ПК-2 9.1 Сущность социокультурного пространства Семинар 13 Социокультурная коммуникация и коммуникативное пространство культуры   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2. 9.2 Семиотическое понимание культуры Семинар 14 Сущность семиотического подхода к культуре Семинар 15 Знаки в культуре   подготовка доклада СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2. 9.3 Языки и коды культуры Семинар 16 Культура как механизм создания текстов   Подготовка к КР СРС    
ОК-1, ОК-2, ОК-3,ОК -9, ПК-1, ПК-2, ПК-3 3.4 Проблема смысла в культуре   подготовка реферата КСР    

Виды СРС:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка реферата, доклада;

- подготовка к деловым играм;

- решение задач;

- выполнение расчетно-графических работ;

- написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.

 

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

 

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

(Тематика докладов)

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие «культурной картины мира» как базового концепта культурологического познания.

2. Наука с точки зрения культурологии

3.Художественный процесс с культурологической точки зрения

10. Экономика с культурологической точки зрения

11. Право с культурологической точки зрения

12. Политика с культурологической точки зрения

13. Здоровье, здоровьесберегающие технологии и здоровьеориентированные практики в культурологическом измерении

14. Образование как механизм трансляции ценностей культуры.

15. Спорт и досуг с культурологической точки зрения

16. Религия с культурологической точки зрения

17. Миф с культурологической точки зрения

18. Значение принципа культурного релятивизма в формировании плюралистического взгляда на историю культур.

19. Игра как принцип объяснения культуры.

20. Категория «сверхестественного» в мышлении традиционного и современного общества.

21. Логика и мифы современной культуры.

22. Лингвистическая относительность: мифы и реальность.

23. Аполлоновкая и дионисийское начала в культуре Древней Греции и в современной европейской культуре.

24. Значение измененных состояний сознания в современной культуре.

25. Культура и природа: экологический кризис или гармония?

26. Гуманизм и технократизм в современной культуре.

Вопросы к коллоквиуму (не предусмотрено).

Учебно-методические материалы для СРС:

  1. Культурная антропология: Методические рекомендации для студентов бакалавриата по направлению «Культурология» / Сост. А.М.Субботина Ижевск, 2007. 116 с.
  2. Философия культуры: учеб.-метод. комплекс / УдГУ, Ин-т соц. коммуникаций; сост. И. В. Соловей. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. - 49, [1] с.
  3. Философия культуры: учеб.-метод. комплекс / УдГУ, Ин-т соц. коммуникаций; сост. И. В. Соловей. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. - 49, [1] с.
  4. О.М.Штомпель и др. Электронный учебник. Античная культура.
  5. О.М.Штомпель. Социокультурный кризис. Лекция.
  6. О.М.Штомпель, Л.А.Штомпель. Методические материалы по курсу «Теория культуры».
  7. О.М.Штомпель. Программа курса «Теория культуры».
  8. Е..Я.Режабек. Спецкурс «Соотносительность родоисторической эволюции мышления и языка». Программа и вопросы к экзамену.
  9. М.В.Заковоротная. Курс «Теория и история культуры повседневности».
  10. М.В.Заковоротная. Курс «Культурная антропология».
  11. .В.Заковоротная. Курс «Человек: социально-философские проблемы в ХХ веке».
  12. М.В.Заковоротная. Спецкурс «Особенности культуры информационного общества».
  13. Г.Б.Хмелевская. Спецкурс «Культурная доминанта России и частная собственность».
  14. Г.Б.Хмелевская. Спецкурс «Западный рационализм и русский логос в свете восточной многомерной космоантропологии».
  15. Г.Б.Хмелевская. Курс «История и теория отечественной культуры».

  16. Н.В.Скляренко. Программа спецкурса «Трапеза как социокультурный феномен».
  17. М.А. Андреева Учебно-методический материал по спецкурсу «Осевая концепция культуры».
  18. М.А. Андреева. Учебно-методический материал по курсу «Культурология».

 

График контроля СРС

Недели семестра                                    
формы контроля д д д д д д д р1 Кр1 Д д д д д д д р2 Кр2

 

 

Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.

Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются не только традиционные технологии, но и интерактивные методы обучения. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.204 с.)